Контрольная работа по " Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

1. О. Конт и другие « отцы основатели социологии » - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами.
2. Понятие маргинальности (от франц. Marginal – побочный, на полях) используется в различных областях научного знания – экономике, психологии, философии, медицине.
3. Обоснование особенностей социально-педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и разработка рекомендаций по осуществлению такой деятельности.

Оглавление

Вопрос№2.
Основные социалогические принципы анализа общества в работах классиков социологии, О.Конта , Э.Дюркгейма, М.Вебера.
Введение 3
Часть 1.
Социологические концепции Дюркгейма 3
Часть 2.
Социологические концепции Вебера 4
Заключение 6
Список использованной литературы 7
Вопрос№22.
Понятие маргинализма.
Введение 8
Часть 1.
Понятие классовой маргинальности 8
Часть 2.
Маргинальность и право 10
Заключение. Список использованной литературы 12
Вопрос№42.
Роль неформальных организаций в жизни молдодёжи.
Введение 13
Часть 1.Теоретические основы технологии социальной работы с неформальными молодежными объединениями и история возникновения этих групп 13
Часть 2. Структура неформального молодежного объединения 15
Заключение. Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

sociologgiy.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Т. Селином", то мы увидим, что первая позиция, когда кодексы сталкиваются на границах, присуща и люмпену, и  маргиналу, и преступнику; вторая в  потенциале интерференции юридических норм может трактоваться как исключающая преступника; третья, когда члены одной культурной группы переходят в другую, может быть названа как маргинальность на излете.

Структурно-функциональный анализ, типичный для западиой социологии, не решает проблемы корней маргинальности и не объясняет маргинализации самого права.

Линия, восходящая к Р. Парку, дала ряд догадок, которые позволили  раскрыть сущность маргинальности как  распада социальных связей с базово-нормативным  целым.

Для социально-экологического направления феномен маргинальности не исчезал как самостоятельный объект. Маргинальность не передается генетическим образом, ибо наличие социального контроля при относительно здоровых социальных условиях способно нейтрализовать специфически маргинальные характеристики индивидов и общностей.

При обосновании существования  маргинального права могут быть выдвинуты три взаимосвязанных  тезиса.

Во-первых, маргинализация советского права является неизбежным следствием изменения контекста функционирования правовых отношений в направлении правового государства. Именно это и вызывает нарушение трансляции правового опыта и интерференцию правовых норм.

Во-вторых, при переходе к новой  правовой культуре неизбежно рождаются  смешанные переходные формы юридических отношений, действующие как реальная практика и как фактор правосознания, превращая функционирующее право в маргинальное. В-третьих, восстановление нормальной трансляции правового опыта оказывается невозможным из-за аналогичного процесса в социальной структуре. Выделение маргинальных групп и их изоляция на разных уровнях социальной лестницы обостряет вопрос о социальных функциях правового государства.

Россия пережила минимум две  крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 г. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса – дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и не попали бы в будущем. По существу, они оказались теми, кого можно назвать восходящими маргиналами. Они оторвались от одного класса, но не стали полноценными, как это требуется в цивилизованном обществе, представителями нового высшего класса. У пролетариев сохранились прежние манеры поведения, ценности, язык, культурные обычаи, свойственные низам общества, хотя они искренне старались приобщиться к художественным ценностям высокой культуры, обучались грамоте, ходили в культпоходы, посещали театры и агитационные студии.

Путь "из грязи в князи" сохранился вплоть до начала 70-х годов, когда  советские социологи впервые  установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счет представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.

Вторая волна наступила в  начале 90-х годов и также в  результате качественных изменений  социальной структуры российского  общества. Возвратное движение общества о социализма к капитализму привело  к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась их трех пополнений: криминалитета, номенклатуры и "разночинцев". Определенная часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение по всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования., высокой нравственности, но вполне олицетворял "дикий капитализм". В элиту вошли, кроме представителей низов, "разночинцы", т.е. выходцы из разных групп среднего советского класса и интеллигенции, а также номенклатура, которая в нужное время оказалась в нужном месте, а именно у рычагов власти, когда предстояло делить общенародную собственность. Напротив, преобладающая часть среднего класса совершила нисходящую мобильность и пополнила ряды бедных. В отличие от старых бедных, существующих в любом обществе, эту часть называют "новыми бедными". Они влияют специфическую черту России. Такой категории бедных нет ни в Бразилии, ни в США, ни в какой иной стране мира. Первая отличительна черта – высокий уровень образования. Учителя, преподаватели, инженеры, врачи и другие категории бюджетников оказались среди бедных только по экономическому критерию – доходам. Но они не являются таковыми по другим, более важным критериям, связанным с образованием, культурой и уровнем жизни. В отличие от старых, хронических бедных "новые бедные" - временная категория. При любом изменении экономической ситуации в стране в лучшую сторону они готовы моментально вернуться в средний класс. И детям они стараются дать высшее образование, привить ценности элиты общества, а не "социального дна"

Таким образом, радикальные изменения  социальной структуры российского  общества в 90-е годы связаны с  поляризацией среднего класса, расслоением  его на два полюса, пополнивших  верхи и низы общества В результате численность этого класса существенно сократилась.

Попав в слой "новых бедных", российская интеллигенция оказалась  в маргинальной ситуации: от старых культурных ценностей и привычек она отказываться не хотела и не могла, а новые принимать не желала. Таким образом, по своему экономическому положению эти слои принадлежат к низшему классу, а по образу жизни и культуре – к среднему. Точно так же в маргинальной ситуации оказались представители низшего класса, пополнившие ряды "новых русских". Для них характерна старая модель "из грязи в князи": неумение прилично себя вести и говорить, общаться так, как требовал того новый того новый экономический статус. Напротив, нисходящую модель, характеризующую движение бюджетников, можно было бы назвать "из князи в грязи". Некоторые специалисты полагают, что маргинальность – это однопоколенное явление, временный фантом. Приехавшие из сельской местности в города маргинальны, но их дети лишь отчасти наследует по инерции некие элементы маргинальной субкультуры. А уже во втором-третьем поколениях эта проблема исчезает, и, таким образом, маргинальность преодолевается.

 
Заключение.

 

В целом маргинальность понимается как:

1) составная в процессе перемещения  группы или индивида (смена статусов),

2) характеристики социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре.

Для России проблема маргинальности состоит в том, что маргинальное население, т.е. по преимуществу та часть  общества, которая мигрировала из сельской среды в город, выступает носителем групповых идеалов и, попав в совершенно чуждую ей городскую индустриально-урбанизованную среду, будучи не в силах адаптироваться, постоянно находиться в ситуации шока, что связано с разнонаправленными процессами социализации человека в городе и сельской местности.

Маргинал обычно пребывает в  стадии утраты тех социо-культурных признаков, которые его социализировали  как личность, и в то же время  не может их утратить.

 
Список литературы:

 

1. Андреев C. "Маргиналы и их социальные интересы" // Соц. -полит. науки. 1992. №7;

2. Кравченко А.И. Социология. - М., 2001.

3. Перов Г.О., Самыгин С.И. Социология. - Ростов-на-Дону, 2002.

4. Фролов С. С. Основы социологии М.1997. Гл.4,5.

 

Вопрос№42.

Роль неформальных организаций в жизни молдодёжи.                                         

 

Введение.

 

Объектом нашего исследования являются неформальные молодежные объединения.

Предметом исследования является роль неформальной молдодежной организации и  сущность социально педагогической работы с неформальными молодежными объединениями. Исходя из объекта и предмета, мы определили цель нашего исследования – обоснование особенностей социально-педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и разработка рекомендаций по осуществлению такой деятельности. Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

 

Часть 1.

Теоретические основы технологии социальной работы с неформальными  молодежными объединениями и история возникновения этих групп.

 

Для того чтобы понять «трудных» подростков и юношей из неформальных молодежных объединений, надо знать историю возникновения этих групп, их современные виды, развитие этих групп и причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

Г.Хебнер дает краткий очерк послевоенной истории неформальных молодежных групп  в странах Запада, где они приобрели  наибольшую выраженность. Возникновение  их связано с неприятием молодежью  сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодежный протест значительно усилился в период общественных переломов и кризисов.

 В конце 40-х - начале 50-х  годов в западных различных  странах стали появляться в  значительном количестве группы  молодежи, стремившиеся обособиться  от окружающего мира и противопоставить  себя ему. У них появились  особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми были, в частности, битники, не имевшие постоянного места жительства, обитавшие в подвалах, носившие примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляли презираемому ими буржуазному комфорту. Они были заняты поисками смысла жизни и не отвергали работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни.

1953-1954 годы - начало эры рок-н-ролла.  Его звезды Билли Хэйли, Чак Бери, Элвис Пресли. С помощью дискотек рок начал формировать новый тип массовой культуры, затрагивая широкий круг проблем-от секса до внешней политики. Правящие круги западных стран, преодолев первоначальную враждебность, не препятствовали распространению рока. Они лишь постарались с помощью средств массовой информации убрать в музыке ноты протеста и использовать ее в таком виде для «спускания пара из котла» - устранения общественного недовольства отвлечения внимания от острых и нерешенных социальных проблем.

 В сходное положение попали  представители распространившейся  в середине 60-х годов музыки (Биттлз, Роллинг Стоунс, Дейв Кларк, Файв, Ху). Отражал широкий спектр молодежных проблем, битлы, естественно, стремились сделать свою музыку- протест популярной. Она стала производиться и продаваться в большом количестве, превращаясь тем самым в товар.

В середине 50-х годов во многих европейских странах появились ‹‹сердитые молодые люди», одетые в кожаные пиджаки. Возраст их от 14 до 20 лет. Они были выходцами из бедных рабочих семей, многие из них потеряли в войну отцов и не имели работы. Стремясь привлечь внимание общественности к своему драматическому положению, Они громили витрины магазинов, оформление улиц и мест большого скопления людей. Позднее возникло схожее движение теддов. В слепой ненависти и гневе они выходили на улицы и обрушивали свою ярость не только на имущество, но и на случайных прохожих, небелого цвета кожи.

 В 1964 году появилась молодежная  группа mods. Возраст участников от 12 до 20 лет. 

Это выходцы из семей квалифицированных  рабочих. Парадируя принятые в обществе манеры поведения, они были подчеркнуто, тщательны в одеждах и прическах. Трудясь в рабочие дни недели, они бунтовали по выходным в местах публичного отдыха. Выступая, подобно «сердитым молодым людям» и теддам, против окружающих, они делали это в скандальной кричащей форме.

   На смену указанным молодежным группам  пришло несравненно более массовое и мощное хип-движение. Своего пика оно достигло в 1967 году. В течение ряда лет хиппи заполняли улицы больших городов Западной Европы и Северной Америки. Особенно нравились им Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон. В большинстве своем хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных семей, некоторые - из «высшего света».

 В противоположность идеалам  и догматам  современного западного   общества хиппи выдвинули свою, более гуманистическую, как они  считали, систему ценностей.

«Творите любовь, а не войну»- один из лозунгов хип - движения. Они подчеркивали красоту земного мира, радость  и богатство человеческих чувств. В одежде хиппи использовали красочные  атрибуты разных национальных культур: буддистские четки, индейские талисманы, амулеты, мокасины, европейские гитары и губные гармошки. Символом хип-движения были цветы. Хиппи критиковали поколение отцов за то, что оно опошлило и сделало карикатурным все естественные появления человеческой сущности: труд, общение, игру, юмор. Короче жизнь стала «кладбищем комфорта и роскоши», а хиппи не хотели быть «заживо похороненными».  Они протестовали против приглаженности, серости, однотонности жизни, ее бездушности, подчиненности формальным правилам, подавления индивидуальности. Хиппи были приверженцами тотальной революции, выступали за подлинную демократию, власть народа, за «эмоциональный социализм».

  Выражением крайнего отчаяния и протеста была возникшая на грани 60-х и 70-х годов «революция озарения посредством наркотиков». Утверждалось, что лишь путем систематического употребления наркотических средств становится возможным развитие чувственности, «раздвижение» познания мира, установление связей между людьми. Для многих молодых людей в этом и сегодня видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем. В эти же кризисные годы молодежного движения возникают разнообразные секты. Они стремятся «евангелизировать контркультуру». Получают так же распространение и другие религиозные взгляды и верования, особенно связанные с индуистской философией.

Информация о работе Контрольная работа по " Социология"