Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 12:56, контрольная работа
Позитивизм рассматривает общество по аналогии с природой, используя методы естественных наук. Его основатели пользовались так называемым объективным методом, т. е. рассматривали социальные факты и процессы как таковые в их объективной реальности, наблюдали, описывали и систематизировали их (О. Конт). Этот метод основывается на отрицании необходимости философского осмысления социальной жизни. Э. Дюркгейм писал, что «метод социологии независим от всякой философии... Социальные факты суть вещи, а задача социолога... выражать факты».
Стр.
Категории и методы социологии…………………………………………… 3
Семья как социальный институт и как малая социальная группа…………………………………………………………………………
5
Отклоняющееся и преступное поведение…………………………………..
Содержание
Стр. | ||
Категории и методы социологии…………………………………………… | 3 | |
Семья как социальный
институт и как малая социальная
группа……………………………………………………………… |
5 | |
Отклоняющееся и преступное поведение………………………………….. | 9 |
Категории
и методы социологии
В понимании метода социологии существует различие между крайними ее течениями: позитивистской и понимающей социологией.
Позитивизм рассматривает общество по аналогии с природой, используя методы естественных наук. Его основатели пользовались так называемым объективным методом, т. е. рассматривали социальные факты и процессы как таковые в их объективной реальности, наблюдали, описывали и систематизировали их (О. Конт). Этот метод основывается на отрицании необходимости философского осмысления социальной жизни. Э. Дюркгейм писал, что «метод социологии независим от всякой философии... Социальные факты суть вещи, а задача социолога... выражать факты».
Понимающая социология (М. Вебер) анализирует смысловые элементы социальной жизни, делает акцент на понимании изменений, движений. Это направление тяготеет к «субъективному методу». Исследователь констатирует и приводит в систему социальные явления объективного мира на основе своих субъективных оценок. «Объективный метод» признается ими настолько, насколько он имеет значение для теории.
Развитие и изменение социальной жизни приводят к развитию и изменению методов ее исследования. Учитывая особенности современного этапа развития социологии, хотелось бы отметить три важных момента, характеризующих метод социологического познания:
во-первых, это введение временного параметра в саму методологию мышления, в гипотезы и концепции, что мы раньше называли принципом историзма; от изучения состояний на конкретный момент времени важно сейчас переходить к изучению процессов социального развития;
во-вторых,
учет изменений структуры
в-третьих,
все более активное участие социологии
как науки в реальной жизни, в
социальном процессе, а отсюда — ориентация
социологии на нахождение путей решения
социальных проблем, на выявление конфликта
интересов («социология конфликта»), на
прогнозирование и проектирование социальных
решений.
Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя три группы категорий:
1)
общенаучные категории в
2)
собственно социологические
3)
категории дисциплин,
Ключевым для понимания категориального аппарата социологии, без сомнения, выступает понятие "социальное". Социологическая традиция, которая идет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория социального действия» Т. Парсонса).
Другая традиция понимания социального связана с категорией «социальные отношения» (К. Маркс). Социальное понимается в этом случае как совокупность отношений между различными социальными группами и общностями, куда относят классы, профессиональные, формальные организации, территориальные, поселенческие группы и социальные институты.
Через понятия «социальное действие и взаимодействие», «социальные отношения» дается в социологии характеристика всех других социальных образований: «роль», «статус», «социальный контроль», «социальная группа», «социализация», «социальный институт», «социальная структура» и др. Фундаментальной категорией социологии является также категория «общество» (рассматриваемое как социокультурная система).
Социологическая
наука, как и всякая другая наука
вообще, служит удовлетворению каких-либо
потребностей человека, имеет практическое
значение или, как отмечал С. Булгаков,
коренится в практической нужде, в потребности
ориентироваться с целью практического
действия. Практическая значимость науки
находит отражение в ее функциях.
Семья
как социальный институт
и как малая
социальная группа
Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Пи. В середине XIX в. они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношении и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием.
Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов. При всем разнообразии исходных позиций социологи сходятся в том, что семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, имеющий определенные нормы отношений, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака.
Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.
Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека.
Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога А. Маслоу, делится на:
1) физиологические и сексуальные потребности;
2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
3)
социальные потребности в
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
1 | 2 | 3 |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение
хозяйственно-бытовых услуг
одними от других |
Экономическая | Экономическая
поддержка
несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества |
Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Сфера первичного
социального контроля |
Моральная
регламентация поведения
членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представите- лями старшего и среднего поколения |
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
1 | 2 | 3 |
Социально-статусная | Предоставление
определенного социального |
Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение
индивидами психологической
защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса жизненно важных
потребностей человека. Семья, следовательно, в отличие от других малых групп, союзов и
корпораций, объединяет всю целостность своего существования, тогда как, например,
члены производственного коллектива объединяют только свои профессиональные
интересы.
Таким образом, следует отметить, что социальные функции семьи – это направления
влияния семейных отношений на все стороны общества, в результате которых происходит
изменение и развитие, как семьи, так и всего общества.
Содержание
основных функций
семьи
1. Репродуктивная функция семьи.
Эта функция выполняет две задачи:
1) общественную – биологическое воспроизводство населения;
2)
индивидуальную –
В ее основе – удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, – это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.
Функции
женщины и функции мужчины
настолько специализировались, что
женщины стали вести
Физиологические
и сексуальные потребности
- воспроизводства человеческого рода;
- создания материальных условий существования – жилища, одежды, питания;