Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:06, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение принципов прикладного социологического исследования.
Ведение……………………………………………………………………………… 2
1. Виды социологического исследования………………………………………… 3
2. Этапы социологического исследования……………………………………….. 7
3.Программа социологического исследования, ее элементы……………..……. 8
4. Методы социологических исследований…..…………………………………. 12
Основные понятия………………………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………………………………... 16
Список литературы……………………………………………………………….. 16
Содержание
Ведение……………………………………………………………
1. Виды социологического исследования………………………………………… 3
2. Этапы социологического исследования……………………………………….. 7
3.Программа социологического исследования, ее элементы……………..……. 8
4. Методы социологических исследований…..…………………………………. 12
Основные понятия……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В широком смысле социологическое
исследование - это специфический
вид систематической
При этом любое социологическое
исследование предполагает несколько
этапов. Один из этапов социологического
исследования заключается в подготовке
собранной в ходе социологического
исследования информации к обработке,
составлении программы
Отмеченные методы, несомненно,
имеют определенную ценность для
практики проведения социологических
исследований. Однако достаточно выражены
также их недостатки. Так, нередко
они осуществляются путем смешения
различных оснований и
Целью данной работы является рассмотрение принципов прикладного социологического исследования.
1. Виды социологического исследования
В наиболее общем виде социологическое
исследование можно определить как
систему логически
Несмотря на то, что каждое
социологическое исследование, претендующее
на цельность и законченность, единой,
унифицированной формы
Конкретный вид
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом по объёму инструментарии.
Разведывательное исследование
используется для предварительного
собеседования определённого
Выполняя вспомогательные
задачи, разведывательное исследование
служит поставщиком оперативных
данных. В этом смысле можно говорить
о такой его разновидности, как
экспресс опрос, цель которого состоит
в получении отдельных
С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведённых мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.
Обычно в разведывательном
исследовании используется какой-либо
один из наиболее доступных методов
сбора первичной
Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учёт такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательное исследование
проводится по подробно разработанной
программе и на базе методически
апробированного
Описательное исследование
обычно применяется в тех случаях,
когда объектом служит относительно
большая общность людей, отличающаяся
разнообразными характеристиками. Это
может быть коллектив крупного предприятия,
где трудятся люди разных профессий
и возрастных категорий, имеющие
различные стаж работы, уровень образования,
семейное положение и так далее,
или население города, района, области,
региона. В таких ситуациях выделение
в структуре объекта
Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углублённое изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
Если в ходе описательного
исследования устанавливается, есть ли
связь между характеристиками изучаемого
явления, то в ходе аналитического выясняется,
носит ли обнаруженная связь причинный
характер. Например, если в первом случае
фиксируется наличие связи
Поскольку реальность такова, что назвать в "чистом виде" какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов.
Из неё и выделяются
факторы основные и не основные,
временные и постоянные, управляемые
и неуправляемые, присущие данному
социальному институту или
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно это требует умения взаимоувязывать, "состыковывать" информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определённых критериев её интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
Разновидностью аналитического исследования можно считать социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путём изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению "поведения" тех включённых в него факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоёмкое и требующее социальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идёт о внедрении новых форм социальной организации, о коренных изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные интересы. В ряде случаев эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избегать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью предлагать практике новые формы и методы управления.
В зависимости от того, рассматривается
предмет в статике или
Точечное исследование (его называют разовым) даёт информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определённом смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный "срез" объекта, но не даёт ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
Сравнительные данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведённых последовательно через определённые промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называют повторными. По сути дела, они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.
В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапа. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приёма в вузы или поступления на работу.
Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по её величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.
Помимо названных в социологии используются - хотя значительно реже - специальные виды социологических исследований.
Один из них - монографическое исследование, которое нацелено на всестороннее, "глобальное" изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. Очень часто монографическое социологическое исследование дополняется использованием методов других наук - истории, экономики, культурологии, лингвистики и т.п.
Значительный интерес представляют когортные исследования, которые изучают специфические совокупности людей в течение определённого времени, например года, переживших одно и то же событие( вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.). Когорту, образованную по году рождения, называют поколением.
В наступившей поре открытости
всему миру всё чаще стали проводиться международны
Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.
2. Этапы социологического исследования
Любое социологическое исследование проходит ряд последовательных этапов.
На Подготовительном этапе осуществляется изучение степени разработанности интересующей исследователя проблемы, определяется методологическая стратегия исследования, разрабатывается его программа и инструментарий.
Важнейшим элементом данного этапа является разработка Программы социологического исследования, которая содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса.