Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность человека: природа и духовность. 2.Философия любви, брака, семьи.

Файлы: 1 файл

Вариант 2.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

                                               Вариант №8.

1. Сущность человека: природа и духовность.

    Несмотря на многообразные теории, природа человека до сих пор остаётся непрояснённой, она таит в себе немало тайн и загадок. Всё это связанно с тем, что природа человека является многомерной, нелинейной и многоэтажной, подобно Вселенной, чьим отображением и выражением она служит.

    Человек является частью природы,  её детищем, её порождением.  Среди гипотез появления человека  преобладают следующие: человек стал человеком благодаря жизни в воде; мутации в клетках мозга гоминид были вызваны жёсткими излучениями вспышки Сверхновой звезды, либо инверсиями геомагнитного поля, мутант среди гоминид появился в результате теплового стресса. Ещё одна концепция о происхождения человека опирается на эволюционную теорию Ч.Дарвина, его знаменитую работу «О происхождении видов», ставшую основой естественно – научного истолкования происхождения человека, и в настоящее время, значительно видоизменившись под влиянием новейших достижений в области молекулярной биологии и генной инженерии, разделяется большинством учёных. Следует заметить, однако, что сторонники «естественного» подхода могут придерживаться как земного, так и космического происхождения человека. Другая концепция выводит человека из сверхприродного начала, рассматривая его, например, как результат творения человека Богом или иной надчеловеческой личностью, или безличностной сущностью в силу свободы акта свободного волеизъявления этой сущности, непостижимого для человеческого ума; гипотезы о внеземном, космическом генезе человеческого рода как «эксперименте» высокоразвитых цивилизаций на планете Земля - космического Разума.

    Наша жизнь непосредственно зависти  от природы. Кто из нас не  чувствует слияние с природой, не чувствует потаённый смысл природных стихий? Мы ежесекундно испытываем ощущение единства нашего бытия и космической беспредельности. Человек не может рассматривать себя как существо, свободное от отношений, царящих в природе: ведь сам он есть природное существо – его социальная сущность не снимает его природного начала.

    Человек, как и любое живое  существо, имеет свою среду обитания, которая своеобразно преломляется  в нём во взаимодействии всех  его составляющих. В последнее время в науках о человеке всё более начинает осознаваться факт влияния среды на состояние организма, психики, которое определяет чувство  комфорта или дискомфорта.

    Философское осмысление было  бы существенно неполным без  рассмотрения его в системе  человек – Вселенная. 

   Мы живём на планете, в глубинах которой постоянно бурлит множество ещё неизвестных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несётся в круговых движениях в космических безднах. Зависимость человека от природных процессов – от разных перепадов температуры, от колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и т.д. – выражается чаще всего в его нервно – психическом состоянии и вообще в состоянии организма.

    Человек существует в системе  взаимодействия всех сил природы  и испытывает от неё самые разные воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии физиологической и психологической адаптации человека к природному миру, а так как человек – это прежде всего существо социальное, то адаптироваться к природе он может только через общество. Общественный организм действует в рамках природы, и забвение этого жестоко карает человека. Если ценностные ориентиры социума направлены не на гармонию с природой, а, напротив, изолируют человека от неё, проповедуя уродливо разросшийся урбанизм, то человек, воспринявший эту ценностную ориентацию, становится рано или поздно жертвой своей собственной ценностной установки. Кроме того, у него образуется своеобразный средовой вакуум, как бы недостаток сферы деятельности, и никакие социальные условия не смогут возместить человеку психологические потери, связанные с «отчуждением» от природы. Будучи не только социальным существом, но и  существом биологическим, человек точно так же, как он погиб бы без общества людей, погибнет и без общения с природой. Поэтому, при анализе отношения человека к природе, следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и прежде всего гоминидами, а с другой – принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры.

    Человек является частью живой природы, к тому же продуктом биологической эволюции, теперь, на фоне современного естествознания, стало в достаточной мере очевидным и практически бесспорным уже не только для учёных и специалистов, но и для широкого круга образованных людей. Нет сомнения, что каждый человек неповторим уже в силу своих биологических особенностей: генетического кода, веса, роста, темперамента, цвета волос и кожи, срока жизни и т.п. Однако также бесспорным является и то, что он - существо социальное, и его неповторимость, уникальность обусловлены не в меньшей степени его общественной природой, социальной средой, в которой он формируется, получает воспитание, образование, культурные, этические, ценностные ориентиры. Именно поэтому человеческий индивид, помимо биологических особенностей, обретает свою индивидуальность (наличие единичных, неповторимых черт) и как социальное существо.

    В становлении социальной сущности человека огромную роль играл и труд, как целесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях удовлетворения своих потребностей. Другими словами, становление человека в полном смысле этого слова происходит в обществе, и только в обществе. Будучи оторванным от общества, например, в младенческом возрасте, человеческое существо развивается лишь как биологическая особь, и практически безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком, т.е. утрачивает способность овладеть нормальной речью, навыками общения, обучиться труду – коллективной совместной деятельности и т.п.

    Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности.

    Для рассмотрения человеческой природы можно выделить три плоскости: своеобразие биологической организации человека, отличающей его существенным образом от биологической организации других живых существ; своеобразие человека как социального существа, изменяющего мир; а также исторически изменяющуюся, динамически развивающуюся природу человека. Следовательно, есть смысл говорить о «тройственности» и одновременно о «единстве» человеческой природы, т.е. о единстве биологических, социальных и исторических аспектов человечества. Можно сказать, что понятие природы человека отражает как биологические, так и социальные его качества в их историческом развитии. Человек с момента своего рождения и на протяжении всей жизни, включаясь в историческую череду поколений, испытывает воздействие двойной качественной детерминации – на него действуют и природные, и социальные факторы. И сам он по природе своей является существом природно-социальным, или биосоциальным.

    Развитие человечества обусловлено разумом, памятью и общественной организацией. Разумом человек аккумулирует и обобщает информацию, память ненаследственная, приобретённая, информация сохраняется от поколения к поколению, с помощью социальной организации человеческого общества.

   Приобретённая, ненаследственная, надбиологическая информация передаётся новым поколениям не через гены, биокод. Информация передаётся путём индивидуального освоения её человеком, в процессе которого формируется духовный мир человека.

    Индивидуальный духовный мир человека является в конечном итоге результатом саморазвития живого вещества земной биосферы; в него входят собственно сознание, подсознание, надсознание, стремления, желания, любовь, ненависть, надежды, горе, агрессивность и другие элементы, связанные с природными и социальными параметрами окружающей среды.

   Духовная жизнь человека, его духовный мир связаны с отображением внешнего мира. Но эта связь не однозначна, как и поступки людей, которые не являются рефлексами. В одних и тех же условиях люди поступают порой совершенно по-разному, ибо они живут в различных духовных мирах. Формирование духовного мира - это тоже, конечно, некоторый эволюционный процесс. Но он имеет не столько биологическую, сколько информационную природу. А законы преобразования информации на определённом уровне сложности невидимы из чисто биологических законов и даже законов общественного развития. Здесь неизбежно возникает «эффект» сборки: на определённом уровне сложности системы у неё возникают свойства, невидимые из свойств её элементов. Для русской религиозной философии характерна деятельностно-гуманистическая направленность. Так, В. Соловьёв  считает, что человек, являясь единением божественного и чисто человеческого начал, должен быть одновременно индивидуальным и универсальным их повторением. Русский философ, ученый и богослов П.А. Флоренский, рассуждая о сущности человека, писал, что самое страшное в человеке – это бездуховность, которая предполагает хаос, ложь, беспорядок, грех, смерть. Он считал, что достижения науки не могут формировать душу человека, а накопленные знания еще не создадут богатый духовный мир личности, если хаосу, который существует в душе человека, не противостоят такие ценности как вера, культ, культура. И именно религиозные ритуалы, по мнению Флоренского, помогают человеку в формировании его души, культуры, духовного мира.

    Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, в труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным, социальным.

    Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – всё это объединено каждой конкретной личностью.

    Человек сам творит свой духовный  мир, мир ценностей науки, искусства,  морали.

    Множество людей озабоченно судьбой  и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но  часто даже не подозревают,  что проходят мимо накопленного в философии богатства.

    Внутренний мир или внутренний  космос человека, имеет весьма  сложную природу. Многомерность  человеческого «психокосмоса» поставила  на повестку дня проблемы связи  человеческой психики с глубинами  космоса, т.е. «микрокосмоса» с «макрокосмосом». Появилось несколько концепций, объясняющих эту связь: концепция корпускулярно-волновой природы человека, концепция человека как «молекулы», содержащей в себе максимум информации о Вселенной, гипотезы о галактическом разуме, об определённых аналогиях характеристик физического вакуума и человеческого сознания и их возможных связях, о голографической природе Вселенной и сознания.

    Возникновение социальной организации  людей даёт возможность для  восприятия, хранения, переработки и использования в нужный момент социально значимой информации. Общность людей является основой для разворачивания социального наследования, для формирования социокодов. Эволюция человека стала идти по иным каналам – каналам социума, социального организма, который уже не поддаётся пониманию исключительно с точки зрения естествознания.

    В человеке тенденция совершенствования  нервной системы (мозга) животных  достигла своей вершины, он  стал носителем Разума (или интеллекта) – способности мозга обрабатывать информацию, создавать алгоритмы, мыслить абстрактно и рефлексировать, т.е. видеть себя как бы со стороны. Подобно возникновению жизни появление Разума на нашей планете представляет собой естественный и закономерный этап в её космической эволюции. Появление человеческого Разума составляет коренной перелом  в развитии материи, ибо она получила возможность познавать саму себя. В этом плане человек представляет собой уникальное существо.

    Вскрыть сущность человека означает  обнаружить сущностнообразующее противоречие. При самом общем подходе это есть противоречие между бесконечным духом человека и конечной плотью. Человек чувствует себя внутренне свободным, может думать обо всём, т.е. в сфере духа ему подвластно всё, но одновременно, будучи телесным, он выступает как существо конечное, неизбежно подверженное смерти. Поэтому сущность человека нельзя искать ни в самом человеке (либидо, воля и т.д.), ни вне человека (Бог, совокупность общественных отношений). Она может быть найдена на стыке того и другого, т.е. в отношении внутреннего мира человека и окружающей среды, в том числе и сотворённых им миров.

    Основополагающим, родовым, всеобщим  эквивалентом сущности человека  является его изначальная, непреодолимая  трагическая обречённость на  вечное достраивание, доделывание себя, постоянное блуждание в поисках смысла, своей сущности. Говоря более определённо, сущность человека проявляется в его незавершённости, ущербности, частичности. Сущность человека – в промежутке между его наличным, актуальным бытием и никогда не утолимым голодом по иному, грядущему – тоске по чуду.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"