Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:03, реферат
Особенности организации оплаты труда работников бюджетных учреждений и коммерческих предприятий. Характеристика основных форм заработной платы в современной России. Оценка уровня задолженности зарплаты в различных отраслях.
Введение………………………………………………………………...…3
Основы регулирования заработной платы работников бюджетных учреждений и коммерческих предприятий……………………………...4
2.Проблема уровня заработной платы…………………………………….10
3.Проблема задолженности заработной платы…………………………...13
4.Современные системы заработной платы: нетарифные формы оплаты труда……………………………………17
Заключение……………………………………………………………….20
Литература………………………………………………………………..21
Одна из важнейших
Установление заработной платы,
Кроме того, изменения в заработной плате теснее всего связаны с изменениями в результатах экономической деятельности самих предприятий, т.е. заработная плата начинает колебаться вместе с доходностью компании. Импульсы, поступающие из внешней экономической и институциональной среды, имеют существенно меньшее значение. Прослеживается устойчивая закономерность: чем лучше обстоят дела на предприятии, тем «щедрее» оно вознаграждает труд своих работников.
Привязка оплаты труда к результатам деятельности предприятий является центральным элементом российской модели зарплатообразования.
Такая привязка должна существенно увеличивать дифференциацию заработной платы между разными предприятиями, отсюда – неравенство в доходах.
Таким образом, в российских условиях важнейшей детерминантой уровня оплаты выступают результаты экономической деятельности отдельных предприятий. Как следствие этого, величина заработной платы начинает колебаться вместе с доходностью компаний, где занят тот или иной конкретный работник.
В
результате произошедших перемен российские
предприятия оказались в
Проблема уровня заработной платы
Уровень заработной платы, особенно её базовая составляющая (оклады, расценки, тарифные ставки), остаётся одним из важнейших факторов, обусловливающих результативность труда и привлекательность рабочего места. Но разрыв в оплате труда различных категорий работающих даже в пределах одной компании достигает десятков раз (в развитых экономиках – пяти- шести). Например, на предприятиях традиционной для Костромской области текстильной промышленности разница в окладах руководителей, специалистов и служащих составляла 10 –33 раза без учёта премиальных выплат в процентах от оклада в одинаковой пропорции (например, 100-200 %) для всех сотрудников, что лишь увеличило разрыв в уровне заработной платы.
Ограничить произвол недобросовестных работодателей, установив минимальный уровень оплаты труда, невозможно: государство должно контролировать и уровень дифференциации зарплаты. Это позволит добиться перераспределения фонда заработной платы в пользу низкооплачиваемых работников.
Разрыв в окладах работников, занимающих различные позиции в организации, обусловливают сложность, условия, тяжесть и напряжённость трудового процесса. Однако на практике эти показатели используются по отдельности (например, напряжённость и тяжесть – для оценки условий труда, сложность – для определения уровня заработной платы специалистов), в отрыве друг от друга они не дают полной картины о занимаемой работником должности, поскольку показатели напряжённости и тяжести труда оценивают главным образом физические нагрузки, а сложности – умственные и нервно-психические. Комбинированный подход позволяет получить эффективный интегральный инструмент сопоставления должностных позиций и упорядочения соответствующих им уровней заработной платы.
Для
оптимизации распределения
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – денежная сумма, полученная работником за выполненную им работу. Реальная заработная плата – то количество товаров и услуг, которое работник может приобрести за свои номинальные доходы.
Понятие прожиточного минимума используется при обосновании установленного минимального размера оплаты труда, и государственные гарантии поэтапно повышаются до уровня прожиточного минимума. При этом чётко не указываются сроки, в течение которых должно быть осуществлено повышение государственных гарантий до уровня прожиточного минимума. Следовательно, государство законодательно закрепило возможность не соответствия оплаты труда прожиточному минимуму.
Согласно новой редакции статей 129 и 133 ТК РФ под минимальной заработной платой (минимальным размером оплаты труда) понимается устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и иные поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счёт средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, - за счёт средств местных бюджетов; в других организациях – за счёт собственных средств.
Сегодня минимальный размер оплаты труда равен 600 рублям, при этом прожиточный минимум гораздо выше (2 000 рублей). С 1 января 2005 года минимальный размер оплаты труда будет увеличен до 720 рублей, но это мало изменит ситуацию.
Следует
отметить, что не удовлетворены заработной
платой как занятые в высоко оплачиваемых
отраслях, так и в низко оплачиваемых
отраслях, как руководители, так и простые
рабочие. Для бюджета заработная плата
всегда есть расход, и чиновники теоретически
должны стремиться к его минимизации в
расчёте на единицу продукции, к более
эффективному использованию бюджетных
средств путём более рациональной загруженности
работника в течение рабочего времени,
более эффективной организации труда
и производства, повышения его технического
уровня, а также более жесткого нормирования
труда.
Проблема задолженности заработной платы
Среднемесячная начисленная заработная плата в социально-культурных отраслях в связи с повышением минимального размера оплаты труда с 1 октября 2003 года в 1,33 раза и соответствующим повышением тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы значительно возросла. Так, рост среднемесячной начисленной заработной платы в ноябре 2003 года (относительно ноября 2002 года) составил: в образовании – 134,3 % (4 032 руб.); здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении – 135,4 % (4 363 руб.); культуре и искусстве – 133,6 % (4 084 руб.). В целом по Российской Федерации данный показатель – 128,3 %. В результате в ноябре 2003 года уровень начисленной заработной платы работников здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения относительно уровня в промышленности достиг 60 %; культуры и искусства – 56 %,; образования –55% (в ноябре 2002 года – соответственно: 57 %, 54 %, 53 %).
На 1 января 2004 года по сведениям организаций (без субъектов малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате составила 24 430 млн. рублей, что на 20,6 % меньше, чем на 1 декабря 2003 года и на 20,1 % меньше, чем на 1 января 2003 года. Из них задолженность в производственные отрасли – 20 209 млн. рублей, в отрасли социальной сферы – 3 603 млн. рублей, другие отрасли (наука и научное обслуживание, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление, милиция общественной безопасности) – 618 млн. рублей.
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2004 года характеризуется следующими данными:
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 2 260 млн. рублей, что на 1 184 млн. рублей (34,4 %) меньше, чем на 1 января 2003 года. По сравнению с 1 декабря 2003 года снизилась на 832 млн. рублей (26,9 %). В том числе:
Задолженность из-за отсутствия собственных средств у организаций составила 22 170 млн. рублей, сто нм 4 961 млн. рублей (18,3 %) меньше, чем по состоянию на 1 января 2003 года. По сравнению с 1 декабря 2003 года снизилась на 5 502 млн. рублей (на 19,9 %). В том числе:
Суммарная
задолженность из-за недофинансирования
из бюджетов всех уровней и отсутствия
собственных средств у
Задолженность из-за недофинансирования из федерального бюджета составила 281 млн. рублей, что на 236 млн. рублей (45,7 %) меньше чем на 1 января 2003 года. По сравнению с 1 декабря 2003 года снизилась на 281 млн. рублей (50,0 %). В том числе:
В отраслях социальной сферы
просроченная задолженность по
заработной плате из-за
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составила 1 979 млн. рублей, что на 948 млн. рублей (32,4 %) меньше, чем на 1 января 2003 года. По сравнению с 1 декабря 2003 года она снизилась на 551 млн. рублей (21,7 %). В том числе:
Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в отраслях социальной сферы увечилась в 20 субъектах Российской Федерации. Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате имеют: Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика; Камчатская, Амурская и Тульская области – от 102 млн. рублей до 135 млн. рублей.
На 1 января 2004 года отсутствовала просроченная задолженность из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в отраслях социальной сферы в центральных областях Федерации, а так же в некоторых других. Снизилась по сравнению с 1 декабря 2003 года в 48 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение отмечено в Архангельской области – в 27,3 раза.
Таким
образом, задолженность заработной платы
присутствует практически во всех отраслях,
и её незначительное снижение не
приводит к решению поставленной проблемы.
Информация о работе Основные проблемы заработной платы в России