Бюджетные реформы в России: исторический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:23, реферат

Краткое описание

Развитие и жизнедеятельность каждой страны напрямую зависит от ее финансового благополучия. Состояние финансовой системы России отражает общеэкономическую и социальную ситуацию в стране, которую определили пятнадцатилетние радикальные реформы всех сторон жизни общества с весьма противоречивыми результатами.
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

Оглавление

Введение 3
1. Реформа 1862 г. 4
2. Реформы 1990-2001 гг. 5
3.Реформы 2001-2008 гг. 6
3.1.Реформа межбюджетных отношений (2003-2005 гг.) 6
3.2. Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 гг.) 6
3.3. Реформа бюджетной сети (2005-2008 гг.) 7
3.4. Итоги 7
4. Бюджетная реформа в РФ в ближайшие годы. 9
Заключение 11
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

бреф.docx

— 38.76 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

  Финансовый университет  при Правительстве  Российской Федерации 
 

Кафедра «Финансы»  
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

на тему: «Бюджетные реформы в России: исторический аспект» 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы ФК 3-8

Дёмочкина А.Д. 
 

Проверил:

к.э.н., доц. Тюрнин В.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 

   План 

Введение 3

1. Реформа 1862 г. 4

2. Реформы 1990-2001 гг. 5

3.Реформы 2001-2008 гг. 6

3.1.Реформа межбюджетных отношений (2003-2005 гг.) 6

3.2. Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 гг.) 6

3.3. Реформа бюджетной сети (2005-2008 гг.) 7

3.4. Итоги 7

4. Бюджетная реформа в РФ в ближайшие годы. 9

Заключение 11

Список литературы 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Развитие  и жизнедеятельность каждой страны напрямую зависит от ее финансового  благополучия. Состояние финансовой системы России отражает общеэкономическую  и социальную ситуацию в стране, которую определили пятнадцатилетние радикальные реформы всех сторон жизни общества с весьма противоречивыми  результатами.

   Финансовая  система – это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих  в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит  из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный  банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные  учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия  протекания финансовых процессов.

   Финансовая  система не может быть лучше того общества, которое она обслуживает, поэтому серьезные улучшения  в ней возможны только как результат  общего прогресса в экономике, в  политическом устройстве, административной структуре общества.

   Основу  финансовой деятельности государства  составляет бюджет, состояние которого может отражать как успехи, так  и провалы государственной политики. Переход к рыночным методам управления экономикой обусловил коренное реформирование финансовой системы, в том числе  бюджетной системы России.

   Бюджетная система – это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных  образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между  собой установленные законом  взаимоотношения. Различия в государственном  устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обуславливают  наличие разных видов бюджетных  систем.

   Бюджетная система России является трехуровневой  и включает: на первом уровне – федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; на втором уровне – бюджеты субъектов Федерации  и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; на третьем уровне – местные  бюджеты.

   Современная бюджетная система России относится  к западно-европейскому типу и находится  в стадии совершенствования, при  реализации которой отрабатывается законодательный механизм перераспределения  компетенций между федеральным  и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

1. Реформа 1862 г.

   История финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время  государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью  бюджет сформировался тогда, когда  государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало  составлять систему доходов и  расходов на определённый период.

   В России порядок становления «государственной росписи», или «сметы доходов и  расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого  времени бюджетного права в России не существовало. Дореформенная бюджетная  практика отрицала основные принципы бюджетного права, ставшие нормой в  западно-европейском праве. Ни гласность  бюджета, ни его единство, ни законодательный  порядок его установления, ни специализация  кредитов, ни строгое ограничение  бюджетного периода во времени, —  не были осуществлены в бюджетной  практике Российской Империи.

   Вопрос  о преобразовании бюджетного устройства был поставлен в первые годы царствования Императора Александра II в связи  с необходимостью совершенствования  отчетности и контроля. Бюджетная  реформа не была самостоятельной, она  развивалась в рамках реформы  Государственного Контроля, но реализация ее была невозможна без объединения  в единое целое всех трех основных институтов системы государственной  отчетности — бюджета, контроля и  кассового строя.

   Для разработки коренных начал реформы и составления  правил при Государственном Контроле под председательством видного  государственного деятеля В.А. Татаринова была образована специальная комиссия. Ей была поручена разработка начал  государственной отчетности и выработка  «Правил по составлению, утверждению  и исполнению государственной росписи  и финансовых смет Министерств и  Главных управлений».

   22 мая  1862 г. «Правила о составлении,  рассмотрении, утверждении и исполнении  Государственной Росписи и Финансовых  Смет министерств и главных  управлений» или, так называемые. Общие Сметные Правила были  утверждены Императором Александром  II. Л.Н. Яснопольский назвал бюджетный  закон «красивым законодательным  памятником эпохи 60-х годов». Роспись  государственных доходов и расходов  на 1863 г. была составлена по  новым правилам. В общем государственном  бюджете были объединены все  государственные ресурсы. Все  министерства вошли в подчинение  единого независимого Государственного Контроля, который возглавил В.А. Татаринов. В бюджетном деле было восстановлено значение Государственного Совета, каким оно было предусмотрено М.М. Сперанским. Ввиду отсутствия представительных учреждении в законодательстве оформилась идея участия Государственного Контроля в рассмотрении бюджета.

   Бюджетные акты 1862 г. ликвидировали дореформенную  эпоху и стали исходным пунктом  для развития Российского бюджетного законодательства.

2. Реформы 1990-2001 гг.

   После Февральской революции при Временном  правительстве расходы производились  с использованием кредитов. До середины 1918 г. продолжали действовать кредиты, ассигнованные по сметам 1917 г. Буквально  с первых дней 1918г. был издан первый нормативный акт советского бюджетного права - Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь - июль 1918 г., утверждённый СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов. В 1920 – 1921 гг. правительство вернулось к годовому бюджету.

   Основы  бюджетного устройства государства  были сформулированы в Конституции  РСФСР 1918 г., в которой 5 раздел так  и назывался «Бюджетное право». Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и  расходы.

   Бюджеты в условиях «военного коммунизма»  не имели реального значения. Реальными  были ежемесячные планы распределения  эмиссий. В условиях обесценения  советских денежных знаков бюджеты  носили характер невыполнявшихся планов. К концу 1920 г. денежный бюджет стал отмирать, планировался переход к нетто-бюджету.

   В 1921 г. с переходом к новой экономической  политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах  по упорядочению финансового хозяйства  от 10 октября 1921 г. бюджет был восстановлен в своих правах. Самым крупным  успехом этого курса была финансовая реформа. В её ходе был восстановлен Государственный банк, появились  кооперативные банки, кредитные  и страховые товарищества, частные  банки на концессионной основе. Восстановилась система налогов, пошлин и платежей за пользование транспортом, введена  устойчивая валюта - червонец.

   С выходом  в 1924 г. Конституции СССР были внесены  изменения в банковскую систему  РФ. В 1925 г. продналог был заменён  денежным налогом. Деньги в России вновь  стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.

3.Реформы 2001-2008 гг.

   Суть  данных реформ - сместить акценты бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению  результатами» путем повышения  ответственности и расширения самостоятельности  участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств. К ним относятся  Министерство финансов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, Федеральное Казначейство, распорядители бюджетных средств  и т.д.

   3.1.Реформа межбюджетных отношений (2003-2005 гг.)это разделение уровней бюджетной системы с четким определением на постоянной основе их обязательств и доходных источников и, что самое важно, полномочий по их регулированию. Основные нововведения данного направления:

   a) в  соответствии с реформой местного  самоуправления вводится два  уровня местных бюджетов –  бюджетная система РФ становится  четырехуровневой;

   b) устанавливаются  четкие правила разграничения  расходных обязательств;

   c) существенно  расширяется финансовая самостоятельность  субнациональных властей (за счет  налоговой автономии);

   d) законодательно  закрепляются новые формы и  принципы распределения межбюджетных  трансфертов

   3.2. Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 гг.) - переход к среднесрочному финансовому планированию при существенном расширении полномочий «линейных» министерств и их переориентации на достижение конкретных и измеримых результатов. Реализация этой реформы осуществляется в соответствии с Концепцией Правительства РФ по пяти направлениям:

   a) реформа  бюджетной классификации и бюджетного  учета (приближение к международным  стандартам);

   b) переход  к среднесрочному финансовому  планированию – составление 3летнего  финансового плана;

   c) оценка  и планирование результативности  бюджетных расходов;

   d) эксперимент  по внедрению среднесрочного  бюджетирования, ориентированного  на результат (СБОР);

   e) изменение  порядка рассмотрения бюджетов (3 чтения).

   3.3. Реформа бюджетной сети (2005-2008 гг.) - самая сложная часть бюджетной реформы, подразумевающая реорганизацию бюджетных учреждений, «микродецентрализацию» управления общественными финансами, «разгосударствление» производства значительной части бюджетных услуг. Предполагаются следующие новации:

   a) ужесточение  использования бюджетными учреждениями  бюджетных средств;

   b) реорганизация  бюджетных учреждений и создание  новых организационно-правовых форм (автономные учреждения и автономные  некоммерческие организации);

Информация о работе Бюджетные реформы в России: исторический аспект