Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:23, реферат
Развитие и жизнедеятельность каждой страны напрямую зависит от ее финансового благополучия. Состояние финансовой системы России отражает общеэкономическую и социальную ситуацию в стране, которую определили пятнадцатилетние радикальные реформы всех сторон жизни общества с весьма противоречивыми результатами.
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
Введение 3
1. Реформа 1862 г. 4
2. Реформы 1990-2001 гг. 5
3.Реформы 2001-2008 гг. 6
3.1.Реформа межбюджетных отношений (2003-2005 гг.) 6
3.2. Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 гг.) 6
3.3. Реформа бюджетной сети (2005-2008 гг.) 7
3.4. Итоги 7
4. Бюджетная реформа в РФ в ближайшие годы. 9
Заключение 11
Список литературы 13
Федеральное
государственное
Финансовый университет
при Правительстве
Российской Федерации
Кафедра
«Финансы»
Реферат
на тему:
«Бюджетные реформы в России: исторический
аспект»
Выполнила:
студентка группы ФК 3-8
Дёмочкина
А.Д.
Проверил:
к.э.н., доц.
Тюрнин В.А.
Москва,
2011
План
Введение 3
1. Реформа 1862 г. 4
2. Реформы 1990-2001 гг. 5
3.Реформы 2001-2008 гг. 6
3.1.Реформа межбюджетных отношений (2003-2005 гг.) 6
3.2. Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 гг.) 6
3.3. Реформа бюджетной сети (2005-2008 гг.) 7
3.4. Итоги 7
4. Бюджетная реформа в РФ в ближайшие годы. 9
Заключение 11
Список
литературы 13
Развитие и жизнедеятельность каждой страны напрямую зависит от ее финансового благополучия. Состояние финансовой системы России отражает общеэкономическую и социальную ситуацию в стране, которую определили пятнадцатилетние радикальные реформы всех сторон жизни общества с весьма противоречивыми результатами.
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
Финансовая система не может быть лучше того общества, которое она обслуживает, поэтому серьезные улучшения в ней возможны только как результат общего прогресса в экономике, в политическом устройстве, административной структуре общества.
Основу
финансовой деятельности государства
составляет бюджет, состояние которого
может отражать как успехи, так
и провалы государственной
Бюджетная
система – это основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
страны совокупность бюджетов всех ее
государственных и
Бюджетная
система России является трехуровневой
и включает: на первом уровне – федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов; на втором уровне
– бюджеты субъектов Федерации
и бюджеты территориальных
Современная бюджетная система России относится к западно-европейскому типу и находится в стадии совершенствования, при реализации которой отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральным и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.
История финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.
В России
порядок становления «
Вопрос о преобразовании бюджетного устройства был поставлен в первые годы царствования Императора Александра II в связи с необходимостью совершенствования отчетности и контроля. Бюджетная реформа не была самостоятельной, она развивалась в рамках реформы Государственного Контроля, но реализация ее была невозможна без объединения в единое целое всех трех основных институтов системы государственной отчетности — бюджета, контроля и кассового строя.
Для разработки коренных начал реформы и составления правил при Государственном Контроле под председательством видного государственного деятеля В.А. Татаринова была образована специальная комиссия. Ей была поручена разработка начал государственной отчетности и выработка «Правил по составлению, утверждению и исполнению государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных управлений».
22 мая
1862 г. «Правила о составлении,
рассмотрении, утверждении и исполнении
Государственной Росписи и
Бюджетные акты 1862 г. ликвидировали дореформенную эпоху и стали исходным пунктом для развития Российского бюджетного законодательства.
После
Февральской революции при
Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право». Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы.
Бюджеты
в условиях «военного коммунизма»
не имели реального значения. Реальными
были ежемесячные планы
В 1921 г.
с переходом к новой
С выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в банковскую систему РФ. В 1925 г. продналог был заменён денежным налогом. Деньги в России вновь стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.
Суть
данных реформ - сместить акценты бюджетного
процесса от «управления бюджетными
ресурсами (затратами)» к «управлению
результатами» путем повышения
ответственности и расширения самостоятельности
участников бюджетного процесса и администраторов
бюджетных средств. К ним относятся
Министерство финансов Российской Федерации,
Федеральные органы исполнительной
власти, Федеральное Казначейство,
распорядители бюджетных
3.1.Реформа межбюджетных отношений (2003-2005 гг.) – это разделение уровней бюджетной системы с четким определением на постоянной основе их обязательств и доходных источников и, что самое важно, полномочий по их регулированию. Основные нововведения данного направления:
a) в
соответствии с реформой
b) устанавливаются четкие правила разграничения расходных обязательств;
c) существенно
расширяется финансовая
d) законодательно
закрепляются новые формы и
принципы распределения
3.2. Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 гг.) - переход к среднесрочному финансовому планированию при существенном расширении полномочий «линейных» министерств и их переориентации на достижение конкретных и измеримых результатов. Реализация этой реформы осуществляется в соответствии с Концепцией Правительства РФ по пяти направлениям:
a) реформа
бюджетной классификации и
b) переход
к среднесрочному финансовому
планированию – составление
c) оценка
и планирование
d) эксперимент по внедрению среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат (СБОР);
e) изменение порядка рассмотрения бюджетов (3 чтения).
3.3. Реформа бюджетной сети (2005-2008 гг.) - самая сложная часть бюджетной реформы, подразумевающая реорганизацию бюджетных учреждений, «микродецентрализацию» управления общественными финансами, «разгосударствление» производства значительной части бюджетных услуг. Предполагаются следующие новации:
a) ужесточение
использования бюджетными
b) реорганизация
бюджетных учреждений и
Информация о работе Бюджетные реформы в России: исторический аспект