Контрольная работа по " Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

1. О. Конт и другие « отцы основатели социологии » - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами.
2. Понятие маргинальности (от франц. Marginal – побочный, на полях) используется в различных областях научного знания – экономике, психологии, философии, медицине.
3. Обоснование особенностей социально-педагогической деятельности с неформальными молодежными объединениями и разработка рекомендаций по осуществлению такой деятельности.

Оглавление

Вопрос№2.
Основные социалогические принципы анализа общества в работах классиков социологии, О.Конта , Э.Дюркгейма, М.Вебера.
Введение 3
Часть 1.
Социологические концепции Дюркгейма 3
Часть 2.
Социологические концепции Вебера 4
Заключение 6
Список использованной литературы 7
Вопрос№22.
Понятие маргинализма.
Введение 8
Часть 1.
Понятие классовой маргинальности 8
Часть 2.
Маргинальность и право 10
Заключение. Список использованной литературы 12
Вопрос№42.
Роль неформальных организаций в жизни молдодёжи.
Введение 13
Часть 1.Теоретические основы технологии социальной работы с неформальными молодежными объединениями и история возникновения этих групп 13
Часть 2. Структура неформального молодежного объединения 15
Заключение. Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

sociologgiy.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Формально - геометрический метод  Г. Зиммеля позволяет выделить общество вообще, институты вообще и построить  такую систему, в которой социологическое  знание освобождалось бы от субъективного  произвола и морализаторских оценочных суждений.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают « идеальные  типы ».

« Идеальные типы ». По Веберу, не имеют  эмпирических  прообразов сами реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими.

« Идеальный тип, - писал Вебер, - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее « типичных социальных фактов». Идеальные типы – это предельное понятие, используемые в познании в качестве масштаба для сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как « капитализм», « бюрократизм», « религия » и т.д.

Какую же основную задачу решают идеальные  типы ? М. Вебер считает, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что небывало таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

 

Заключение.

 

Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов, социальный факт специфичен. Он порожден объединенными  действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе о того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому что у него другое основание другой субстрат – коллективное сознание.

Для того чтобы возник социальный факт,  указывает  Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой – то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (  так как он образуется  из взаимодействия множества сознаний ), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода по Э. Дюркгейму.

   Главным инструментом познания  у М. Вебера выступают « идеальные  типы ». 

« Идеальные типы » по Веберу, не имеют эмпирических  прообразов сами реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими.

« Идеальный тип, - писал Вебер, - это «картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее

« типичных социальных фактов».

Идеальные типы – это предельное понятие, используемые в познании в  качестве масштаба для соотнесения  и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как « капитализм», « бюрократизм», « религия » и т.д.

 

 

 

Список использованной литературы  :

 

1) Фролов С.С. Социология М. : 1998.

2) А.А. Радугин К. А. Радугин «социология» второе издание перераб. и доп. М.:- 1997.

3) Ю.Г. Волков, В. И. Добренькая, А. В. Попов Социология  учебник для ВУЗов  М. :- 2000.

4) Маркович А. Дашко Ж Общая социология М.: 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос№22.

Понятие маргинализма.

 

Введение.

МАРГИНАЛИЗМ (МАРЖИНАЛИЗМ)

- англ. Marginalism. Один из принципов политической экономии, основанный на противопоставлении теории трудовой стоимости и теории субъективной ценности, а также использовании предельных величин для исследования экон. законов и категорий.

Основные понятия и концепции  "предельная полезность", "предельная производительность" используются в современных теориях спроса, цен, рыночного равновесия.

Горизонтальные и вертикальные перемещения огромных масс людей  вели к маргинализации основных классов  общества. Массовое перемещение сельских жителей в города не сопровождалось развертыванием социальной инфраструктуры.

Потеряв связь с деревенской  жизнью, переселенцы не получили возможности  полноценно включиться в жизнь городскую. Возникла типично маргинальная, "промежуточная" "барачная" субкультура.

Понятие маргинальности (от франц. Marginal – побочный, на полях) используется в различных областях научного знания – экономике, психологии, философии, медицине.

Цель данной работы заключается  в том, чтобы разобраться, кто  же такие маргиналы и что же такое маргинализм.

 

Часть 1.

Понятие классовой  маргинальности.

 

Понятие маргинальности служит для  обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению  к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинал, просто говоря, "промежуточный" человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура маргинала человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации разрыв социальных связей, причем в "классическом" случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются, причем установление социальных и духовных связей как, правило, сильно отстает от установления связей экономических.

Тот же самый мигрант, став рабочим  и приспособившись к новым  условиям, еще длительное время не может слиться с новой средой.

Основу классической концепции  маргинальности заложило изучение особенностей личности, находящейся на границе различных культур. Исследования проводились Чикагской социологической школой. В 1928 г. ее глава Р. Парк впервые употребил понятие "маргинальный человек". В. Парк связывал концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую представляется индивиду как кризис. Отсюда ассоциация маргинальности с состоянием "промежуточности", "окрайности", "пограничности". Р. Парк отмечал, что период перехода и кризиса в жизни большинства людей сравним с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Правда, в отличие от миграционных переживаний маргинальных кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности.

Сегодня одно из основных направлений  исследования маргинального положения  личности или группы – неопределенность самоиндефикации личности при попытке самоотнесения к общепринятым социальным группам. Именно в этом направлении проведено исследование З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханян и И.В. Казаринова на промышленных предприятиях.

Среди работающих выделены слои маргиналов и определен их удельный вес.

Причинами возникновения маргинальных групп, по мнению российских социологов, являются: переход общества от одной  социально-экономической системы  к другой, неуправляемые перемещения  больших масс людей в связи с разрушением устойчивой социальной структуры, ухудшение материального уровня жизни населения, девальвация традиционных норм и ценностей

Источником пополнения рядов новых  маргиналов, для которых характерны высокая образованность, развитые потребности, большие социальные ожидания и политическая активность, выступает нисходящее социальное перемещение групп, еще не отторгнутых от общества, но постепенно теряющих прежние социальные позиции, статус, престиж и условия жизни. Среди них социальные группы, потерявшие прежний социальный статус и не сумевшие приобрести адекватный новый

Изучая  новых маргиналов, И.П. Попова определила их социальную топологию, т.е. выделила зона маргинальности – те сферы  общества, отрасли народного хозяйства, сегменты рынка труда, а также социальные группы, где наблюдается максимально высокий уровень социально-профессиональной маргинальности:

- легкая  и пищевая промышленность, машиностроение;

- бюджетные  организации науки, культуры, образования;  предприятия ВПК; армия;

- малое  предпринимательство;

- трудоизбыточные  и депрессивные регионы;

- люди среднего  и пожилого возраста; выпускники школ, вузов; многодетные семьи.

Состав  новых маргинальных групп весьма разнороден. В нем можно выделить по крайней мере три категории.

Первую  и самую многочисленную составляют так называемые "постспециалисты" - лица с высоким уровнем образования, чаще всего инженеры, получившие подготовку в советских вузах, а затем прошедших практику на советских предприятиях. Их знания в новых рыночных условиях оказались невостребованными, во многом устаревшими. К ним относятся работники неперспективных отраслей промышленности.

Вторая  группа новых маргиналов названа "новыми агентами". К ним относятся  представители малого бизнеса и  самозанятое население. Предприниматели как агенты формирующихся рыночных отношений находятся в пограничной ситуации между легальным и нелегальным бизнесом.

К третьей  группе относятся "мигранты" - беженцы  и вынужденные переселенцы из других регионов России и из стран "ближнего зарубежья".

При сравнительном  измерении степени маргинальности в социально-профессиональных перемещениях социологи выделяют две группы показателей: объективные –вынужденность внешними обстоятельствами, продолжительность, неизменность ситуации, ее "фатальность"; субъективные –возможности и мера адаптированности, самооценка вынужденности или добровольности, социальной дистанции в изменении социального положения, повышения или понижения своего социально-профессионального статуса, преобладания пессимизма или оптимизма или оптимизма в оценке перспектив.

У маргинальности конструктивные или деструктивные  последствия, например суицид и повышение  творческой активности.

 

 

 

 

 

 

Часть 2.

Маргинальность и  право.

 

Во взаимодействии права с феноменом  маргинальности есть нечто общее  для всех стран. Дюркгейм увидел корень проблемы в утрате связей части общества с социальным целым, что было зафиксировано им в категории "аномия" (безнормность). Аномия давала многим исследователям ключевую характеристику асоциальной части маргинальных групп, которые иногда считались неспособными переступить высокий порог нормального социума.

Затем стали  говорить о заколдованности самого порога. Асоциальных маргиналов пытались представить как неких первобытных  субъектов. Исследователь Черной Африки В. Тэриер описал обряды так называемых пороговых людей - ламиналов. Ламиналы и маргиналы, имея кое-что общее, принципиально расходятся. Ламинал временно утрачивает одни нормы, однако завершение обряда делает его частью нормального коллектива. Маргинал же, выйдя из одного состояния, не может отождествиться с другим. Отход от базовых норм становится бессрочным. Нарушение трансляции социального опыта между социальным целым и его частями, социальными группами и индивидами, структурами управления и управляемыми охватывает область права и правосознания. Само право становится маргинальным, а общество - анемичным. Носитель аномии оказывается не в состоянии подчиняться ценностно-нормативной системе общества. Потеря нормы - часто условие ее нарушения, которое может закрепить маргинализующие факторы. Совершенно закономерно, что преступники вытесняются в маргинальные слои на периферию общества. Но при тех ножницах в праве, которые образуются между провозглашением равенства возможностей и отсутствием механизмов его осуществления, возникает интерференция норм и их угасание.

Может ли право  носить маргинальный характер? Не является ли маргянализация права простым  возвращением в не правовое, а по сути в бесправное состояние?

Оказывается, нет. Так, а нашей стране в условиях нарушения трансляции правового опыта через правовые механизмы после распада социального целого советских структур происходит интерференция старых и новых правовых отношений, при которой старые структуры могут выполнять функции новых, а новые - служить для реализации прежнего правового потенциала. На поверхности общественной жизни такие явления воспринимаются как "суверенизация", "война законов", "правовой нигилизм", "попрание нрав" и т.д.

На самом же деле происходит маргинализация права, что означает ущербный тип  правосознания и правового поведения, воплощающий переходную форму общественного сознания, а равно и некое "серединное бытие", сочетающее элементы традиции и инновации. Причем традиция зачастую ведет себя как инновация, а инновация пытается утвердиться как традиция. Маргинализация правовых норм не всегда означает распад социальности. Это могут быть нормы ложной социальности - нормы апартеида, оседлости, пространственной сегрегации, оккупационного режима и т.д. Об этом же свидетельствует стандарт маргинального сознания преступника: "они достигают всего через связи, а я через отвагу", т.е. маргинал и преступник - сами творцы своего статуса. Но при такой трактовке права любые асоциальные стандарты, касающиеся части обществ, могут быть объявлены тождественными стандартам социальным. Например, если для закона не существует различия между террористом-уголовником и террористом-революционером, то для маргинальности или нормальности в смысле наличия базовых норм такого целого, в смысле связи с более высокой реальностью как источником норм, такие различия принципиальны. Таким образом, если обратиться к шкале нарушения кодексов культур, предложенной

Информация о работе Контрольная работа по " Социология"