Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность человека: природа и духовность. 2.Философия любви, брака, семьи.

Файлы: 1 файл

Вариант 2.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

    Человек – это существо, питающееся  трансцендентным, вне которого  нет, и не может быть человека. В этом его метафизическая  обречённость, его жизненная драма,  его судьба, равно как и никогда  не покидающая его надежда.

   

                      
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

2.Философия  любви, брака, семьи.

 

    В мифологическом мышлении любовь порождает порядок и гармонию Космоса, творя мир из хаоса. Любовь сливает воедино два противоположных начала, давая миру появиться на свет. Любовь - закон, порождающий Вселенную.

    В христианской традиции любовь отождествляется с Богом, который даёт жизнь всему сущему. Человек без любви обездолен. Только в Боге и посредством него можно найти путь к себе, к другому и к истине своего существования. Любовь – луч, освещающий жизненный путь человека, не дающий ему заблудиться во мраке.

    Тема любви всегда интересовала философию, начиная с античности и до наших дней. У разных видов любви - от её ядра до периферии – есть существенное внутреннее сходство. Прежде всего, любовь социальна по своей природе. Более того, она является высшим проявлением социальности человека.   Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек - центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей её широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.

    Любовь рассматривается как непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого выступает, прежде всего, человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую значимость. Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечения его в систему общественных связей на основе спонтанной и вместе с тем внутренне мотивированной потребности в движении к более высоким ценностям. Отмечается, что по мере развития общества любовь всё более наполняется социальным и в особенности нравственным содержанием, становясь постепенно образцом новых отношений между людьми.

    Любовь - не счастливая случайность и не дар судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, творчества и внутренней свободы. Подлинная, пронизанная высокими ценностями любовь редка ещё и потому, что многие не готовы к ней и даже боятся её, ибо она требует «живой души», самоотверженности, готовности к поступку, тревоге и заботе. Глубина любви и её видовое многообразие определяются не одним предметом любви, но и отточенностью самой способности любить, развитостью человеческих качеств любящего.

    Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Метко сказал Архимед: «любовь-это теорема, которую надобно доказывать каждодневно». Любовь – это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Любить – это желание быть любимым. Любовь в смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным предметом телесность и душевно – эмоциональную усладу от взаимного обладания и взаимной отдачи. Она проявляется также в самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном взаимослиянии. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимый человек вызывает удивительный подъём жизненных сил, игру воображения, заострённое чувство восхищения, длительной радости, муки сомнения, страдания и вообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет чарующих эмоциональных переживаний.

    Любовь – нравственно – эстетическое чувство, направленное на идеализацию, поэтизацию и романтизацию любимого, оно связано с глубочайшим уважением и преклонением перед ним. Образно говоря, любимый всегда «свят и божественен», ибо представляет высшую ценность для любящего, оберегающего, защищающего его всеми силами и даже жертвующего своей жизнью ради него. Потому любовь не разрушает, а созидает, творит, утверждает и возвышает свой объект. Любовь – вечная связь между людьми. Она – глубинный зов природы к гармонии, единству.

    Любовь – это жизнь, её сердце и существо. Представляя сгусток разнонаправленных напряжений, жизнь собирает воедино контрасты бытия. Слова о любви должны быть, наверное, тёплыми, светлыми и грустными. Тёплыми, потому что желание любви идёт от стремления преодолеть холод одиночества. «Больше любви; больше любви, дайте любви. Я задыхаюсь на холоде»,- пишет В.Розанов. Светлыми, поскольку любовь – это состояние в «просвете бытия», где открывается истина другого существа и своего собственного существования. И грустными, так как ни одна любовь не исполняет замысленного, не реализует заложенного в ней импульса, обещает больше, чем исполняет. Любовь, в сущности, не знает исполнившихся надежд.

    Чувство одиночества, чуждость объективному миру, в той или иной мере испытывает каждый человек. Как правило, одиночество тяготит людей, и они стремятся от него избавиться. Культура, созданная человеком, - это его стремление преодолеть отчуждённость человека. Наиболее полно позволяет преодолеть отчуждённость человека от мира - любовь; но и она не способна  окончательно решить проблему человеческого существования, снять его напряжённость.

    Любовь есть нечто гораздо большее; она есть средство избежать одиночества, чувства, которое гнетёт большинство мужчин и женщин в течение почти всей жизни. В глубине души многие люди испытывают страх перед этим холодным миром и жестокостью толпы; но вместе с тем в их сердцах живёт и страстное стремление к нежности и любви, которое мужчины скрывают под грубостью, хамством и хулиганскими выходками, а женщины под сварливостью и неуживчивостью. Страстная взаимная любовь – пока она длится – кладёт всему этому конец, она разрушает  твёрдую оболочку нашего ego и создаёт новое единство, которое включает в себя и другое существо. Природа создала человеческие существа не для того, чтобы они жили в одиночестве. Если бы это было так, они не смогли бы продолжить своё биологическое существование, для которого необходима связь и взаимопомощь одного с другим.

    Если всё сказанное о переживании перенести на любовь, то окажется, что любовь – это встреча двух человеческих вселенных, двух микрокосмосов. В любви происходит встреча, совпадение двух личностей в сути, в их идее. Любовь – это познание тайны другого путём сосуществования с ним. Это деятельное проникновение в другое существо, в котором моя жажда познания утоляется путём соединения. В слиянии я познаю тебя, я познаю себя, но я ничего не «узнаю». Я познаю тайну всего живого единственно возможным для человека способом – переживая это соединение, а не путём размышления.

    Чудо слияния, совпадения двух миров выводит в вечность. Влюблённые почти обретают вечность в объятии. Но реальный эмпирический жизненный процесс становится препятствием на пути к полному слиянию. Отсюда – желание влюблённых умереть в наивысший момент любви. Они чувствуют, что лишь смерть, а не жизнь, может навечно сохранить их друг для друга. Как песчинки, подхваченные вихрем, влюблённые слиты – спаяны его раскалённым дыханием. Неведомая сила, бросившая их в объятия друг друга, растворила, расплавила их волю. И у них нет сил оторваться, разлепить объятия. Магнитные линии – нити, возникшие между ними, образуют замкнутое пространство магического поля, где притяжение высекает искры мистического ужаса и наслаждения отрешённости от собственного «я». Возникающее новое единство «мы» поглощает целиком и тело, и душу, и сознание, и память. И в этой одержимости есть нечто не только уничтожающее, но и унижающее «я». Она ощущается как не свобода, как подчинение слепой силе. Потребность в другом, в дополнении себя другим обращается в нужду, которая относится к свободе так же, как клетка к птичьему полёту. И может возникнуть стремление уклониться, бежать, избавиться от любви.

    Как реакция на стихийность любви, возникает и иное желание – «упорядочить» её, подчинить ритму повседневности, загнать в определённые рамки (брака например). В том и другом случае, судьба её трагична. Заключённая в клетку семейной жизни любовь, призвание которой преодолевать границы, хиреет, превращается в привычку и обыденность. От постоянного соприкосновения границы между супругами снимаются настолько, что исчезает сама тайна проникновения, восторг открытия другого и открывания себя.

    На любви, как и на всех жизнепроявлениях человека, лежит печать конечности. Она изнутри разрываема противоречиями, которые очерчивают границы её существования.  Но непроходящяя ценность любви заключается в том, что временами она позволяет человеку ощутить жизнь в её полноте, постичь её самооценность, приобщиться к смыслу.

    Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно какое-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. 

    «Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».1

    Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения  брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берёт на себя не только оформление брака, но и его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

    Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешённые и неразрешённые. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе. В глубокой древности половые отношения носили беспорядочный характер, и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина – каждой женщине. В дальнейшем половые отношения развивались по линии выключения из них родителей и детей.

    В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо  в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.

    Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

    Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет рад принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

    Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

    Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий, то есть это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы. Экзогамия - предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Чужой группой может стать класс, раса, нация, возрастная категория.

    Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории:

  1. моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины);
  2. полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).

     Каждая  из данных категорий распадается  на подвиды. В моногамии выделяют:

     а)  пожизненную моногамию;

     б)  моногамию, допускающую развод (легко  разводимый брак);

     в)  парную семью.

    Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют:

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"