Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:06, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение принципов прикладного социологического исследования.
Ведение……………………………………………………………………………… 2
1. Виды социологического исследования………………………………………… 3
2. Этапы социологического исследования……………………………………….. 7
3.Программа социологического исследования, ее элементы……………..……. 8
4. Методы социологических исследований…..…………………………………. 12
Основные понятия………………………………………………………………… 15
Заключение………………………………………………………………………... 16
Список литературы……………………………………………………………….. 16
Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.
В зависимости от источника
(носителя) первичной социологической
информации различают опросы массовые
и специализированные. В массовом
опросе основным источником информации
выступают представители
Одна из сложных проблем
интервьюирования - не подтолкнуть
опрашиваемого к желательной
для социолога как личности информации;
не трактовать рыхлые и неточные ответы
как близкие к своему собственному
мнению; избежать того, чтобы его
отождествляли с
Наблюдение представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приёмы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле или киноаппарат и другие технические средства.
Особенность наблюдения как
вида исследования и как метода сбора
первичной информации - способность
анализировать и воспроизводить
жизненный процесс во всём его
богатстве, поставлять разносторонние,
порой весьма "обнажённые" впечатления
об исследуемом объекте. Здесь могут
фиксироваться характер поведения,
жесты, мимика лица, выражение эмоций
отдельных людей и целых
Наблюдение рекомендуется при изучении степени активности людей на собраниях, митингах, интересов слушателей в процессе обучения и т.д.
Развитие социологии приводит к появлению всё новых методов изучения социальной реальности.
Среди них - фокус-группы, методика проведения которых сводится к проведению интервью по заранее подготовленному сценарию в форме обсуждения с небольшой группой "обычных людей" (в отличие от экспертов при экспертном опросе, "мозгового штурма" и т.д.). Основным методическим требованием к составу этой дискуссионной группы является её однородность, что устраняет возможность прямого или косвенного давления одних членов группы на других. Поэтому социологи, сопровождающие, например, избирательные кампании, подбирают фокус-группы из незнакомых друг другу людей примерно одинакового возраста, одного пола, схожего уровня доходов. Формирование этих групп должно охватить основные группы населения, чтобы можно было представить преобладающие ориентации в сознании и поведении людей. Немаловажным требованием является величина этой группы, которая позволяет поддержать дискуссию (при 4-5 участниках она может быстро затухнуть, а при значительном числе - 20-25 человек она не даёт возможности в полной мере высказаться всем участникам).
В заключение следует отметить, что в практике социологических и особенно социально-психологических исследований достаточно широко используются такие методы как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости, и ряд других приёмов, пригодных для специфических форм анализа.
Основные понятия.
Анкета (от франц.
Enquete - расследование) - упорядоченный по
последовательности, содержанию, содержанию
и форме набор вопросительных суждений,
воплощенный в виде опросного листа и
предназначенный для сбора эмпирической
социологической информации в форме письменных
ответов опрашиваемых (респондентов) по
сформулированной исследовательской
проблеме.
Заключение
Таким образом, социологическое
исследование является инструментом для
получения достоверных данных об
изучаемом явлении для
Список литературы
1. Андреева Г. - М., Донцов
А.И. Межличностное восприятие
в группе. - М.- МГУ,2009.