Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:53, контрольная работа
1. О. Конт и другие « отцы основатели социологии » - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами.
2. Понятие маргинальности (от франц. Marginal – побочный, на полях) используется в различных областях научного знания – экономике, психологии, философии, медицине.
3. Обоснование особенностей социально-педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и разработка рекомендаций по осуществлению такой деятельности.
Вопрос№2.
Основные социалогические принципы анализа общества в работах классиков социологии, О.Конта , Э.Дюркгейма, М.Вебера.
Введение 3
Часть 1.
Социологические концепции Дюркгейма 3
Часть 2.
Социологические концепции Вебера 4
Заключение 6
Список использованной литературы 7
Вопрос№22.
Понятие маргинализма.
Введение 8
Часть 1.
Понятие классовой маргинальности 8
Часть 2.
Маргинальность и право 10
Заключение. Список использованной литературы 12
Вопрос№42.
Роль неформальных организаций в жизни молдодёжи.
Введение 13
Часть 1.Теоретические основы технологии социальной работы с неформальными молодежными объединениями и история возникновения этих групп 13
Часть 2. Структура неформального молодежного объединения 15
Заключение. Список использованной литературы 17
Минестерство образования Российской Федерации
Кафедра ‹‹ Экономики и управления ››
Контрольная работа
по дисциплине: ‹‹ Социология ››
Вариант № 2
Студента
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вопрос№2.
Основные социалогические принципы анализа общества в работах классиков социологии, О.Конта , Э.Дюркгейма, М.Вебера.
Введение
Часть 1.
Социологические концепции
Дюркгейма
Часть 2.
Социологические концепции
Вебера
Заключение
Список использованной
литературы
Вопрос№22.
Понятие маргинализма.
Введение
Часть 1.
Понятие классовой маргинальности
Часть 2.
Маргинальность и
право
Заключение.
Список использованной литературы
Вопрос№42.
Роль неформальных организаций в жизни молдодёжи.
Введение
Часть 1.
Теоретические основы
технологии социальной работы с неформальными
молодежными объединениями и история
возникновения этих групп
13
Часть 2.
Структура неформального
молодежного объединения
Заключение.
Список использованной литературы
Вопрос№2.
Основные
социалогические принципы анализа
общества в работах классиков
социологии, О.Конта , Э.Дюркгейма, М.Вебера.
Введение.
Социология возникает в конце 30 – х, начале 40 годов Х1Х в.. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии ( 1844 год ), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и роль в этом процессе.
Как известно К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою деятельность в тоже время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт в участии в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
О. Конт и другие « отцы основатели социологии » - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической де основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Часть 1.
Социологические концепции Дюркгейма.
Социология вычленилась в
Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Основные принципы классической методологии сводятся к следующим :
социальные явления
Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность. Не зависимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел в себе выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологии».
Наиболее четко принципы классического типа научного были сформулированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма « Правила социологического метода» (1895 год). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Правило первое состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи ».
Это означает, что :
1. социальные факты внешне для индивидов;
2. социальные факты могут быть
объектами в том смысле, что они материальны,
строго наблюдаемы и безличны ;
3. устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы « систематические отмежевываться от всех врожденных идей ». Это означает, что :
1. Социология, прежде всего, должна порвать свои связи с всякими идеологиями и личностными пристрастиями ;
2. Она так же должна освободится от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата « первенство, приоритета » целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что :
1. Источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов ;
2. Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов, социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе о того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому что у него другое основание другой субстрат – коллективное сознание.
Для того чтобы возник социальный факт, указывает Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой – то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов ( так как он образуется из взаимодействия множества сознаний ), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода по Э. Дюркгейму.
Часть 2.
Социологические концепции Вебера.
Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями
Г. Зиммелем ( 1858 – 1918 годы ) и М.
Вебером ( 1864 – 1920 годы). В основе этой
методологии лежит
Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета социологического знания такие понятия, как « общество », « народ », « человечество »,
« коллективное », и т.д. они считали, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием мотивации своих действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологов субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснения на основе понимания внутренних мотивов этих действий.
И здесь ему поможет знание того, что в сходных ситуациях большинство людей поступают одинаковым образом, руководствуются аналогичными мотивами.
Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук
Вебер формулирует ряд методологическ
Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают :
социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сам интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.
Социолог должен знать, что в основе механизма его интелектуальнолй деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.
« Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.
М. Вебер различает понятия « ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Это какое –либо утверждение, которое связанно с нравственной, политической или какой – либо другой оценкой. Например, высказывание : « Вера в Бога – это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности – это процедура и отбора, и организации, эмпирического материала. В приведенном выше примере это процедура может означать, сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификация этих фактов, их обобщение. В чем необходимость этого принципа отнесения к ценностям ? А в том, что ученый - социолог в познании сталкивается с огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он доложен исходить из какой – то установки, которая, и формулируется им как ценность.
Но возникает вопрос : откуда же берутся эти ценностные предпочтения ?
М. Вебер отвечает так : изменение ценностных предпочтений социолога определяется
« интересом эпохи», то есть социально – историческими обстоятельствами, в которых он действует. Каковы же инструменты познания, через которые реализуются основные принципы « понимающей социологии »? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое многообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей.
Этот мир ценностей существует по своим собственным законам, отличным от законов материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические аспекты, от их объективного содержания, вычленить сферу ценностную как область идеального и на основе этого строить в виде взаимоотношения чистых форм некую геометрию социального мира. Таким образом, в учении г. Зиммеля чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний, стремлений и других психологических актов.