Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:51, контрольная работа

Краткое описание

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком.

Файлы: 1 файл

контрольная по социологии Вольская.docx

— 25.31 Кб (Скачать)

Во все времена значительной была роль запрещающих норм. Не случайно к древнейшим культурным формам, выработанным человечеством, относятся религиозные  и социальные запреты — табу. Так, благодаря запрету половых  отношений внутри первобытной родовой  общины (экзогамии) община стабильно  функционировала как основная форма  человеческого сообщества тысячи лет. Таким образом, запрещающие нормы  очерчивают зону, сферу деятельности, выход за рамки которой может  угрожать безопасности других людей, обществу в целом. Причем в рамках различных  культур зона, не подлежащая запретной  регламентации, может быть шире или  уже. Например, в нашей стране лишь недавно снят запрет на частнопредпринимательскую  деятельность.

Нормы поощрения выглядят скорее как призыв к определенному  образу действий. Они оставляют гораздо большую степень свободы у человека по поводу того, выполнять или не выполнять, насколько регулярно выполнять эти нормы. Главная задача норм-поощрений — формировать у человека стремление к достижению успеха.

Ценности изучаются под  различным углом зрения раз личными  науками. Особая роль в их исследовании принадлежит философии, культурологи, этике. Социологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определяющую роль в регуляции социальных взаимодействий. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, т. е. для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре Их принято называть ценностями, и они являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Правда, не следует путать ценность как идеальное, воображаемое, как критерий с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека. Именно в последнем смысле слова принято говорить о приобретении материальных ценностей.

В социальной системе ценности выполняют ряд функций Они выступают как: 1) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т. д.; 2) критерий оценки реальных явлений; 3) смысл целенаправленной деятельности; I) регуляторы социальных взаимодействий; 5) внутренние побудители к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

Таким образом, ценности представляют собой сложный мир. Но мы ограничимся  рассмотрением ценностей, выступающих  регуляторами взаимодействия людей  в обществе, т. е. социальными ценностями.

Социальные ценности —  это разделяемые обществом или  Радиальной группой (т. е. более или  менее общепризнанные) убеждения  по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей  и средств, которые ведут к  этим целям. Иными словами, социальные ценности отвечают на вопрос: как относиться к тому, что уже есть, и к  тому, что может быть. Среди социальных ценностей следует различать  ценности экономические, нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры существуют прежде всего как целостность, система. Выражение этой целостности проявляется в менталитете общества, а так же в общей логике, характерной для данной системы ценностей: ее подчиненности материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности. Фундаментом, основанием каждой системы ценностей выступают нравственные ценности, в которых представлены "желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека и подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т. д.).

Значительными различиями могут  характеризоваться системы ценностей  социальных слоев, классов, групп общества. Эти специфические черты выражают особенности социальных функций, выполняемых той или иной социальной группой, в них представлены желательные для ее представителей варианты общественного устройства и т. д. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность человеческой жизни, ценность мира для людей, а также на базе общественных (общенациональных, общенародных) ценностей, признающих приоритетность сохранения единства нации, целостности государства и т. д.

Культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С  одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также  другим группам. Культура возвышает  человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому  общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и  суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в  рамках культуры для покорения природы  может быть применено для уничтожения  людей. Поэтому важно изучить  отдельные проявления культуры, чтобы  получить возможность снизить напряженность  во взаимодействии человека с порожденной  им культурой.

 

 

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов- н/Д., 2000.

2. Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1999.

3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е.  Социология: Учебник. – М., 2003.

4 Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных  заведений. – М ., 1996.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"