Основные проблемы заработной платы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:03, реферат

Краткое описание

Особенности организации оплаты труда работников бюджетных учреждений и коммерческих предприятий. Характеристика основных форм заработной платы в современной России. Оценка уровня задолженности зарплаты в различных отраслях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…3
Основы регулирования заработной платы работников бюджетных учреждений и коммерческих предприятий……………………………...4
2.Проблема уровня заработной платы…………………………………….10
3.Проблема задолженности заработной платы…………………………...13
4.Современные системы заработной платы: нетарифные формы оплаты труда……………………………………17
Заключение……………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Основные проблемы ЗП в России.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Одна из важнейших характеристик  механизма установления заработной  платы на промышленных предприятиях  – это степень самостоятельности  менеджмента при выработке и  проведении политики оплаты труда. При решении этих вопросов подавляющее большинство менеджеров  предприятий обладают дискреционной властью, близкой к абсолютной, и в принципе, могут назначать и корректировать заработную плату по своему усмотрению, без предварительного согласования с другими участниками. Помимо менеджмента, реальное влияние на установление заработной платы оказывают: совет директоров, крупнейшие собственники, реже государство в лице местных и региональных органов власти.

     Установление заработной платы,  таким образом, это, как правило, дело самих предприятий и чаще всего она определяется исключительно менеджментом при минимальном вмешательстве других заинтересованных сторон. Можно сделать вывод о чрезвычайно высокой степени децентрализации, присущей российской модели установления заработной платы.

   Кроме того, изменения в заработной плате  теснее всего связаны с изменениями  в результатах экономической  деятельности самих предприятий, т.е. заработная плата начинает колебаться вместе с доходностью компании. Импульсы, поступающие из внешней экономической и институциональной среды, имеют существенно меньшее значение. Прослеживается устойчивая закономерность: чем лучше обстоят дела на предприятии, тем «щедрее» оно вознаграждает труд своих работников.

   Привязка  оплаты труда к результатам деятельности предприятий является центральным элементом российской модели зарплатообразования.

   Такая привязка должна существенно увеличивать  дифференциацию заработной платы между  разными предприятиями, отсюда –  неравенство в  доходах.

   Таким образом, в российских условиях важнейшей детерминантой уровня оплаты выступают результаты экономической деятельности отдельных предприятий. Как следствие этого, величина заработной платы начинает колебаться вместе с доходностью компаний, где занят тот или иной конкретный работник.

   В результате произошедших перемен российские предприятия оказались в принципиально  иной экономической и институциональной  среде. Им пришлось спешно отказываться от привычных поведенческих стереотипов  и на ходу приспосабливаться к  резко изменившимся условиям. Отсюда – огромный спрос на новые схемы и методы регулирования заработной платы на микроуровне. Во-первых, предприятия получили право самостоятельно принимать решения по большинству  основных вопросов, касающихся назначения и изменения заработной платы. Во-вторых, на рынке труда возникла «ценовая» конкуренция. В-третьих, предприятия должны разрабатывать собственные схемы оплаты труда, приспособленные к индивидуальным условиям их деятельности. 
 

Проблема  уровня заработной платы

   Уровень заработной платы, особенно её базовая составляющая (оклады, расценки, тарифные ставки), остаётся одним из важнейших факторов, обусловливающих результативность труда и привлекательность рабочего места. Но разрыв в оплате труда различных  категорий работающих даже в пределах одной компании достигает десятков раз (в развитых экономиках – пяти- шести). Например, на предприятиях традиционной для Костромской области текстильной промышленности разница в  окладах руководителей, специалистов и служащих  составляла 10 –33 раза без учёта премиальных выплат     в   процентах от оклада в одинаковой пропорции (например, 100-200 %) для всех сотрудников, что лишь увеличило разрыв в уровне заработной платы.

 Ограничить  произвол недобросовестных работодателей, установив минимальный уровень оплаты труда, невозможно: государство должно контролировать и уровень дифференциации зарплаты. Это позволит добиться перераспределения фонда заработной платы в пользу низкооплачиваемых работников.

 Разрыв  в окладах работников, занимающих различные позиции в организации, обусловливают сложность, условия, тяжесть и напряжённость трудового процесса. Однако на практике эти показатели используются по отдельности (например, напряжённость и тяжесть – для оценки условий труда, сложность – для определения уровня заработной платы специалистов),  в отрыве друг от друга они не дают полной картины о занимаемой работником должности, поскольку показатели напряжённости и тяжести труда оценивают главным образом физические нагрузки, а сложности – умственные и нервно-психические. Комбинированный подход позволяет получить эффективный интегральный инструмент сопоставления должностных позиций и упорядочения соответствующих им уровней заработной платы.

 Для оптимизации распределения фонда  заработной платы руководителей, специалистов и служащих может быть применена рейтинговая оценка должностей.

 Различают номинальную и реальную заработную плату.  Номинальная заработная плата  – денежная сумма, полученная работником за выполненную им работу. Реальная заработная плата – то количество товаров и услуг, которое работник может приобрести за свои номинальные доходы.

 Понятие прожиточного минимума используется при  обосновании установленного минимального размера оплаты труда, и государственные  гарантии поэтапно повышаются до уровня прожиточного минимума. При этом чётко не указываются сроки, в течение которых должно быть осуществлено повышение государственных гарантий до уровня прожиточного минимума. Следовательно, государство законодательно закрепило возможность не соответствия оплаты труда прожиточному минимуму.

   Согласно  новой редакции статей 129 и 133 ТК РФ под  минимальной заработной платой (минимальным  размером оплаты труда) понимается устанавливаемый  федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

 Минимальный размер оплаты труда, установленный  федеральным законом, обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счёт средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - за счёт средств местных бюджетов; в других организациях – за счёт собственных средств.

   Сегодня минимальный размер оплаты труда  равен 600 рублям, при этом прожиточный  минимум гораздо выше (2 000 рублей). С 1 января 2005 года минимальный размер оплаты труда будет увеличен до 720 рублей, но это мало изменит ситуацию.

 Следует отметить, что не удовлетворены заработной платой как занятые в высоко оплачиваемых отраслях, так и в низко оплачиваемых отраслях, как руководители, так и простые рабочие. Для бюджета заработная плата всегда есть расход, и чиновники теоретически должны стремиться к его минимизации в расчёте на единицу продукции, к более эффективному использованию бюджетных средств путём более рациональной загруженности работника в течение рабочего времени, более эффективной организации труда и производства, повышения его технического уровня, а также более жесткого нормирования труда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема  задолженности заработной платы

 Среднемесячная  начисленная заработная плата в социально-культурных отраслях в связи с повышением  минимального размера оплаты труда с 1 октября 2003 года в 1,33 раза и соответствующим повышением тарифных ставок (окладов)  работников бюджетной сферы значительно  возросла. Так, рост среднемесячной начисленной заработной платы в ноябре 2003 года (относительно ноября 2002 года) составил: в  образовании – 134,3 % (4 032 руб.); здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении – 135,4 % (4 363 руб.); культуре и искусстве – 133,6 % (4 084 руб.). В целом по Российской Федерации данный показатель – 128,3 %. В результате в ноябре 2003 года уровень начисленной заработной платы работников здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения относительно уровня в промышленности достиг 60 %; культуры и искусства – 56 %,; образования –55% (в ноябре 2002 года – соответственно: 57 %, 54 %, 53 %).

 На 1 января 2004 года по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате составила 24 430 млн. рублей, что на 20,6 % меньше, чем на 1 декабря 2003 года и на 20,1 % меньше, чем на 1 января 2003 года. Из них задолженность в производственные отрасли – 20 209 млн. рублей, в отрасли социальной сферы – 3 603 млн. рублей, другие отрасли (наука и научное обслуживание, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление, милиция общественной безопасности) – 618 млн. рублей.

 Просроченная  задолженность по заработной плате  на 1 января 2004 года характеризуется  следующими данными:

 Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила  2 260 млн. рублей, что на 1 184 млн. рублей (34,4 %) меньше, чем на 1 января 2003 года. По сравнению с 1 декабря 2003 года снизилась на 832 млн. рублей (26,9 %). В том числе:

  • в производственных отраслях – 424 млн. рублей (снижение на 241 млн. рублей, или на 36,3 %);
  • в отраслях социальной сферы – 1 547 млн. рублей (снижение на 429 млн. рублей, или на 21,7 %);
  • в других отраслях – 289 млн. рублей (снижение на 162 млн. рублей, или на 35,9 %).

Задолженность из-за отсутствия собственных средств у организаций составила 22 170 млн. рублей, сто нм 4 961 млн. рублей (18,3 %) меньше, чем по состоянию на 1 января 2003 года. По сравнению с 1 декабря 2003 года снизилась на 5 502 млн. рублей (на 19,9 %). В том числе:

  • в производственных отраслях – 19 785 млн. рублей (снижение на 4 523 млн. рублей, или на 18,6 %);
  • в отраслях социальной сферы – 2 056 млн. рублей (снижение на 835 млн. рублей, или на 28,9 %);
  • в других отраслях – 329 млн. рублей  (снижение на 144 млн. рублей, или на 30,5 %).

Суммарная задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней  и отсутствия собственных средств у организаций  составила 24 430 млн. рублей, что на 6 145 млн. рублей (20,1 %) меньше, чем на 1 января 2003 года. По  сравнению с 1 декабря 2003 года она снизилась на 6 334 млн. рублей (20,6 %). В том числе:

  • - в производственных отраслях – 20 209 млн. рублей (снижение на 4 764 млн. рублей, или на 19,1 %);
  • в отраслях социальной сферы – 3 603 млн. рублей (снижение на 1 264 млн. рублей, или на 26,0 %);
  • в других отраслях – 618 млн. рублей  (снижение на 306 млн. рублей, или на 33,1 %).

Задолженность из-за недофинансирования из федерального бюджета составила 281 млн. рублей, что  на 236 млн. рублей (45,7 %) меньше чем на 1 января 2003 года. По сравнению с 1 декабря 2003 года снизилась на 281 млн. рублей (50,0 %). В том числе:

  • в производственных отраслях – 157 млн. рублей (снижение на 134 млн. рублей, или на 46,3 %);
  • в отраслях социальной сферы – 8 млн. рублей (снижение на 3 млн. рублей, или на 25,7 %);
  • в других отраслях – 116 млн. рублей  (снижение на 144 млн. рублей, или на 55,3 %).

   В отраслях социальной сферы  просроченная задолженность по  заработной плате из-за недофинансирования  из федерального бюджета увеличилась  в 6 регионах. Отсутствовала на 1 января 2004 года просроченная задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из федерального бюджета  в отраслях социальной сферы в 65 регионах. В 7 регионах задолженность составляла от 5 до 42 тыс. рублей, снизившись или сохраняясь на уровне 1 декабря 2003 года. В таких регионах, как Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Курская, Липецкая, Мурманская, Псковская, Ростовская, Амурская области, она составляла от 0,1 до 0,7 млн. рублей.

     Задолженность из-за  недофинансирования  из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составила 1 979 млн. рублей, что на 948 млн. рублей (32,4 %) меньше, чем на 1 января 2003 года. По сравнению с 1 декабря 2003 года она снизилась на 551 млн. рублей (21,7 %). В том числе:

  • в производственных отраслях – 267 млн. рублей (снижение на 107 млн. рублей, или на 28,5 %);
  • в отраслях социальной сферы – 1 539 млн. рублей (снижение на 426 млн. рублей, или на 21,7 %);
  • в других отраслях – 173 млн. рублей  (снижение на 18 млн. рублей, или на 9,5 %).

 Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в отраслях социальной сферы увечилась в 20 субъектах Российской Федерации. Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате имеют: Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика; Камчатская, Амурская и Тульская области – от 102 млн. рублей до 135 млн. рублей.

 На 1 января 2004 года отсутствовала просроченная задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов в отраслях социальной сферы в центральных областях Федерации, а так же  в некоторых других. Снизилась по сравнению с 1 декабря 2003 года в 48 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение отмечено в Архангельской области – в 27,3 раза.

 Таким образом, задолженность заработной платы присутствует практически во всех отраслях, и её незначительное   снижение не приводит к решению поставленной проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные проблемы заработной платы в России