Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не, только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…3
1 Концепция пенсионной реформы ……………………………………………..5
1.1 Концепция пенсионной реформы……………………………………………5
1.2 Этапы проведение реформы …………………………………………............8
1.3 Особенности современного этапа пенсионной реформы …………..…….12
2 Финансовые аспекты пенсионной реформы……………………………..…..14
2.1Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации………………………………………………………………………..14
2.2 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы…………………………………………………………………………...18
2.3 Проблемы пенсионного обеспечения граждан………………………….....21
3 Перспективы пенсионной реформы в России…………………………….....24
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список использованных источников….………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетке про пенсионные реформ.docx

— 698.08 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение ………………………………………………………………………..…3

1 Концепция пенсионной реформы ……………………………………………..5

1.1 Концепция пенсионной реформы……………………………………………5

1.2 Этапы проведение реформы …………………………………………............8

1.3 Особенности современного этапа пенсионной реформы …………..…….12

2 Финансовые аспекты пенсионной реформы……………………………..…..14

2.1Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации………………………………………………………………………..14

2.2 Источники формирования  финансовых ресурсов пенсионной  системы…………………………………………………………………………...18

2.3 Проблемы пенсионного  обеспечения граждан………………………….....21

3 Перспективы пенсионной реформы в России…………………………….....24

Заключение…………………………………………………………………….....29

Список использованных источников….……………………………………......32

Приложение А……………………………………………………………..……..34

Приложение Б………………………………………………………………..…..35

Приложение В…………………………………………………………………....54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Осуществление пенсионной реформы  является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не, только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

“Попутным продуктом” (может  быть не менее важным, чем основной) пенсионной реформы становится решение проблем в области жилищного строительства, развития рынка ценных бумаг и многих других.

Пенсионная система России находится в кризисном состоянии. Причем кризис этот проявляется в двух основных аспектах. С одной стороны, уже сегодня средний размер пенсии россиянина явно оставляет желать лучшего. В долгосрочной же перспективе ситуация должна ухудшиться настолько, что даже сегодняшний уровень благосостояния будет по объективным причинам недосягаем для пенсионера. С другой же стороны, сегодняшние пенсии не обеспечивают достаточной зависимости между трудовым вкладом работника, имевшим место в период его активной трудовой жизни, и объемом материального вознаграждения в старости. В пенсионной системе уравнительные моменты, столь характерные для экономики советского типа, сохранили свое значение и после того, как Россия вступила в полосу радикальных экономических преобразований.

До реформы пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое  время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.

Однако в последнее  десятилетие очевидность доминирования  распределительной системы явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы – накопительный. В некоторых государствах накопительная система сочетается с распределительной (являясь, порой лишь незначительным “довеском”).  Но в других – осуществляются глобальные пенсионные реформы, под воздействием которых накопительный механизм постепенно вытесняет распределительный из системы пенсионного обеспечения пожилых людей.

Таким образом, вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой серьезную научную проблему (причем проблему междисциплинарного характера) этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Цель работы заключается  в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие  задачи:

- рассмотреть этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;

- провести анализ уровня пенсионного обеспечения населения;

- определить финансовую цену проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;

- проанализировать источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы;

-рассмотреть проблемы пенсионного обеспечения граждан и перспективы пенсионной реформы в России.

Объектом исследования в  данной работе является пенсионная система  РФ, а предметом – финансовые аспекты ее организации.

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Концепция пенсионной реформы 

1.1  Концепция пенсионной реформы

 

На различных этапах реформы  формулировка целей периодически изменялась:

До 1995 г. - преодоление проблем с  выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим  дефицитом бюджета. Произошло выделение  пенсионного фонда (далее - ПФ) в отдельную  структуру. Ранее - пенсии выплачивались  из государственного бюджета.

С 1995 г. по 1998 г.:

- совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения;

- было отмечено что, каждое новое поколение работников за период трудовой жизни выплачивает в пенсионную систему больше денег, чем каждый из них впоследствии получает из пенсионной системы;

- пенсионная система в результате реформы должна учитывать не только отработанный стаж, но и размер заработной платы человека;

- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума;

- увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.

С 1998 г. по 2001 г.:

- обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации («старение населения»). «Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения»;

- также в концепции этого периода затронута проблема легализации заработка населения. По заявлениям А. Починка, в соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы будет приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.

С 2001 г.:

Председатель Правительства М. Касьянов заявил о том, что одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы «побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение».

Пенсионная реформа состоит  из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна осуществляться в общей  сложности в течение 20 ближайших  лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в  несколько последовательных этапов.

А) Финансовая реформа:

1) 2002 год:

- модернизация системы обязательного пенсионного страхования

- установление нового размера пенсионной части единого социального налога

- введение страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию

- определение «стартовой» величины части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии

- установление порядка инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии

2) 2003 год:

- введение налогового вычета для страхователей по обязательному пенсионному страхованию;

- введение страхового взноса на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем;

- модернизация системы негосударственных пенсионных фондов.

3) 2004 год:

- увеличение части страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

- введение права выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании).

4) 2005 год - увеличение части страхового  взноса по обязательному пенсионному  страхованию, направляемой на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии.

5) 2006 год - установление окончательной  величины части страхового взноса  по обязательному пенсионному  страхованию, направляемой на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии.

6) 2010 год - введение права застрахованного  лица на инвестирование пенсионных  накоплений в ценные бумаги  иностранных эмитентов.

Б) Правовая реформа:

1) 2002 год:

- модернизация системы государственных пенсий (разделение на пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовые пенсии и профессиональные пенсии);

- введение нового порядка исчисления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и трудовых пенсий;

- начало реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;

- введение механизма конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г.;

- введение персональных доплат пенсионерам (дополнительного ежемесячного материального обеспечения к пенсии за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией).

2) 2003 год:

- введение профессиональных пенсионных систем;

- установление продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого при определении размера накопительной части трудовой пенсии.

3) 2004 год - переход на назначение  трудовых пенсий по инвалидности  в соответствии со степенью  ограничения способности инвалида  к осуществлению трудовой деятельности.

4) 2013 год:

- завершение реализации программы поэтапного введения в действия ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемого при определении размера страховой части трудовой пенсии;

- завершение процесса конвертации в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2002 г.;

- начало реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста.

5) 2022 год - завершение реализации программы поэтапного увеличения ожидаемого периода выплаты пенсии, применяемого при определении размера страховой части досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, на количество лет, недостающих получателям такой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста3.

В) Административная реформа.

1) 2002 год:

- завершение процесса передачи функций по назначению и выплате пенсий, осуществлявшихся органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в ведение Пенсионного фонда Российской Федерации;

- модернизация системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

С 2003 года:

- модернизация законодательной регламентации деятельности негосударственных пенсионных фондов;

- установление законодательной регламентации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, уточнение его организационно-правового статуса.[11]

 

 

 1.2  Этапы проведение реформы

 

 

В России новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель  — достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России