Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 01:08, контрольная работа

Краткое описание

Этносоциология - новое научное направление, возникшее на стыке этнографии и социологии. Во второй половине 60-х годов ХХ ст. В странах Востока этносоциология выделялась в самостоятельную отрасль знаний. Понятие Этносоциология состоит из двух слов разного происхождения: этнос (латин. ethnos - общество, род, племя, народ) и социология (лат. societas - общество, игрец. Logos - учение). Дословно этносоциология - учение о национальности общества. Однако, суть понятия Этносоциология - область социологии, исследующая происхождение, сущность, функции различных, этносов (род, племя, народность, нация) с целью выявления общих закономерностей, их взаимодействия и выработки механизмов вписывания в систему социальных отношений, которые сложились.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 46.60 Кб (Скачать)

Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций. 

Важнейшую роль в жизни  и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т.п.

Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы. И не только охраны, но и воспроизводства природных ресурсов, в том числе земельных, лесных, водных и др. 

В этнологии выделяют несколько  групп взаимозависимых факторов, влияющих на межэтнические отношения - исторические, социальные, культурные, психологические, ситуативные и политические.

Из исторических факторов, безусловно, важное значение имеют три класса явлений: 1) ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; 2) исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических контактах; 3) особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт. 

Этносы вступают во взаимоотношения  в результате разных исторических обстоятельств. Когда между ними возникают межэтнические напряжения, то чаще всего актуализируются такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальные захваты прошлого. В этнической памяти все эти события сохраняются и становятся сплачивающим фактором. Они приобретают символическое значение, вокруг них создаются идеологемы либо этнически ущербного характера, либо героического. И очень часто разные этносы оценивают одни и те же события по-разному. 

Среди социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, наиболее существенными являются взаимосвязь социальной и этнической стратификации (конфликты ослабляются, если контактирующие группы обладают одинаковым статусом), влияние социально-структурных изменений, этнический фактор социальной мобильности (в СССР – первые секретари ЦК компартии союзных республик были титульной национальности, а вторые секретари – русские).  

Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, делятся на две группы, первая связана с просвещением и информированностью (тот факт, что образование, и в целом просвещение, способно разрушать межэтнические границы, снимать предубеждения, установлен в многочисленных исследованиях), вторая — с традиционными нормами каждой культуры (традиции чаще влияют на поведение в быту и на отношения в трудовой сфере).

Сущность ситуационного фактора заключается в том, что стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую солидарность и этнокультурные контакты. 

Наконец, политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики. 

С учетом всех этих факторов очевидно, что результаты межэтнического взаимодействия для разных этносов, участвующих в нем, чаще всего будут различны. Контакт может ограничиваться одним простым количественным изменением в культуре этноса, но может привести и к глубоким структурным сдвигам в ней. 

По масштабам, глубине  проникновения межэтнические коммуникации делятся на два основных типа: ассимиляцию и интеграцию.  

Этническая ассимиляция представляет собой процесс полного или частичного поглощения одним этносом другого, обычно слабого более сильным. Чаще всего это происходит путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» подчиненного этноса этносом господствующим. В ходе этого процесса одна этническая общность постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, образу жизни, а часто и к языку доминирующего этноса. Итогом ассимиляции становится утрата исконных этнических свойств, изменение этнической идентичности, самосознания людей. В процессе этнической ассимиляции принято выделять два ее типа: полную и частичную. Суть первой заключается в том, что этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом. Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь от какой-либо одной из сфер своей жизнедеятельности. 

Кроме того, в этнологии  различаются естественная и насильственная ассимиляции. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловливается потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий органов власти, действующих во всех сферах общественной жизни и направленных на ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры национальных меньшинств.

Под межэтнической интеграцией (единением) в этнологии понимается появление новой этнокультурной общности в результате взаимодействия двух или нескольких этнических групп, при котором разные культуры сохраняют свои основные этнические черты, свои индивидуальности. Это означает формирование в рамках полиэтнических государств таких межэтнических или мегаэтнических общностей, в которых составляющие их этнические группы сохраняют свою этническую идентичность и особенности культуры. 

Взаимоотношения между этносами могут носить самый разный характер и определяться политическими, социально-экономическими и историческими целями и интересами. Основным критерием в определении типа и характера этих отношений является степень реализации права этнической группы на самоопределение (права народа самому определять свою судьбу). Право на самоопределение, как правило, признается всеми народами и правительствами, однако до настоящего времени не имеется четкого механизма и критериев реализации этого права. Поэтому на практике становятся возможными такие формы межэтнических взаимоотношений, как геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация.

Геноцид как форма межэтнических взаимоотношений означает стремление доминирующей этнической общности уничтожить полностью или частично какую-либо этническую, расовую или религиозную группу, с которой она вступает в контакт. При этом в оправдание выдвигается тезис о расовой, этнической или психической неполноценности уничтожаемой группы.

Апартеид как вид межэтнических отношений можно определить как форму этнического господства одной расовой группы над другой с целью систематического угнетения последней. Специфическими признаками апартеида являются: лишение членов угнетаемой расовой группы права на жизнь и свободу личности; умышленное создание для соответствующей расовой группы таких жизненных условий, при которых она обрекается на вымирание; максимальное ограничение для расовой группы возможностей ее развития и лишение всех ее членов основных прав и свобод человека; разделение всего населения по расовому признаку путем создания резерваций и гетто и запрещение смешанных браков между членами разных расовых групп; использование принудительного труда членов угнетаемой расовой группы.

Сегрегация означает независимое существование и отражает стремление этнических групп к этнокультурной изоляции друг от друга. Этот вид этнической коммуникации реализуется через целенаправленную политику самостоятельного развития этносов, инициированную или этническим большинством, или этническим меньшинством населения какого-либо государства.

Под дискриминацией в этнологии понимается ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным или политическим убеждениям и т.д. Новая социальная структура российского общества еще не сложилась. Идет процесс ее становления. Тем не менее уже сейчас можно выделить некоторые тенденции ее развития и обозначить наиболее актуальные проблемы.

Главная тенденция в развитии социальной структуры современного российского общества - ее усложнение. В социуме возникают все более подвижные, многообразные, открытые социальные группы и слои, все в большей степени перекрещивающиеся, взаимодействующие. 
Основное влияние на этот процесс оказывают социально-экономические и политические изменения в обществе. В меньшей степени влияет научно-технический прогресс. В настоящее время в России идет формирование новой политической, экономической, технической, технологической и социокультурной среды. Страна осваивает товарно-денежные отношения, развивает различные формы собственности, растет социальная мобильность населения. Все это не может не сказаться на социальной структуре и стратификации российского общества.

Растет социальная мобильность между государственным и негосударственными секторами экономики. Ежегодно меняют место работы до 14 млн человек, т.е. примерно каждый пятый работник. В негосударственные структуры «переливается» в первую очередь более квалифицированный умственный и физический труд. При этом многие работники предпочитают находиться сразу в двух секторах, оставляют за собой места в государственных учреждениях, рассматривают их как возможность социального страхования.

Активно идет внутренний процесс перераспределения собственности и формирования класса собственников. Возник и растет так называемый «средний класс» (слой). В западных странах он составляет 70-80%, у нас по самым завышенным оценкам - 15%.

В нашем обществе активно  идет процесс расслоения общества по имущественному признаку.

Развитие рыночных отношений  ведет к сокращению рабочих мест в производственной сфере и росту их в сфере обслуживания. В развитых странах в сфере обслуживания занято более 70% и трудоспособного населения.

К сожалению, процесс формирования новой социальной структуры в  российском обществе идет с большими издержками. Развитию социальной структуры  мешает невнимание к социальной сфере, к научно-техническому прогрессу.

 

Список литературы:

  1. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений : уч. пособие. СПБ, 1999.
  2. Арутюнян Ю.В. Этносоциология : Уч. Посопие. М. 1999
  3. Врундт В. Проблемы психологии народов. СПб, 2000

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"