Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:04, доклад
Заработная плата учителей должна:
(a) соответствовать значению педагогической деятельности, а следовательно и самих учителей для общества, а также другим обязанностям, которые возлагаются на него с началом педагогической деятельности;
(b) быть, по меньшей мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации;
(с) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня;
(d) учитывать тот факт, что определенные должности требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают большую ответственность».
К концу 30-х годов уровень оплаты учительского труда и инженерно-технического персонала на промышленных предприятиях сравнялся.
Несмотря на труднейшее положение страны во время Великой Отечественной войны, в 1943 г. принимается закон о повышении заработной платы учителям. Фонд на нее был увеличен на 2 млрд. рублей, соответственно на 50% выросла зарплата учителей. После войны в 1948 г. вновь повышается заработная плата работникам народного образования, правда, примерно на 15%.
С 1964 г. в соответствии с Законом «О повышении заработной платы работников просвещения и здравоохранения, жилищного хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население» все работники сферы просвещения были переведены на новые условия оплаты труда. Все учителя - и городские и сельские - вне зависимости от специальности, в соответствии с образованием и стажем стали получать равную оплату. Были повышены размеры доплат за выполнение дополнительных административных или иных функций (за классное руководство, проверку письменных работ).
С 1 января 1968 г. отдельным категориям работников народного образования были также увеличены размеры тарифных ставок и должностных окладов; снижен размер ставок подоходного налога, взимаемого с холостяков, одиноких и малосемейных граждан; введены коэффициенты к заработной плате в районах Дальнего Востока и Европейского Севера; расширены льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к этим районам местностях.
Однако темпы повышения оплаты труда учителей уже отставали от темпов роста зарплаты в промышленности, строительстве и других сферах народного хозяйства. В том же 1964 г. средняя зарплата рабочих и служащих возросла на 60%, темпы ее прироста были выше почти в 2,5 раза.
Очередное повышение зарплаты учителям в 1972 г. составило в среднем 20%, в то же время средняя зарплата рабочих и служащих увеличилась на 44%.
Таким образом, начиная с 1960-х годов, появилась тенденция отставания роста учительской зарплаты от роста средней заработной платы рабочих и служащих, и тем более инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих. В 1960 г. средняя зарплата в народном образовании равнялась 72,3 рубля, в промышленности - 91,1 рубля, у рабочих - 89,7 рубля, у управленческого аппарата - 86,4 рубля. В 1970-е годы продолжалось отставание темпов роста оплаты учительского труда от занятых в других сферах народного хозяйства. И к концу 70 - началу 80-х годов оказалось, что зарплата учителя уже более чем на треть ниже среднего заработка инженерно-технического работника промышленности, на четверть меньше среднего заработка рабочих промышленности и почти на пятую часть меньше заработной платы по стране. Это был самый низкий уровень оплаты учительского труда за все предшествующие годы.
Можно констатировать, что с начала 1980-х годов пропорции отставания заработной платы от уровня средней в промышленности и по стране в целом приобрели хронический характер.
Итак, можно сделать вывод: более 80% учительских семей еще до перехода к рыночным экономическим отношениям постоянно испытывали материальные затруднения, около половины из них имели только самое необходимое, но не больше, постоянно ограничивая себя в приобретении вещей, нужных для нормальной физиологической жизнедеятельности каждой семьи.
В 1990-х гг. заработная плата учителей продолжала отставать от уровня средней заработной платы в промышленности и по экономике страны в целом.
Во второй половине 1990-х гг. российское общество сотрясали забастовочные акции представителей разного рода профессий, в их числе были и педагоги. В Читинской области по данным областного Комитета государственной статистики в 1996 г. 83% от общего числа бастовавших коллективов и работников приходилось на долю образования, в 1997 году - уже 98%.
Данные события происходили на фоне полного забвения и бездействия Закона «Об образовании» и Указа №1, подписанного Президентом РФ Б. Ельциным, согласно которым минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше уровня средней заработной платы в Российской Федерации. Определенные надежды связывались и с введением дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки, содержащей 18 разрядов и соответствующих им коэффициентов, что должно было покончить с уравниванием доходов педагогов разных категорий.
Присвоение разрядов устанавливается аттестацией, учитывающей стаж работы, уровень образования, показатели профессионализма и квалификации, звание, степень, категории и т. д. Примерно по той же схеме устанавливаются должностные оклады профессорско-
Однако все эти меры не дали должного результата. По-прежнему уровень заработной платы работников образовательной системы существенно ниже, чем в промышленности. В Читинской области средняя заработная плата в образовании в 1991 году составляла 53,1% от средней по промышленности, в 1998 г. - 41,1% - по промышленности, в 1999 г. - 36,8%, в 2000 г. - 41,9%. (заметим при этом, что промышленного подъема в это время в нашем регионе не наблюдалось, а система образования работала).
Ставки учителей наиболее массовых разрядов (11-12) рассчитывались в июне 1997 года по 11 разряду - 270,6 тыс. руб., по 12 разряду - 306,0 тыс. руб. Прожиточный минимум в Читинской области в это время составлял 585 082 руб., то есть заработная плата учителя не обеспечивала даже физиологического минимума существования семьи учителя.
В 2006 г., по данным областного комитета статистики, соотношение заработной платы работников, работающих в образовании, по отношению к заработной плате, работающих в промышленности, составило 65,1%.
В настоящее время ситуация с заработной платой выглядит следующим образом. Годовая зарплата учителя в России — около 5 тысяч долларов (в пересчете по паритету покупательной способности — ППС), по этому показателю мы уступаем не только странам ОЭСР (38 тысяч долларов), но и таким странам, как Тунис, Индия, Парагвай, то есть странам, отстающим от России по уровню экономического развития.
Но размер заработной платы в абсолютном выражении (даже с учетом паритета покупательной способности) не позволяет судить о месте учительской профессии среди других, то есть не позволяет говорить о ее привлекательности. В России принято сравнивать заработную плату в образовании со средней по экономике. И здесь приходится отмечать, что, несмотря на повышения, в целом по России зарплата учителей составляет около 60% от средней по экономике и остается на одном уровне в сравнении с заработками в других отраслях. Не менее, если не более, показательны сравнения заработной платы в образовании с величиной прожиточного минимума. По этому показателю зарплата в образовании выросла и в 2003 г. превысила прожиточный минимум на 45%. В 1999 г. она была даже ниже прожиточного минимума (88%). При этом, однако, остаются регионы из числа наиболее депрессивных, в которых зарплата в образовании находится на уровне или даже ниже прожиточного минимума.
Сложившаяся система заработной платы особенно несправедлива по отношению к начинающим учителям. В настоящее время в целом ряде регионов делаются попытки повысить начальную заработную плату молодых специалистов, чтобы вывести их за черту бедности. Однако поскольку эти шаги не решают задачи достойной оплаты на перспективу и не продвигают молодых людей к решению важнейшей для них проблемы — жилищной, их влияние на привлечение и удержание молодых учителей весьма незначительно. Интервью с молодыми учителями-мужчинами, проведенные в ходе социологических исследований, показывают, что во всех случаях важнейшим условием их решения остаться в профессии было либо наличие жилья, либо ясная перспектива его получения.
Другая проблема сложившейся системы оплаты в том, что она очень слабо связана с реальной интенсивностью и эффективностью работы учителя. Жесткая система тарифной сетки позволяет увязывать заработную плату со стажем. При этом ни размер класса, ни соотношение ученик/учитель не влияют на оплату труда. Она зависит только от количества аудиторных часов. Результаты работы учителя, вся его многообразная внеурочная работа сказываются на его заработке только через процедуру аттестации, в которой зарплата учителя высшей категории отличается от зарплаты учителя без категории только на 30%.
Во всем мире уже сформировалось четкое понимание того, что отношение к учителю - это мера самооценки, самоуважения, самосознании любого общества. Как отмечает Ф.Г. Зиятдинова, нам можно поучиться у других стран не только передовым технологиям, но и опыту осуществления социальной политики по отношению к людям, закладывающим основы технологической культуры общества.
Быстрые изменения в представлениях общества, государственных и муниципальных структур о профессии учителя происходят в США. Заработная плата американского учителя составляет от 23 до 48 тыс. долларов в год. Достаточно отметить, что средний заработная плата американца в 1,7 раза меньше зарплаты учителя государственной американской школы.
В США справедливо полагают, что уровень заработной платы социальной защищенности должен напрямую зависеть от уровня образования и квалификации работника, ибо это – закономерность, действующая во всем мировом сообществе.
В Великобритании, одной из развитых стран Европы, оплата труда педагогов характеризуется следующим образом. Стартовая заработная плата для учителей в Англии и Уэльсе составляет 17,595 фунтов (2002-2003гг.,). В Лондоне учителя получают дополнительные надбавки как компенсацию за высокую стоимость жизни.
После пяти лет работы средняя заработная плата возрастает на 70 %. Условие оплаты труда учителей в Англии, Уэльсе (в 2002 г.) и Северной Ирландии предусматривают сокращение длины шкалы заработной платы, благодаря чему теперь учителя достигают верхней точки на базовой шкале
поcле пяти лет работы; затем они могут подать заявление на переход на шкалу более высокого уровня и продвигаться по ней далее.
В Великобритании существует целый ряд шкал заработной платы. Учителя и директора получают ставки в рамках той или иной шкалы заработной платы; далее возможно продвижение вверх по всей соответствующей шкале или по определенной ее части. Номинально ежегодное продвижение вверх по базовой шкале заработной платы (вплоть до достижения максимума) зависит от того, насколько удовлетворительно выполняется работа, лишь в самых исключительных случаях такого продвижения не происходит. Продвижение вверх по шкале заработной платы самого высокого уровня обусловлено наличием существенных и стабильных достижений в работе и значительным вкладом в работу шкалы в целом; принятая практика такова, что степень продвижения определяется для каждого учителя индивидуально.
В других развитых странах мира годовая начальная заработная плата учителей начальных школ колеблется от менее 15 000 долл. в Чешской Республике, Греции, Новой Зеландии и Швеции до более 26 000 долл. И более в Германии и Швейцарии. Начальная годовая заработная плата учителей средней школы в среднем на 1000 долл. выше, чем зарплата учителей начальных школ. Разница в зарплате учителей начальных и средних школ колеблется от 0 до 5540 долл. В пяти странах ОЭСР разница превышает 2000 долл. В шести странах уровень заработной платы учителей общих средних школ выше, чем у учителей профессиональных полных средних школ. Разница колеблется от 0 до 5300 долл.
Сравнение заработной платы учителей с ВВП на душу населения в некоторых странах является некоторым индикатором экономического статуса педагогической профессии. В Республике Корея и Испании начальная заработная плата учителей начальных и средних школ более чем в 7,7 раза выше, чем ВВП на душу населения, что говорит о высоком статусе педагогической профессии в этих странах. Начальная заработная плата учителей ниже ВВП на душу населения в Чешской Республике и Норвегии. Заработная плата учителей с 15-летним стажем работы превышает ВВП на душу населения в большинстве стран ОЭСР. Только в Чешской Республике и Норвегии максимальная заработная плата учителей остается ниже ВВП на душу населения.
Наибольшая разница между минимальной и максимальной заработной платой учителей начальной и средней (первой ступени) школы наблюдается в Республике Корея и Португалии, а наименьшая - в Норвегии. В средних школах второй ступени наибольшая разница имеет место в Республике Корея и Португалии, а наименьшая в Норвегии и Швеции.
В то время как учителя средней школы второй ступени в Германии, Норвегии и Испании могут ожидать повышения заработной платы в 1,2 раза от стартовой зарплаты через 15 лет, в Республике Корея после 15 лет работы уровень заработной платы почти удваивается по сравнению со стартовой. В Дании, Норвегии и Новой Зеландии учителя после 15 лет работы почти достигают максимальной заработной платы.
Время, необходимое для увеличения минимальной заработной платы до максимальной, колеблется от 8 до 40 лет. В среднем по странам ОЭСР для учителей начальной школы требуется 27 лет, а для учителей средней школы 26-28 лет. В Италии, Республике Корея и Испании учителям начальной и средней школы первой ступени для достижения максимальной зарплаты требуется 40, 41 и 42 года соответственно. В некоторых странах учителя, кроме их полной зарплаты, получают надбавки, составляющие около 20% в Чешской Республике, Финляндии и США.
Почти во всех странах ОЭСР основным критерием для выплаты надбавок к базовой зарплате является «старшинство». Во Франции, Новой Зеландии и Португалии в качестве второго критерия используются «качество работы», «повышение квалификации в процессе работы» (Испания) и «уровень квалификации» (в Греции и США).
На выбор преподавательской профессии оказывают влияние не только размер заработной платы и условия труда, но также качество существующих альтернативных карьерных возможностей для потенциальных преподавателей. Поэтому одним из методов оценки заработной платы и условий труда преподавателей может быть сравнение их с альтернативными возможностями, открывающимися перед потенциальными преподавателями. В большинстве стран заработная плата преподавателей устанавливается в соответствии с единой шкалой, в которой учитываются уровень формального образования и стаж преподавательской работы, но не учитывается, например, предметная специализация. Так как выпускники высших учебных заведений, получившие подготовку в определенных областях, таких как естественные науки, могут получить более высокую заработную плату в бизнесе и промышленности, чем выпускники-гуманитарии, финансовая привлекательность преподавательской профессии будет варьироваться в соответствии с областью знаний.