Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение принципов прикладного социологического исследования.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………………… 2
1. Виды социологического исследования………………………………………… 3
2. Этапы социологического исследования……………………………………….. 7
3.Программа социологического исследования, ее элементы……………..……. 8
4. Методы социологических исследований…..…………………………………. 12
Основные понятия………………………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………………………………... 16
Список литературы……………………………………………………………….. 16

Файлы: 1 файл

контрольная работа социология 2013.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

Программа исследования включает два  основных раздела: Методологический, в котором формулируется проблема исследования, определяются его цели и задачи, характеризуется объект и предмет исследования, осуществляется логический анализ основных понятий, формулируются гипотезы; Методический, где определяются границы исследуемой совокупности, характеризуются методы сбора первичной социологической информации, разрабатывается инструментарий и схема обработки и анализа полученных данных.

На втором этапе исследования осуществляется Сбор первичной социологической информации. Исследователь может обратить свое внимание на сбор и анализ статистического материала, характеризующего изучаемое явление, а также использовать такие методы сбора необходимой информации, как анализ документов, опрос и наблюдение.

Следующий этап работы социолога-практика – это Обработка собранной на предыдущем этапе Эмпирической информации, которая предполагает проверку полученных данных на полноту и надежность, а также их подготовку к обработке на ЭВМ. Итогом данного этапа является представление сгруппированных статистических данных в виде статистических таблиц и графиков.

Заключительным этапом прикладного  социологического исследования является аналитический этап, в ходе которого осуществляется анализ структуры явления, поиск и определение социальных закономерностей, выявление причинно-следственных, факторных и функциональных взаимосвязей. Результаты анализа данных, полученных в ходе исследования, представляются в аналитическом отчете. В том случае, если это являлось целью исследования, разрабатывается система рекомендаций по оптимизации рассматриваемого социального процесса, формулируются научные теории, публикуются научные статьи и монографии, проводятся дискуссии.

Все перечисленные этапы социологического исследования тесно взаимосвязаны  между собой. Качество работы исследователя  на каждом из них определяет перспективу  реализации поставленных целей и  задач, а также надежность и достоверность  сформулированных выводов. Особое значение в этом отношении имеет решение  исследователя об использовании  конкретного метода сбора первичной  социологической информации.

3. Программа социологического исследования, ее элементы

Программа прикладного социологического исследования содержит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только продуманная во всех своих составных частях, программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом исследования, ознакомившись с которым можно сразу понять концепцию всего исследования, те намерения его организаторов, с помощью которых предпринимается попытка осуществить анализ той или иной социальной проблемы.

Программа социологического исследования включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение  следующих вопросов:

- методологическая часть - формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;

- методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на компьютере.

Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социальной проблемой.

В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости: - от цели исследования; - носителя программы; - масштабов ее распространенности; - времени действия противоречия; то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса.

В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в  ней получили как можно более  точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах проблем. Однако такое возможно лишь в том  случае, когда сама исследовательская  программа нацелена на «многопроблемный» социологический анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.

Первое, с чего начинает социолог, разрабатывая программу, - это осмысление и анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации.

Прикладное социологическое исследование чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

Объектом социологического исследования выступает носитель той или иной проблемы. Например, говоря об уровне знаний, мы подразумеваем, уровень знаний у определенной группы людей: студентов, молодых специалистов, пенсионеров и др. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы и стать объектами социологического исследования.

Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в конкретном случае. Чаще его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера.

Гносеологические  проблемы - это проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний.

Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующие их жизнедеятельность и побуждающие к активным действиям.

По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных предприятий, государственных учреждений, учебных заведений и др.

По масштабам распространенности проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер (быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или микрорайона).

По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной и длительной.

По глубине противоречия различают, во-первых, проблемы одноплановые. Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. В третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, всего предмет имеет сложную структуру.

Определив объект и предмет социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель - это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Четкая формулировка цели - это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования - это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В наиболее общей форме задачи любого исследования состоят в получении нового знания.

Каждый раз реализация той или  иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования могут быть заданы до его начала сформулированными гипотезами. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Задачи социологического исследования также условно делятся на основные и дополнительные.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим  признакам, а порой, если этого требуют задачи исследования, и другим характеристикам структуру изучаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.

Подготовка программы прикладного  социологического исследования - дело сложное. Оно должно осуществляться на высоком уровне. После этого составляется рабочий план исследования. Рабочий план отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического исследования.

Структурными компонентами плана  социологического исследования выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока:

- в первом блоке определяются  порядок обсуждения и утверждения программ и методического инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по итогам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария для полевого исследования; составление сметы и расчет материальных и финансовых затрат на исследование;

- во втором блоке в плане  фиксируются все организационные  и методические виды работ,  обеспечивающие четкое проведение  полевого исследования, то есть массовый или групповой сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария;

- третий блок охватывает совокупность  операций, связанных с подготовкой  первичной информации к обработке; 

- четвертый блок включает все  виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, подготовкой текстов предварительного и итогового отчетов, аналитической записки либо тематического сборника социальной статистики, выработкой практических рекомендаций, возможных прогнозов.

В ходе проектирования социологического исследования, помимо разработки программы и плана его осуществления готовятся также вспомогательные документы, делаются предварительные расчеты временных, организационно-технических, материальных и финансовых затрат в соответствии с имеющимися нормативами.

Таким образом, подготовка программы  прикладного социологического исследования требует высокой профессиональной квалификации и затрат времени. Иногда на ее подготовку уходит больше времени, чем даже на само исследование. Но от качества программы во многом зависит успех прикладного социологического исследования.

4. Методы социологических исследований

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы.

Анализ документов. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно.

Изучение документов помогает выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают  обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах  и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая  в большинстве случаев используется для характеристики конкретно-исторического  контекста развития изучаемого процесса или явления. Важной особенностью большей  части статистических данных является их агрегированный характер, что означает их соотнесённость к некоторой группе как целостности. Так доступность "потребительской корзины" может  быть оценена как ко всему населению, так и ко всем социальным группам.

Не менее важное значение приобретает контент-анализ, который активно применяется в исследованиях средств массовой информации, являясь незаменимым методом группировки текстов. Анализ основан на использовании единообразных стандартизированных показателей (индикаторах) для поиска, учёта и подсчёта массовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняются простой схеме: кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом.

Опрос - самый распространённый метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В  каждом случае опрос предполагает обращение  к непосредственному участнику  и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"