Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 15:18, контрольная работа
В данной контрольной работе будут рассмотрены основные направления работы Э.Дюркгейма: учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта, особенности «социологизма»; основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности, нормальное и патологическое в развитии общества. А также будет рассмотрено такое понятие как парадигма в социологии, будут выделены основные виды социологических парадигм.
Введение …………………………………………………………………………….3
1.Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма…………………………...…………4
2.Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………...………9
3.Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ……………..……………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………...………………………………19
Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.
Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.
Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.
Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.
Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.
Данная
концепция является промежуточной
между макросоциологическими и
микросоциологическими
Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.
Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.
Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.
Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.
Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.
Конечно
же, богатство парадигм социологии
не исчерпывается этим перечнем. Однако
сегодня именно они являются ведущими
в социологических
Вообще
необходимо отметить, что в современной
социологии очень ярко проявляется
тенденция к плюрализму различных
парадигм, что выражается в усилении дифференциации
системы социологического знания. Данная
особенность остро ставит проблему разработки
и проведения единой теоретико-методологической
линии в социологии. Этот факт позволяет
говорить о социологии как о «мультипарадигмальной»
науке.
Заключение
Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Дюркгейм
разработал методологические принципы
социологического мышления, конкретные
методы, правила и процедуры, касающиеся
определения, наблюдения, объяснения социальных
явлений, научного доказательства и т.
д. Он внес вклад в самые разные отрасли
социологического знания: в общую теорию,
в частные теории, в исследование отдельных
сфер и явлений социальной жизни: морали,
права, отклоняющегося поведения, семьи,
воспитания, религии, ритуала и т. д.
Список
использованной литературы
1. Волков Ю.Г, Добреньков В.И, Нечипуренко В.Н, Попов А.В. Социология: учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2008 – 512 с.: ил.
2.
Гофман А.Б., Семь лекций по
истории социологии: Учебное пособие
для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный
дом «Университет», 2001. - 216 с. (Библиотека http://www.
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1991 (Библиотека http://www.gumer.info/)
4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995 (Библиотека http://www.gumer.info/)
5. Иванов Д. В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие – Омск, изд. ОмГУ, 2005. – 72 с.
6. Кравченко А.И. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005 – 536 с.
7. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций – 3-е изд., перераб. И дополн. - М.: Библионика, 2006 – 224 с.: ил.
8. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 407 с. (Серия "Золотой фонд российских учебников").
9.
Социология. Под редакцией Г.В. Осипова.
- М.: Академический Проект, 2008. – 508 с.