Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 19:20, контрольная работа
1. Сущность человека: природа и духовность. 2.Философия любви, брака, семьи.
Вариант №8.
1. Сущность человека: природа и духовность.
Несмотря на многообразные теории, природа человека до сих пор остаётся непрояснённой, она таит в себе немало тайн и загадок. Всё это связанно с тем, что природа человека является многомерной, нелинейной и многоэтажной, подобно Вселенной, чьим отображением и выражением она служит.
Человек является частью
Наша жизнь непосредственно
Человек, как и любое живое
существо, имеет свою среду обитания,
которая своеобразно
Философское осмысление было бы существенно неполным без рассмотрения его в системе человек – Вселенная.
Мы живём на планете, в глубинах которой постоянно бурлит множество ещё неизвестных, но влияющих на нас процессов, а сама она, как своего рода песчинка, несётся в круговых движениях в космических безднах. Зависимость человека от природных процессов – от разных перепадов температуры, от колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и т.д. – выражается чаще всего в его нервно – психическом состоянии и вообще в состоянии организма.
Человек существует в системе
взаимодействия всех сил
Человек является частью живой природы, к тому же продуктом биологической эволюции, теперь, на фоне современного естествознания, стало в достаточной мере очевидным и практически бесспорным уже не только для учёных и специалистов, но и для широкого круга образованных людей. Нет сомнения, что каждый человек неповторим уже в силу своих биологических особенностей: генетического кода, веса, роста, темперамента, цвета волос и кожи, срока жизни и т.п. Однако также бесспорным является и то, что он - существо социальное, и его неповторимость, уникальность обусловлены не в меньшей степени его общественной природой, социальной средой, в которой он формируется, получает воспитание, образование, культурные, этические, ценностные ориентиры. Именно поэтому человеческий индивид, помимо биологических особенностей, обретает свою индивидуальность (наличие единичных, неповторимых черт) и как социальное существо.
В становлении социальной сущности человека огромную роль играл и труд, как целесообразная деятельность человека по преобразованию природы в целях удовлетворения своих потребностей. Другими словами, становление человека в полном смысле этого слова происходит в обществе, и только в обществе. Будучи оторванным от общества, например, в младенческом возрасте, человеческое существо развивается лишь как биологическая особь, и практически безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком, т.е. утрачивает способность овладеть нормальной речью, навыками общения, обучиться труду – коллективной совместной деятельности и т.п.
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности.
Для рассмотрения человеческой природы можно выделить три плоскости: своеобразие биологической организации человека, отличающей его существенным образом от биологической организации других живых существ; своеобразие человека как социального существа, изменяющего мир; а также исторически изменяющуюся, динамически развивающуюся природу человека. Следовательно, есть смысл говорить о «тройственности» и одновременно о «единстве» человеческой природы, т.е. о единстве биологических, социальных и исторических аспектов человечества. Можно сказать, что понятие природы человека отражает как биологические, так и социальные его качества в их историческом развитии. Человек с момента своего рождения и на протяжении всей жизни, включаясь в историческую череду поколений, испытывает воздействие двойной качественной детерминации – на него действуют и природные, и социальные факторы. И сам он по природе своей является существом природно-социальным, или биосоциальным.
Развитие человечества обусловлено разумом, памятью и общественной организацией. Разумом человек аккумулирует и обобщает информацию, память ненаследственная, приобретённая, информация сохраняется от поколения к поколению, с помощью социальной организации человеческого общества.
Приобретённая, ненаследственная, надбиологическая информация передаётся новым поколениям не через гены, биокод. Информация передаётся путём индивидуального освоения её человеком, в процессе которого формируется духовный мир человека.
Индивидуальный духовный мир человека является в конечном итоге результатом саморазвития живого вещества земной биосферы; в него входят собственно сознание, подсознание, надсознание, стремления, желания, любовь, ненависть, надежды, горе, агрессивность и другие элементы, связанные с природными и социальными параметрами окружающей среды.
Духовная жизнь человека, его духовный мир связаны с отображением внешнего мира. Но эта связь не однозначна, как и поступки людей, которые не являются рефлексами. В одних и тех же условиях люди поступают порой совершенно по-разному, ибо они живут в различных духовных мирах. Формирование духовного мира - это тоже, конечно, некоторый эволюционный процесс. Но он имеет не столько биологическую, сколько информационную природу. А законы преобразования информации на определённом уровне сложности невидимы из чисто биологических законов и даже законов общественного развития. Здесь неизбежно возникает «эффект» сборки: на определённом уровне сложности системы у неё возникают свойства, невидимые из свойств её элементов. Для русской религиозной философии характерна деятельностно-гуманистическая направленность. Так, В. Соловьёв считает, что человек, являясь единением божественного и чисто человеческого начал, должен быть одновременно индивидуальным и универсальным их повторением. Русский философ, ученый и богослов П.А. Флоренский, рассуждая о сущности человека, писал, что самое страшное в человеке – это бездуховность, которая предполагает хаос, ложь, беспорядок, грех, смерть. Он считал, что достижения науки не могут формировать душу человека, а накопленные знания еще не создадут богатый духовный мир личности, если хаосу, который существует в душе человека, не противостоят такие ценности как вера, культ, культура. И именно религиозные ритуалы, по мнению Флоренского, помогают человеку в формировании его души, культуры, духовного мира.
Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, в труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным, социальным.
Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – всё это объединено каждой конкретной личностью.
Человек сам творит свой
Множество людей озабоченно
Внутренний мир или внутренний
космос человека, имеет весьма
сложную природу.
Возникновение социальной
В человеке тенденция
Вскрыть сущность человека
Основополагающим, родовым, всеобщим
эквивалентом сущности