Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе будут рассмотрены основные направления работы Э.Дюркгейма: учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта, особенности «социологизма»; основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности, нормальное и патологическое в развитии общества. А также будет рассмотрено такое понятие как парадигма в социологии, будут выделены основные виды социологических парадигм.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….3

1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма…………………………...…………4
2.Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………...………9
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………..……………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….18

Список используемой литературы………………...………………………………19

Файлы: 1 файл

kr.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

   

   ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

   

   КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ работа

по дисциплине «Социология»

Вариант № 3 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………….3

  1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма…………………………...…………4
  2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………...………9
  3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………..……………………………………14

Заключение………………………………………………………………………….18

Список  используемой литературы………………...………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX- начала XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм. Сам он неоднократно подчёркивал значение социологических воззрений О.Конта и Г.Спенсера, которые он критически осмыслил и развил. Он продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

       Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и  предмета преподавания. Влияние его  идей присутствует в самых различных  отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

       Дюркгейм  энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в  объяснении 
явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, 
осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления  и интересы людей.

       В данной контрольной работе будут  рассмотрены основные направления  работы Э.Дюркгейма: учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта, особенности  «социологизма»; основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности, нормальное и патологическое в развитии общества. А также будет рассмотрено такое понятие как парадигма в социологии, будут выделены основные виды социологических парадигм. 

       1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.

Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 

       Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".

       Эмиль Дюркгейм в течение нескольких лет  преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885-1886 гг. он побывал  в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук.

       В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики»  на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил  кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

       С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии».

       Главные работы были написаны и опубликованы Дюркгеймом во время его пребывания в Бордо. "О разделении общественного труда" (1893) - докторская диссертация, в которой Дюркгейм раскрывает теоретические и социально-политические принципы своей теории. Одно из главных произведений Дюркгейма -"Правила социологического метода" (1895).В нем он излагает свою знаменитую концепцию "социологизма". Третья работа Дюркгейма - "Самоубийство: Социологический этюд" (1897) - считается классическим примером приложения теоретических установок к анализу практики социальной действительности. Уже в Париже в 1912 г. выходит еще один большой труд Дюркгейма под названием "Элементарные формы религиозной жизни", который явился результатом изучения религии как общественного феномена.

       С именем Дюркгейма связан также процесс  институционализации социологии на европейском континенте, ее преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Наконец, отмечая роль Дюркгейма в развитии социологии, нельзя не сказать о нем как об основателе французской социологической школы, которая сконцентрировалась вокруг основанного Дюркгеймом журнала "Анналы социологии" (1898-1913-первая серия и вторая серия 1925-1927 гг.).

       В социально-философской концепции  Дюркгейма социология занимает центральное  место среди общественных наук. Она  вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и  теорией, на базе которых должны вестись исследования в различных областях общественной жизни.

       Для превращения социологии в самостоятельную  науку необходимо, считал Дюркгейм, наличие особого предмета и соответствующего метода. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, элементами которой является социальные факты, в совокупности создающие общество.

       Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто  обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и  упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

       Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

       Онтологическая1 сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

  1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

      2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

       Речь  идет прежде всего о всемерном  подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом», - пишет Дюркгейм. 2

       3. Онтологическая сторона «социологизма» не сводится, однако, к признанию основательности и автономности социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения, значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

       Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» — это «социальный  реализм». Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

       Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

       1. Поскольку общество - часть природы,  постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.

       Основной  принцип его методологии выражен  в знаменитой формуле, согласно которой  асоциальные факты нужно рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

       2.  Из признания специфики социальной  реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

       3.  Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и другие [2, С.127].

       По  Дюркгейму, предмет социологии —  социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются»3. Социальные факты обладают реальностью sui generis и являются частью нашего объективного окружения. Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.

       При рассмотрении с такой точки зрения социальный факт приобретает некую «вещественность», полноправную реальность, которая не зависит от собственных конкретных проявлений в том или другом индивиде. Отличительным признаком реальности sui generis социального факта является ее сопротивление нашим намерениям и действиям. Например, ответом на пренебрежение индивидом моральных и правовых норм обязательно будет ощутимое общественное порицание. Дюркгейм настаивал на том, что объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; это система, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойства реальности, со своими собственными ярко выраженными характеристиками. [1, С.25]

       Наиболее  четко принципы классического типа научности были сформулированы в  работе Э. Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895г.). В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

       Первое  правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

       Второе  правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

       Третье  правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"