Основные проблемы заработной платы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:03, реферат

Краткое описание

Особенности организации оплаты труда работников бюджетных учреждений и коммерческих предприятий. Характеристика основных форм заработной платы в современной России. Оценка уровня задолженности зарплаты в различных отраслях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…3
Основы регулирования заработной платы работников бюджетных учреждений и коммерческих предприятий……………………………...4
2.Проблема уровня заработной платы…………………………………….10
3.Проблема задолженности заработной платы…………………………...13
4.Современные системы заработной платы: нетарифные формы оплаты труда……………………………………17
Заключение……………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Основные проблемы ЗП в России.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ЯрГУ  им. П.Г. Демидова 
 
 
 
 

Реферат по курсу «экономика» 
 
 

Основные  проблемы

заработной  платы в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнила:

        студентка гр. Пс- 43

                                                                                        Пасевич А.А.

                                                                                   Проверил:

                                                                                          Шатохин И.Г.         
 
 
 
 

Ярославль 2004

Содержание

           Введение………………………………………………………………...…3

  1. Основы  регулирования заработной платы  работников бюджетных учреждений и  коммерческих предприятий……………………………...4
  2. Проблема уровня заработной платы…………………………………….10
  3. Проблема задолженности заработной платы…………………………...13
  4. Современные системы заработной платы: нетарифные формы оплаты труда………………………………………………………………………17

    Заключение……………………………………………………………….20

          Литература………………………………………………………………..21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

 

      Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

   Право каждого гражданина на труд и вознаграждение за него, размер которого должен быть не менее установленного законодательством  минимального размера оплаты труда (МРОТ), предусмотрено основным законом  РФ – Конституцией РФ. Выплата заработной платы регулируется нормами как национального, так и международного права, введённого в российскую правовую систему на основе  Конституции РФ.

     В настоящее время существует  много проблем в данной области  экономики. Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основные проблемы заработной платы в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Основы  регулирования заработной платы работников бюджетных учреждений и коммерческих предприятий

   В соответствии со статьёй 135 Трудового  Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) системы заработной платы работников бюджетных учреждений, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат, устанавливаются  соответствующими и иными нормативными правовыми актами.

 Если  бюджетное учреждение имеет смешанное финансирование (бюджетные ассигнования и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), то при установлении заработной платы за счёт бюджетных средств учреждение должно руководствоваться законами и иными нормативными правовыми актами, а в части расходов на оплату труда, оплачиваемых из внебюджетных средств, - положениями принятых в учреждении коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных актов.

 В части  средств, вырученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения относительно свободны, а потому вправе самостоятельно определять  условия оплаты труда, производимой из указанных источников.

   В части же средств, выделяемых из соответствующего бюджета, бюджетные учреждения определяют системы заработной платы в соответствии с положениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (в редакции изменений от 6 января 1993 года, 27 февраля 1995 года, 20 декабря 2003 года).

   Для регулирования заработной платы  учреждениями  используется Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (далее в тексте – ЕТС). ЕТС предусматривает 18 разрядов по оплате  труда, которые могут устанавливаться работникам бюджетных учреждений, каждому из которых соответствует тарифный коэффициент. Непосредственно размер тарифной ставки (оклада) определяется  путём умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС на тарифный коэффициент соответствующего разряда.

   Единая  тарифная сетка.

         Таблица 1.

Разряды оплаты труда 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тарифные  коэффициенты 1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22
Тарифные  ставки(оклады) 600 670 740 820 910 1010 1110 1220 1340
Разряды оплаты труда 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Тарифные  коэффициенты 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,9 4,2 4,5
Тарифные  ставки(оклады) 1470 1610 1740 1880 2020 2180 2340 2520 2700
 
 

 Федеральным законом от 4 февраля 1999 года № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы» определено, что тарифная ставка (оклад) первого  разряда ЕТС устанавливается специальным федеральным законом, а тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов ЕИС – Правительством  Российской Федерации исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС и тарифных коэффициентов.

   С 1 октября 2003 года размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС установлен в размере 600 рублей в месяц (согласно Федеральному закону от 1 октября 2003 года № 128-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда  работников организаций бюджетной сферы»).  С 1 января 2005 года размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС будет установлен  в размере 720 рублей в месяц.

   Тарифные  коэффициенты ЕТС, а также конкретные размеры тарифных ставок (окладов) ЕТС  по каждому из разрядов, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (табл. 1).

   Постановлением  Правительства Российской Федерации  № 609 также закреплено положение, согласно которому размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на 1-2 разряд ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.

   Кроме выплаты ставки (оклада) согласно присвоенному работнику тарифному разряду, отдельными нормами законодательства предусматривается  также выплата увеличенных и (или) повышенных ставок (окладов), доплат, надбавок, премий и иных выплат по материальному стимулированию, готовых вознаграждений.

   Система заработной платы на основе ЕТС охватывает далеко не всех сотрудников бюджетных  учреждений. Например, в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, законодательством установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок в должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы.

 Согласно  дополнениям, внесённым в статью 135 ТК РФ, Российская трёхсторонняя  комиссия по регулированию социально-трудоввых  отношений ежегодно, до внесения в  Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

   По  данным 22 августа 2004 года, уточнён порядок  установления тарифной системы оплаты труда работников организаций бюджетного сектора. В соответствии с новой редакцией статьи 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок её применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок её применения – органами местного самоуправления. Тарифная система оплаты труда работников других (кроме бюджетных) организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учётом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

   Применение  ЕТС обязательно для всех учреждений, предприятий и организаций, финансируемых  из бюджета, если только для них законодательно не установлены иные условия оплаты труда.

   Коммерческие  и  иные предприятия, учреждения и  организации, в том числе получающие в установленном порядке государственную помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий, самостоятельно устанавливают размеры тарифных ставок и должностных окладов, фиксируя их в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах или непосредственно в трудовых договорах с работниками. При этом они вправе устанавливать применение ЕТС для отдельных категорий работников (на практике это характерно для работников объектов социально-культурной сферы, состоящих на балансе предприятия). О применении ЕТС в таких случаях должны быть обязательные указания в коллективном договоре (соглашении) или иных локальных нормативных актах предприятия.

   Предприятия получили право самостоятельно принимать  решения по большинству основных вопросов, касающихся назначения и изменения заработной платы. Но, освободившись от опеки государства, большинство российских предприятий используют общегосударственные нормативы при построении собственных систем заработной платы. Во-первых, эти нормативы могут служить ориентиром при определении величины низшей тарифной ставки  (низшего должностного оклада). Во-вторых, они могут использоваться в качестве «счётных единиц» при построении всей тарифной сетки  (схемы должностных окладов). В качестве «счётной единицы» при определении различных начислений и платежей широко используется МРОТ. 

Информация о работе Основные проблемы заработной платы в России