Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Российская Федерация – социальное государство. Социальное обеспечение является средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять таким превратностям судьбы, как социальное неравенство. Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Социальное государство: понятие, сущность…………………………….4
2. Конституционные основы социального государства:..………………….7
2.1. Охрана труда и здоровья людей…………………………………………...7
2.2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда..9
2.3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан………………………..10
2.4. Развитие системы социального обслуживания………………………….12
Заключение………………………………………………………………….…..15
Список используемой литературы…………………………………………… .16

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 32.14 Кб (Скачать)

Содержание:

  Введение…………………………………………………………………………3

1.    Социальное государство: понятие, сущность…………………………….4

2.     Конституционные основы социального государства:..………………….7

2.1. Охрана труда и здоровья людей…………………………………………...7

2.2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда..9

2.3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан………………………..10

  2.4. Развитие системы социального обслуживания………………………….12

 Заключение………………………………………………………………….…..15

Список используемой литературы…………………………………………… .16

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) Российская Федерация –  социальное государство. Социальное обеспечение  является средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять  таким превратностям судьбы, как  социальное неравенство. Ст. 7 Конституции  РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека».           Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в статье 7 Конституции РФ направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д.                                                                                    Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

2. Социальное государство:  понятие, сущность.

Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций  и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального  государства является обеспечение  защиты и обслуживание интересов  всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство  построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в  качестве высшей ценности. Современное социальное государство – это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами  Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты. С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями. В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий через социально-ориентированное рыночное хозяйство. Начавшийся в середине 90-х этап развития социального государства можно обозначить как этап либерального социального государства. Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков. Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества. Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов. Правовая функция социального государства не только сводится к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства - социальной ответственностью.                                           В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат. Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости. Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих

5

 граждан.                                                                                     В последнее время многие авторы  в качестве устойчивого признака  социального государства называют  наличие в нем институтов гражданского  общества. Представляется, что данные  признаки являются видовыми, позволяющими  дифференцировать социальные государства  от иных государственных образований  в любых условиях, в динамике  развития и обобщить его рядовые  свойства. Одним из основных инструментов  реализации социального государства  является социальная политика. Взаимосвязь  социального государства и его  социальной политики проявляется  в том, насколько полно и  глубоко социальное государство  проводит свою социальную политику, в какой степени эта политика  выражает потребности и интересы  его граждан. Социальная политика  направлена на достижение социальных  целей и результатов, связанных  с улучшением материального и  социального благосостояния, на  повышение качества жизни населения  и достижение общественно-политической  стабильности, предотвращение возможного  возникновения очагов социальной  напряженности. Суть социальной  политики государства, поставившего  перед собой задачу превратиться  в социальное государство, состоит  в обеспечении условий для  повышения благосостояния, уровня  жизни населения, создании социальных  предпосылок в формировании экономических  стимулов развития производства.      В социальном государстве задача  реализации сильной, эффективной  социальной политики выдвигается  на первый план. Во второй половине 1991 г. проблематика социального  государства начала постепенно  входить в России в политический  оборот. Впервые термин «социальное  государство» упоминается в проектах  новой Конституции. Но необходимо  отметить, что при обсуждении  проектов Конституции РФ 1993 г.  было множество сторонников и  противников включения статьи  о социальном государстве в  текст основного закона. На заседаниях  Конституционного совещания проводили  множество аргументов за и  против, базировавшихся в основном  на идеологических позициях и  на соображениях политической  целесообразности. Положение о социальном  государстве получило закрепление  в ст.7 Конституции РФ, принятой  на референдуме 12.12.1993 г. «Российская  Федерация, - записано в Основном  законе страны, - социальное государство,  политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека». Таким образом,  на конституционном уровне зафиксирована  приверженность ценностям социального  государства в России в условиях  современной модернизации страны. Однако понятие «социальное государство»  в Конституции РФ по существу  не раскрыто. В Конституции РФ  утверждается, что социальное государство  в России является свершившимся  фактом. Очевидно, что это утверждение  является попыткой выдать желаемое  за действительное. Конституция  РФ определяет стратегические  целевые установки социальной  политики: достижение 

6

ощутимого улучшения материального  положения и условий жизни  людей; обеспечение эффективной  занятости населения, повышении  качества и конкурентоспособности  рабочей силы; гарантии конституционных  прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения  жильем; нормализация и улучшение  демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры. Основными принципами социальной политики являются: обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных  Конституцией; создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения  их уровня жизни собственными усилиями и средствами; адресность социальной помощи – предоставление такой помощи гражданам, которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход; согласование интересов социальных групп. Зарождение и становление российской модели социального государства находится в глубокой связи с содержанием реформ и всем ходом современной модернизации страны. В любом социальном государстве существует сеть индикаторов, позволяющих оценивать ситуацию в социальной сфере, ставить обоснованные задачи перед социальной политикой. Этот уровень считается «порогом бедности». Поэтому прожиточный минимум в отличие от физиологического прожиточного минимума признавался категорией динамичной, подверженной изменениям вместе с общественным развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

3. Конституционные  основы социального государства

3.1. Охрана труда  и здоровья людей

В демократическом обществе гражданин сам распоряжается  своими способностями к труду  самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ). Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т.д. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции.                                                                                                                   Следует отдельно отметить, что занятыми считаются граждане: работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);                                                                                                                                               временно отсутствующие в связи отпуском, нетрудоспособностью, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;                                                                                                                          самостоятельное обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;                                                                           избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;            проходящие службу в Вооруженных Силах, железнодорожных, внутренних и пограничных войсках, органах безопасности и внутренних дел;                         обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.                                                                    Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников.                                                                                    Как отмечает А. П. Починок, «право на образование предусмотрено Конституцией РФ. И по закону работодатель один раз обязан дать возможность получить человеку высшее образование. Но если человек работает и решил получить высшее образование, и это, как правило, абсолютно необходимо ему по работе, мы будет очень жестко требовать от работодателей выполнения всех обязательств по Трудовому законодательству, в том числе касающихся профессиональной переподготовки, переобучения сотрудников. Что касается отпуска для сдачи экзаменов, то, согласно закону, работодатель обязан предоставить отпуск, но работник может его не взять. Здесь можно провести аналогию с ежегодным отпуском … Работа не дает возможности полностью использовать отпуск, но возможность отпуска должна быть». Работодатель должен обеспечивать возможность нормально трудиться и питаться в рабочее время. Например, если человек работает в ночную смену на заводе, его должны обеспечить полноценным горячим питанием. «Вот и автоматы с газированной водой – это не блажь. Есть ряд профессий, где идет такая потеря воды, что человек должен прямо на рабочем месте иметь возможность попить воды. Также необходимо выдавать молоко, если это положено по закону. При этом даже если выплачивается высокая зарплата, в любом случае молоко обязаны выдавать». Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3.2. Установление  гарантированного минимального  размера оплаты труда

Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума. Прожиточный  минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также  обязательные платежи и сборы. Социальная политика государства должна исходить, прежде всего, из того, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность же государства  за предоставление гражданину прожиточного минимума наступает лишь в том  случае, когда он, работая, не может  себя обеспечить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

3.3. Обеспечение  государственной поддержки семьи,  материнства, отцовства и детства,  инвалидов и пожилых граждан

Конституция РФ в ст. 38 провозглашает, что:                                                                            «1. Материнство и детство, семья  находятся под защитой государства.                       2. Забота о детях, их воспитание –  равное право и обязанность родителей.                   3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».                                                                                                    Защита материнства и детства, семьи  носит комплексный социально-экономический  характер и осуществляется путем  принятия разнообразных государственных  мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению  семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в последние  годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать правовые средств. Конституционный принцип  защиты материнства и детства, семьи  находит свое конкретное выражение  и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права. Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве.  Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.  Социальное обеспечение для воспитания детей гарантируется государством и статьей 39, ч. 1 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт «в»), установление основ федеральной политики в области социального развития (пункт «е»). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации). По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы,

11

обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и  определять механизм реализации этих законов, в том числе степень  и формы участия в ней органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации. Так, в настоящее  время существует ФЗ от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Каждый ребенок с  момента рождения имеет гарантированное  государством право на воспитание и  заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением  родителям родительских прав, которые  одновременно являются обязанностями  по воспитанию, что закреплено в  ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям. Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются – содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. В отличие от обязанности содержать родителей суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них сверх алиментов дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход. Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей. Государство должно проявлять заботу и об инвалидах и пожилых гражданах. Данные правоотношения регулируются ФЗ от 2.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Государство обязано развивать систему специальных предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры и т. д.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"