12
3.4. Развитие системы
социального обслуживания
Социальное обслуживание
представляет собой деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной
жизненной ситуации. В Российской
Федерации имеется государственная
система социальных служб. Она включает
государственные предприятия и учреждения
социального обслуживания, являющиеся
федеральной собственностью и находящиеся
в ведении федеральных органов государственной
власти, государственных предприятия
и учреждения социального обслуживания,
являющиеся собственностью субъектов
Российской Федерации и находящиеся в
ведении органов государственной власти
субъектов Российской Федерации. Государство
гарантирует гражданам право на социальное
обслуживание в государственной системе
социальных служб. Социальное обслуживание
основывается на принципах: адресности;
доступности; добровольности; гуманности;
приоритетности предоставления социальных
услуг несовершеннолетним, находящимся
в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности;
профилактической направленности. Социальное
обслуживание осуществляется на основании
обращения гражданина, его опекуна, попечителя,
другого законного представителя, органа
государственной власти, органа местного
самоуправления, общественного объединения.
Каждый гражданин вправе получить в государственной
системе социальных служб бесплатную
информацию о возможностях, видах, порядке
и условиях социального обслуживания.
Социальное обслуживание осуществляется
социальными службами бесплатно и за плату.
Платные социальные услуги в государственной
системе социальных служб оказываются
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Условия и порядок
оплаты социальных услуг в социальных
службах иных форм собственности устанавливаются
ими самостоятельно. Материальная помощь
предоставляется гражданам, находящимся
в трудной жизненной ситуации, в виде денежных
средств, продуктов питания, средств санитарии
и гигиены, средств ухода за детьми, одежды,
обуви и других предметов первой необходимости,
топлива, а также специальных транспортных
средств, технических средств реабилитации
инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем
уходе. Основания и порядок предоставления
материальной помощи устанавливаются
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Социальное обслуживание
на дому осуществляется путем предоставления
социальных услуг гражданам, нуждающимся
в постоянном или временном нестационарном
социальном обслуживании. Одиноким гражданам
и гражданам, частично утратившим способность
к самообслуживанию в связи с преклонным
возрастом,
13
болезнью, инвалидностью, предоставляется
помощь на дому в виде социально-бытовых,
социально-медицинских услуг и
иной помощи. Социальные службы оказывают
помощь в профессиональной, социальной,
психологической реабилитации инвалидам,
лицам с ограниченными возможностями,
несовершеннолетним правонарушителям,
другим гражданам, попавшим в трудную
жизненную ситуацию и нуждающимся
в реабилитационных услугах. Социальное
обслуживание граждан пожилого возраста
и инвалидов представляет собой
деятельность по удовлетворению потребностей
указанных граждан в социальных
услугах. Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции
РФ, «государственные пенсии и социальные
пособия устанавливаются законом». Наличие
соответствующих федеральных законов
является необходимой гарантией реализации
конституционного права на социальное
обеспечение. Такая государственная периодическая
денежная выплата, как трудовая пенсия,
устанавливается в связи с трудовой и
иной общественно полезной деятельностью
и подразделяется на несколько видов:
пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности,
по случаю потери кормильца и за выслугу
лет. Общий пенсионный возраст составляет
для мужчин 60, а для женщин – 55 лет. Однако
в связи с особыми условиями труда и по
ряду других оснований пенсии назначаются
и с более раннего возраста. Нетрудоспособным
гражданам, не имеющим права на трудовую
пенсию, может быть назначена социальная
пенсия. Государственные пенсии для отдельных
категорий граждан установлены также
Законами о занятости населения в Российской
Федерации, о социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, о государственных
гарантиях и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях. В связи
с инфляционными процессами периодически
принимаются нормативные акты о корректировке
размера пенсий и заработка, из которого
они исчисляются. Согласно ч. 3 ст. 39 Конституции
РФ поощряются добровольное социальное
страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность.
Таким образом, предусматривается возможность
по инициативе субъектов Федерации, органов
местного самоуправления, трудовых коллективов,
общественных объединений либо граждан
за счет собственных средств предоставлять
материальную поддержку отдельным социальным
группам или гражданам в дополнение к
социальному обеспечению.
В связи с трудовой и иной общественно
полезной деятельностью, засчитываемой
в общий трудовой стаж, назначаются следующие
пенсии: по старости (по возрасту); по инвалидности;
по случаю потери кормильца; за выслугу
лет. Граждане могут обращаться за пенсией
в любое время после возникновения права
на нее, без ограничения каким-либо сроком
и независимо от характера их занятий
ко времени обращения.
14
№122-ФЗ устанавливает, что
размеры стипендий, пособий и других обязательных
социальных выплат в Российской Федерации,
определенные в соответствии с законодательством
Российской Федерации в зависимости от
минимального размера оплаты труда, устанавливаются
в твердых суммах (в денежном выражении).
Минимальные размеры стипендий, пособий
и других обязательных социальных выплат
в Российской Федерации устанавливаются
ежегодно федеральным законом (федеральными
законами) исходя из величины прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации
могут устанавливаться более высокие
размеры стипендий, пособий и других обязательных
социальных выплат за счет средств соответствующих
бюджетов. Повышение размеров стипендий,
пособий и других обязательных социальных
выплат в Российской Федерации может осуществляться
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации
по каждому виду указанных выплат исходя
из постепенного увеличения соотношения
между размерами этих выплат и величиной
прожиточного минимума в целом по Российской
Федерации с учетом средств, предусматриваемых
на эти цели соответственно федеральным
бюджетом, бюджетами государственных
социальных внебюджетных фондов и бюджетами
субъектов Российской Федерации на очередной
финансовый год. Развитие этой системы
обеспечивается ростом расходов государства
на пенсионное обеспечение, обусловленным
увеличением численности и доли людей,
имеющих право на получение пособий и
пенсий, в общем составе населения, а также
инфляционными явлениями. Особая охрана
должна предоставляться матерям в течение
разумного периода до и после родов. В
течение этого периода работающим матерям
должен предоставляться оплачиваемый
отпуск или отпуск с достаточными пособиями
по социальному обеспечению.
Право на пенсию по любому основанию —
это конституционное право и оно не подлежит
произвольному ограничению даже через
федеральный закон, поскольку невозможно
себе представить, чтобы какое-либо ограничение
этого права соответствовало основаниям,
перечисленным в ч. 3 ст. 55 Конституции
Российской Федерации. Этим правом обладают
все граждане, в том числе и осуждённые
по приговору суда. Между тем закон длительное
время лишал права на пенсию эту категорию
лиц.
15
Заключение
Основными направления социальной
политики Российской Федерации, а именно:
охрана труда и здоровья людей; установление
гарантированного минимального размера
оплаты труда; обеспечение государственной
поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых
граждан; развитие системы социального
обслуживания; установление государственных
пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты; а также установили
связь Конституции Российской Федерации
и Законов в отношении названных
направлений. Следует сказать, что в любом
демократическом государстве между конституционным
требованием защиты личной свободы и требованием
идеи социального государства существует
известное противоречие. Оно порождено
неизбежным вмешательством социального
государства в личную жизнь граждан. Поэтому
в такой ситуации любое решение государства
в пользу личной свободы возможно лишь
в той мере, в какой оно не противоречит
сущности социального государства. По
утверждению Н. А. Бобровой, социальное
законодательство понятно широким слоям
населения, в отличие от иных сфер правового
регулирования, довольно отдаленных от
нужд простого человека, которому не всегда
понятно или интересно, как отражается
на его каждодневной жизни устройство
власти. Население больше интересует не
то, как формируется власть, а то, какие
условия она создает для достойной жизни
людей. На социальное законодательство
возложена особая миссия, без осуществления
которой нет и социального государства.
Гуманизм и сострадание – достойная конституционная
цель». Система социального обеспечения
должна трансформироваться таким образом,
чтобы в реализации социальных прав было
больше «права». Нужна разумная осторожность
законодателя, чуждая популизму, взвешенная
оценка им тех экономических ресурсов
государства, которыми оно может распоряжаться,
чтобы реально выполнять принятые на себя
социальные обязательства. Важна тенденция
переноса законодателем центра тяжести
социальной деятельности государства
с акций социального обеспечения на формирование
системы условий для возможно более полного
использования трудового, интеллектуального,
предпринимательского потенциала работоспособных
граждан и стимулирования их личной ответственности
за самореализацию личности на основе
естественно-правовых идей о неотъемлемых
правах человека. Необходимо законодательно
создать такие механизмы, которые позволят
все большему числу людей включиться в
отношения формального равенства для
обеспечения каждому достойного существования.
В социальном государстве отрасль социального
права не только возможна, но и необходима,
поскольку слишком обширен и важен для
жизни людей круг регулируемых ею общественных
отношений.