Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение принципов прикладного социологического исследования.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………………… 2
1. Виды социологического исследования………………………………………… 3
2. Этапы социологического исследования……………………………………….. 7
3.Программа социологического исследования, ее элементы……………..……. 8
4. Методы социологических исследований…..…………………………………. 12
Основные понятия………………………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………………………………... 16
Список литературы……………………………………………………………….. 16

Файлы: 1 файл

контрольная работа социология 2013.docx

— 43.09 Кб (Скачать)

Две основные разновидности  социологического опроса: анкетирование  и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в  присутствии анкетёра или без  него. По форме проведения оно может  быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время  можно опросить значительное число  людей. Оно бывает также очным  и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при  котором исследователь (или его  полномочный представитель) сам  задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической  информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных  социальных групп, деятельность которых  непосредственно не связана с  предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный  источник информации - компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические  знания, жизненный опыт позволяют  делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов  являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя  вопросам. Отсюда ещё одно широко распространённое в социологии название таких опросов - экспертные опросы и оценки.

Одна из сложных проблем  интервьюирования - не подтолкнуть  опрашиваемого к желательной  для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его  отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально  сохранить "нейтралитет".

Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное  восприятие изучаемого процесса или  явления, черты, свойства и особенности  которого фиксируются исследователем. Формы и приёмы фиксации могут  быть различными: бланк или дневник  наблюдения, фото-, теле или киноаппарат  и другие технические средства.

Особенность наблюдения как  вида исследования и как метода сбора  первичной информации - способность  анализировать и воспроизводить жизненный процесс во всём его  богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма "обнажённые" впечатления  об исследуемом объекте. Здесь могут  фиксироваться характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных людей и целых коллективов (групп). Нередко наблюдение используется наряду с другими методами сбора  информации, одухотворяя бесстрастные колонки цифр - результаты различных  опросов.

Наблюдение рекомендуется  при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов  слушателей в процессе обучения и  т.д.

Развитие социологии приводит к появлению всё новых методов  изучения социальной реальности.

Среди них - фокус-группы, методика проведения которых сводится к проведению интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой "обычных людей" (в отличие от экспертов при экспертном опросе, "мозгового штурма" и т.д.). Основным методическим требованием к составу этой дискуссионной группы является её однородность, что устраняет возможность прямого или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому социологи, сопровождающие, например, избирательные кампании, подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и поведении людей. Немаловажным требованием является величина этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4-5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе - 20-25 человек она не даёт возможности в полной мере высказаться всем участникам).

В заключение следует отметить, что в практике социологических  и особенно социально-психологических  исследований достаточно широко используются такие методы как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приёмов, пригодных для специфических  форм анализа.

Основные понятия.

 Анкета (от франц. Enquete - расследование) - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме.                                                                                                                        Анкетер (Интервьюер) - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов.                                               Бланк интервью - вопросник, используемый в очных интервью.                                   Вопрос (в социологической анкете) - специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи.                                                                             Данные - результаты наблюдений или информация, о действительности получаемая в ходе исследования.                                                                               Интервью (от англ. interview - беседа с глазу на глаз) - один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.                                           Интервьюер (анкетер) - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами с помощью опросника с целью сбора информации.                        Метод (греч. methodos - "путь к чему-либо") - способ исследования явлений или планомерный путь научного познания и установления истины. Метод в социологии - это способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования; совокупность приемов, процедур, операций познания социальной реальности, а также социального моделирования.                                                                                                         Методика (гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии - это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации.                                                                                    Опрос - метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов.                                                                                                              Пилотажное исследование - мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии.                                                                          Проблема-это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах, практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их достижения.                                                                                     Респондент - лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации.

Заключение

Таким образом, социологическое  исследование является инструментом для  получения достоверных данных об изучаемом явлении для последующего их использования в практике социального  управления. С помощью исследования социолог пытается узнать, так сказать  «рассмотреть» проблему «изнутри», чтобы разобраться в её «истоках»  и найти способы её решения. Проведение исследования требует высокой квалификации и тщательной подготовки.

Список литературы

1. Андреева Г. - М., Донцов  А.И. Межличностное восприятие  в группе. - М.- МГУ,2009.                                                                                                                      2. Асп Э. Введение в социологию. - СПб: Алетейя,2006.                                                            3. Бауман З. Мыслить социологически. - М.: Аспект Пресс,2007.                                        4. Битянова JU.P. Социальная психология. - М.: Межд. пед. академия,2007.                       5. Борисов В.А., Козина И.М. Социальная справедливость и права человека в массовом сознании (Теория и метод исследования) // Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 2007.                                                         6. Волошинов, В. Философия и социология гуманитарных наук. Изд-во АСТА ПРЕСС LTD., СПб,2008.                                                                                                              7. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.                                                                                                                    8. Ковалевский М.М. Соч. в 2-х т. - Т.1. Социология. - СПб: АЛЕТЕЙЯ,2008.                        9. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2008. - 134c.                                                                                                  10. Методы сбора данных: анализ документов, наблюдение, эксперимент. - М.- ИСРАН,2007.                                                                                                                          11. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.                                                              12. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 2005. -156c.                                                                                                                           13. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.                                                                                              14. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2008. -543c.                                                                    15. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2006. -320c.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"