Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие социальной общности. Разновидности и характерные черты социальных общностей.
2. Социальные группы – основная форма социальных общностей. Виды социальных групп.
3. Этнические общности. Основные черты и этапы формирования русской нации.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 34.78 Кб (Скачать)

1. Понятие социальной общности. Разновидности и характерные черты социальных общностей.

 

Социальная общность - это эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая субъектом социального действия. 
  Социальные общности различаются значительным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно- обусловленных видов и форм. По количественному составу они варьируются от двух людей до массовых движений, охватывающих многие государства. По продолжительности существования они варьируются от кратковременных (например, аудитория зрелищного мероприятия) до существующих тысячелетиями этносов. По характеру связей между индивидами общности варьируются в диапазоне от сплоченных коллективов до аморфных образований (например, фанаты футбольного клуба). В зависимости от базового системообразующего признака выделяют территориальные, демографические, культурные, религиозные сообщества. 
  На основании совокупности признаков общности делят на два наиболее широких вида - массовые и групповые. 
  Для массовых общностей характерны аморфность состава, отсутствие четко обозначенного принципа вхождения, ситуативность существования. Типичными массовыми сообществами являются движения (антивоенное, женское, экологическое, антиглобалистское, поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, ассоциации по интересам (садоводы, филателисты и пр). 
  Социальная общность является одной из важных составляющих социума.

Социальные общности разных видов  и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы  человеческого общежития.

Именно поэтому их изучение является важным направлением социологической  науки. Социальная общность – это  реально существующая, эмпирически  фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным  субъектом общественно-исторического  процесса.

Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее  одинаковыми чертами (во всех или  некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового  сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Характерные черты социальных общностей:

1) реальность – социальные общности не являются умозрительными абстракциями или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой действительности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить;

2) целостность – социальные общности не являются простой совокупностью индивидов, социальных групп или иных социальных, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем;

3) выступление в качестве объекта социального взаимодействия – социальные общности сами являются источниками своего развития. Становление и функционирование социальных общностей происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.

Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуационно обусловленных  видов и форм.

Так, по количественному составу  они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений.

По времени продолжительности  существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия  этносов, народностей, наций.

По плотности связи между  индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.

Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе.

В качестве таких оснований можно  выделить следующие характеристики:

1) характер общественного производства (производственный коллектив, социально-профессиональная группа);

2) этническая принадлежность (народности, нации), которые отличаются спецификой экономической деятельности, окружающей природной среды и другими качествами;

3) естественные социально-демографические факторы (пол, возраст, принадлежность к социальному слою, например, студенчество и т. д.);

4) культурные особенности (различные культурные объединения: театральные, кинематографические и т. д.);

5) политические ориентации (политические партии и общественные движения).

Все социальные общности можно разделить на массовые и групповые.

Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.

Массовые общности характеризуются  следующими признаками:

1) представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с непосредственным качественным и количественным составом, не имеющие четко обозначенного принципа вхождения в них;

2) для них характерен ситуационный способ образования и существования, так как они функционируют в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее и поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями;

3) им присуща разнородность состава, межгрупповая природа, то есть эти общества преодолевают классовые этнические и иные границы;

4) вследствие своего аморфного образования они не способны выступать в качестве структурных единиц более широких общностей.

Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.

Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. Однако совокупность людей становится общностью  только тогда, когда они могут  осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи  с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим».

Соответственно возникает понимание  единства своих интересов по сравнению  с другими общностями.

Осознание данного единства присуще  любой социальной общности. При этом существует прямая зависимость между  характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий  лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Поэтому наиболее присуще осознание  единства для этнических общностей: наций, народов, народностей.

 

2. Социальные группы –  основная форма социальных общностей.  Виды социальных групп.

 

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование  и т. д.

В обыденной жизни понятию «социальная  группа» даются самые различные  толкования.

В одном случае этот термин применяется  для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте.

Примером такого сообщества могут  быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или  проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией.

Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.

Значимость социальной группы для  индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы.

Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов.

Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа.

Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие  или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным.

Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.

Большие социальные группы редко выступают  в качестве объекта социологических  исследований, что обуславливается  их масштабом.

Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей  в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.

Малая социальная группа – это  небольшое число людей, которые  хорошо знают друг друга и постоянно  взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая группа имеет ряд отличительных признаков:

1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;

2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;

3) каждый из членов группы взаимодействует со всеми членами;

4) принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных потребностей;

5) члены группы имеют общие цели, как правило, они вырабатывают общие правила, стандарты, нормы и ценности.

Существует две исходных формы  малой группы: диада и триада.

Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюбленных. Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.

Существуют различные подходы  к классификации малых групп. В рамках одной из них принято  выделять первичные и вторичные  группы.

Первичная группа – разновидность  малой группы, отличающаяся высокой  степенью солидарности, близостью ее членов, единством целей и деятельности, добровольностью вступления и неформальным контролем над поведением ее членов, например, семья, группа сверстников, компания друзей и т. д. Впервые термин «первичная группа» ввел в научный социологический оборот Ч. Кули. Автор рассматривал его как элементарную клеточку всего социального организма.

Изучение первичных групп важно  в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и  ролевыми установками для огромного  количества людей.

Вторичная группа – это социальная группа, социальные контакты и отношения  между членами которой носят  безличный характер.

Эмоциональные характеристики в такой  группе отходят на второй план, а  на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать  общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.

В классификации малых групп  выделяют также референтные группы. Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.

При рассмотрении малых социальных групп принято выделять также  группы членства – группы, к которым  индивид реально принадлежит. В  обыденной жизни нередки случаи, когда между группами членства и  референтными группами возникает ценностный конфликт. Результатом этого может стать разрыв межличностных связей, что грозит разрушением социальной группы. В современном обществе такие явления имеют значительные масштабы.

Прежде всего это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.

 

3. Этнические общности. Основные черты и этапы формирования русской нации.

Видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Внешней формой выражения этноса является этноним — самоназвание (русские, немцы и т. д.). Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории. 
Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного значения. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей. Общность языка явилась результатом этого процесса. Наибольшее влияние в этнической общности имеет единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. 
Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д. Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя как единая общность. Религия же как комплексное социокультурное и духовное образование оказывает огромное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может служить главным системообразующим признаком в формировании определенного типа этносов — этноконфессиональных образований. Ярким примером таких этносов являются католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т. д. 
Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом само-сознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов), на связь с «родной землей», с «родным языком». 
Сформировавшийся этнос функционирует как целостный социальный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних браков и через систему социализации. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность. Например, сейчас, после распада СССР, существуют отдельно Россия, Украина, Белоруссия, но русские, украинцы и белорусы принадлежат к одному русскому этносу.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"