Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 23:05, контрольная работа
1. Этапы и виды прикладного социологического исследования.
2. Программа прикладного социологического исследования.
3. Выборочный метод в социологическом исследовании.
Министерство образования Республики Беларусь
Витебский Государственный
Технологический
Университет
Контрольная работа
По дисциплине :
« Социология »
Студентки заочного факультета
Группы ЗЭ-81 второго курса
Шифр101719
Глушневич Анжелики
Виктровны
Адрес:210001 г. Витебск,
ул.Локомотивная 5-1-51
г. Витебск, 2011г
План: Прикладное социологическое исследование
1. Этапы
и виды прикладного
2. Программа
прикладного социологического
3. Выборочный метод в социологическом исследовании.
Прикладное социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, представителей общественных организаций, партий и объединений, органов государственного управления, средств массовой информации). Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются: 1) подготовительный этап; 2) полевой этап; 3) подготовка к обработке и обработка информации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования .
Подготовительный этап
Полевой этап (или этап сбора первичной социологической информации) связан со сбором информации "в поле", т.е. в зоне практических действий социолога - получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.
Этап подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, это задача математика-программиста. В некоторых случаях (при небольших массивах и незначительном объеме инструментария) обработка информации производится вручную.
Анализ информации и
Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.
В зависимости от глубины
требуемого количественно-
Пилотажное исследование является пробным исследованием, предваряющим основное. Оно предназначено для проверки качества подготовки основного исследования. Такое исследование охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В ходе пилотажного исследования проверке подвергаются все элементы будущего основного исследования: уточняются его задачи и гипотезы, проверяется качество операционализации основных понятий, уточняется инструментарий исследования, корректируются границы обследуемой совокупности в основном исследовании, выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе его проведения, отрабатывается организация сбора информации. Часто в результате пилотажного исследования формируются новые гипотезы, а также собираются оперативные социологические данные. Для определения объема выборки пилотажного исследования не существует каких-либо формул; обычно исследуемая совокупность насчитывает 50-100 человек, но в эту выборку должны включаться все значимые для целей исследования группы респондентов.
Описательное исследование - это
более сложный вид конкретно-
Аналитическое исследование - это
самый углубленный вид
Наряду с основным критерием
различения видов
Так, в зависимости от того,
изучается ли интересующий
Точечное исследование дает
информацию о состоянии
Повторное исследование - это
исследование одного и того
же или различных контингентов,
проводимые несколько раз, через
определенные промежутки
Основными требованиями к повторным исследованиям являются сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям.
Повторные исследования, в свою очередь, делятся на:
- трендовые исследования;
- панельные исследования;
- лонгитюдные исследования.
Трендовые исследования
Различают когортные тренды и исторические тренды.
Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время повторных обследований. Выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.
Объектом исторических
Ни исторические, ни когортные тренды не дают возможности анализировать индивидуальные пути жизнедеятельности человека. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.
При проведении панельного
исследования обследованию
Если же моменты повторного обследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельных исследованиях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа. Преимущества лонгитюдных исследований по сравнению с другими видами повторных социологических исследований заключаются в возможности эффективно изучать процессы развития изучаемых объектов; выявлять специфические варианты этого развития для групп, входящих в изучаемую совокупность; анализировать тенденции развития индивидов, входящих в различные социальные группы; устанавливать изменения в связях между изучаемыми признаками и выявлять детерминанты процессов развития.
Проведение лонгитюдного исследования требует больших затрат средств и времени, длительной методической и методологической подготовки. При проведении лонгитюдного исследования важнейшим является требование единообразия исследования и соблюдения относительного постоянства показателей на всех этапах исследования. Важной методической проблемой при проведении лонгитюдного исследования является сохранение и недопущение сужения выборки с течением времени, и соответствие этой выборки генеральной совокупности.