Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:51, контрольная работа

Краткое описание

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком.

Файлы: 1 файл

контрольная по социологии Вольская.docx

— 25.31 Кб (Скачать)

ДОН ГАУ ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ШИФР 1015

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по «СОЦИОЛОГИИ»

Студентки 3-го курса факультет  «ФЗО»

Специальность «Товароведение и Экспертиза Товаров»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнил: студентка

                            Вольская Елена Георгиевна

                                                                                  Шифр: 1015

                                                                                  Проверил:

 

 

 

 

 

пос. Персиановский, 2012 г.

1. Культура как система  ценностей и норм.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально  означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой  понимались все изменения в природном  объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными  причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное  человеком. При таком подходе  культура предстает как сотворенная  человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком  мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к  культуре.

В социологии под культурой  в широком смысле этого слова  понимают специфическую, генетически  не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В  узком смысле культура трактуется в  социологии как система коллективно  разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура—это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой». Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается  в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу  и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных  социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение  существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и  передачи объектов культуры устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие  их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает  широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные  формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в  целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень  развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе  или регрессе. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности. Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм - весьма широко распространенное явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывал данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом. Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.

Культура в широком  смысле слова включает в себя все  достижения человечества, в том числе  и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты  взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты  экологической проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится  функционированию различных элементов  в духовной культуре. Каковы же эти  элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент,  т. е. знания, сформулированные  в определенных понятиях и  представлениях и зафиксированные  в языке. Язык — это объективная  форма аккумуляции, хранения и  передачи человеческого опыта.  Рассмотрим кратко, что представляет  собой язык как важнейший элемент  культуры. Язык — это система  знаков и символов, наделенных  определенным значением. Знаки  и символы выступают в процессе  общения в качестве представителей (заместителей) других предметов  и используются для получения,  хранения, преобразования и передачи  информации о них. Знаки и  символы всегда имеют определенное  значение. Люди усваивают это  значение знаков и символов  в процессе воспитания и образования.  Именно это позволяет им понимать  смысл сказанного и написанного.

2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является  ценностно-познавательная система.  Ценность — это свойство того  или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности,  желания, интересы. Ценности формируются  в результате осознания социальным  субъектом своих потребностей  в соотнесении их с предметами  окружающего мира, т. е. в результате  ценностного отношения, реализуемого  в акте оценки. В систему ценностей  социального субъекта могут входить  различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение  и т. д.);

 

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода  слова, совести, партий, национальный суверенитет  и т. д.);

3) партикулярные:

а) привязанность к малой  родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление абсолюту).

Только человек создает  культуру, потому что он обладает величайшим преимуществом — способностью обучать  и обучаться через взаимодействия с другими людьми. Шимпанзе можно  научить доставать банан из труднодоступных  мест, но не передавать эту мысль  другим особям. Животное живет только инстинктами и собственным опытом, в то время как человек "стоит  на плечах своих предков" и решает свои проблемы с учетом их совокупной мудрости.

Только человек способен использовать символы, с помощью  которых он развивает общение, позволяющее  достигать обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями и внутренними побуждениями. Используя символическую коммуникацию, человек обменивается указаниями, открытиями, ценными мыслями, способами совместных действий. Без столь разработанного, богатого и разнообразного общения  люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.

Культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи, культурных образцов, вынуждена оставаться предельно  простой. Однако использование письменности позволило практически неограниченно  усложнять и развивать культуру, охватывая ее влиянием все более  широкий круг людей. Письменность позволяла  сохранять и передавать другим поколениям мельчайшие детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, что давало возможность не только полностью  транслировать их, но и практически  в точности воспроизводить утерянные  и разрушенные культурные комплексы  по их описаниям. Даже неграмотный человек  в современном обществе подвергается воздействию письменный культуры, потому что окружающие его люди формируют  его культуру с помощью написанных слов. Афоризм, используемый еще при  египетских фараонах, "как написано, так и будет сделано" — является основой жизни каждого цивилизованного  общества.

Культурные изменения, как  в материальной, так и в духовной сфере приводят к переустройству всех сторон жизни общества в определенном направлении. Существует две основные точки зрения на развитие культуры и общества.

Теория эволюционного  развития культуры. Основным принципом  этой теории является постепенное изменение  культурных элементов и культурных комплексов, в ходе которого они  полностью преобразуются. Эволюционистская точка зрения была одной из самых влиятельных теоретических концепций XIX в. Систематически изложил эту теорию впервые Ч. Дарвин в своей знаменитой работе "Происхождение видов...", вышедшей в свет в 1859 г. Согласно этой теории, человек произошел от низших форм жизни в результате прогрессивного приспособления к условиям внешней среды, через выживание биологических форм, более пригодных к борьбе за существование. Основатели социологии широко использовали эволюционный метод при изучении вопросов культуры и социальной жизни. О. Конт в работе "Курс позитивной философии" описал три стадии, через которые, по его мнению, проходит человечество: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). Г. Спенсер также был увлечен социальным дарвинизмом. Процесс социальной эволюции он рассматривал как определенную последовательность стадий, через которые все общества движутся от простого к сложному и от однородности к неоднородности. Результатом принятия классической эволюционной точки зрения было то, что в работах Конта и Спенсера наблюдается социальный оптимизм, так как они видели в общественном развитии только прогресс, движение к счастью и процветанию.

Однако после двух мировых  войн, экономических депрессий и  появления тоталитарных диктаторских режимов эволюционистский оптимизм в значительной степени снизился, и идея социальной эволюции стала  считаться детской иллюзией. Многие ученые пришли к отрицанию того, что можно говорить о "высокой" или "низкой" культуре и утверждать, что каждая культура — это лишь один из возможных путей приспособления людей к окружающей среде. Антропологи  в свою очередь не согласились  с тем, что изменения культуры всегда направлены от простого к сложному, ибо многие древнейшие культуры обладали большим богатством культурных образцов, более разработанной системой социальных норм, чем культуры современных обществ. Все это привело к тому, что в настоящее время традиционная эволюционная теория практически не применяется в научном анализе, а неоэволюционисты разрабатывают более гибкие и сложные способы объяснения развития культуры.

Диалектический метод  и теория конфликтов. Диалектический Подход к проблемам развития культуры основан на более сложной и  разработанной концепции. Это объясняется  тем, что основательный философский  фундамент диалектического метода был заложен выдающимися философами Э. Кантом и Г. Гегелем, а также  их многочисленными последователями. В области социологии культуры наиболее известными разработчиками этого подхода  были К. Маркс, Г. Маркузе и другие представители франкфуртской школы социологии.

Основной теоретический  постулат диалектического подхода  таков: все культурные образцы, произведенные  людьми, представляют собой конечные, т.е. недолговечные, явления. Уже при  своем возникновении каждая из культурных норм и ценностей несет в себе зерна своей гибели. Однако до того как культурная норма или ценность прекратит свое существование, ее развитие должно пройти несколько стадий:

Первая — стадия роста  заключается в изменении степени  значимости данного культурного  образца, его распространенности в  какой-либо группе или обществе.

Вторая стадия заключается  в достижении культурным образцом определенного  предела, или границы, после чего он вступает в конфликт с внешней  средой и со своим внутренним содержанием.

Третья стадия — прекращение  существования культурной нормы  или ценности. Это не просто ее гибель, а скорее перерождение.

Нормы культуры — это правила  поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь  в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Норма своим  содержанием тесно связана с  ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Так, христианская норма-заповедь "Не убий!" обосновывается христианскими  ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как  желательный конкретный образец  поведения. Поэтому нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Для одних многоженство — норма, для других — находится под строжайшим запретом. Различаются нормы по многим основаниям. Особое значение имеет деление на моральные и правовые нормы. Последние выступают прежде всего в виде закона, контролируются государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные четкие санкции, применяемые специальными органами. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, чувство долга, совести, стыда. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции, что особенно характерно для архаических обществ.

Среди социальных норм некоторые  исследователи выделяют нормы-правила  и нормы-ожидания, нормы запрещающие и нормы поощряющие. К нормам-правилам можно отнести наиболее значимые моральные и правовые нормы, которые регулируют поведение человека в наиболее важных и ответственных узлах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества, социальной группы. Нормы-ожидания — это ожидание желательного поведения, это то, что не является строго обязательным, но хотелось бы. Нормы-ожидания чаще всего проявляют себя в правилах хорошего тона, в моде и т. п.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"