Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не, только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…3
1 Концепция пенсионной реформы ……………………………………………..5
1.1 Концепция пенсионной реформы……………………………………………5
1.2 Этапы проведение реформы …………………………………………............8
1.3 Особенности современного этапа пенсионной реформы …………..…….12
2 Финансовые аспекты пенсионной реформы……………………………..…..14
2.1Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации………………………………………………………………………..14
2.2 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы…………………………………………………………………………...18
2.3 Проблемы пенсионного обеспечения граждан………………………….....21
3 Перспективы пенсионной реформы в России…………………………….....24
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список использованных источников….………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетке про пенсионные реформ.docx

— 698.08 Кб (Скачать)

Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию должна будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в  равной пропорции.

В долгосрочной перспективе тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться  на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических  условиях.

В целях развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается в долгосрочной перспективе (после 2005 года) предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах.

При этом следует иметь в виду, что для лиц, выходящих на пенсию по старости до 2005 года, доля тарифа, установленная  для зачисления на именной накопительный  счет, в том числе и в случае продолжения ими активной трудовой деятельности, будет направляться исключительно  в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такое ограничение обусловлено  тем, что для этой категории пенсионеров  не предусматривается финансирование их пенсий за счет средств именных  накопительных счетов, а будет  полностью осуществляться за счет текущих  поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В целях сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих  мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями целесообразно рассмотреть вопрос о введении для них дополнительного тарифа страховых пенсионных взносов.

Предлагается с начала реализации настоящей Программы (2000 год) установить:

  • суммарный тариф отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 27 процентов (от работодателя и работника). На начальном этапе часть страховых взносов в размере 1 процента от заработной платы (дохода) работника должна зачисляться на именные пенсионные счета;
  • предельную величину годового дохода работника, на которую начисляются страховые взносы;
  • дополнительный тариф страховых взносов в профессиональные пенсионные системы, начисляемых на фонд оплаты труда работников, пользующихся правом досрочного выхода на пенсию.

Учитывая введение в государственное  пенсионное страхование накопительных  элементов и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых взносов, необходимо рассмотреть в перспективе  вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов путем  перехода к их уплате работодателем  и работником на паритетной основе. При этом должен быть разработан механизм, обеспечивающий увеличение заработной платы в соответствии с повышением ставки взносов, приходящейся на работника.

В рамках перераспределения обязательств по уплате страховых взносов в  сторону установления паритета ответственности  работодателя и самого застрахованного  лица будет более обоснованно  и последовательно решена задача совершенствования тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и  иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы сегодня не адекватно  размерам получаемых из этой системы  выплат.

При этом предполагается в рамках тарифной политики по государственному пенсионному страхованию к 2010 году выйти на ставку взноса, направляемого  на формирование накоплений на именных  пенсионных счетах, в размере 7 - 8 процентов, а в долгосрочной перспективе  добиваться паритетного соотношения  между распределительной и накопительной  частями трудовых пенсий.

Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного элемента тарифа по государственному пенсионному страхованию: 2000 год - 1 процент; 2003 год - 3 процента; 2006 год - 5 процентов; 2009 год - 7 процентов.

Указанное повышение будет достигнуто путем перераспределения в пределах установленного страхового тарифа в  пользу накопительной части взносов.

В целях обеспечения долгосрочной стабильности пенсионной системы при  внедрении накопительных элементов  финансирования пенсий представляется целесообразным в ближайшее время  принять программу тарифной политики Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2000 - 2020 годы, в которой должен быть представлен график периодического пересмотра тарифа взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом повышения доли накопительной составляющей.

 

2.3 Проблемы пенсионного  обеспечения граждан

 

Социальная политика государства  реализуется  через систему социальной защиты, важным элементом которой является социальное страхование. Пенсионный фонд относится к числу фондов общественного страхования, накопление которых происходит при непосредственном участии застрахованных граждан. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это крупнейший централизованный внебюджетный  фонд. Средства ПФР формируются за счет страховых платежей предприятий и учреждений всех форм собственности, зависящих от фонда оплаты труда и от законодательно утвержденной ставки страховых платежей. В настоящее время она равна 26%  для большинства организаций. 

В последние годы выплата  государственных пенсий становится одной из главных  проблем в  России. Ставка взносов  у нас -  чуть ли не самая высокая  среди развитых стран, чего не скажешь о размере пенсий. Их уровень будет снижаться, а Пенсионный фонд будет испытывать дефицит, который в 2011 году составил 875 млрд. рублей. На покрытие выпадающих доходов в связи с сохранением льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями страхователей из федерального бюджета поступило  69,5 млрд. рублей.  По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, дефицит Пенсионного фонда в 2012 году, находился на уровне 1,83% ВВП и составил 1,075 триллиона рублей, к 2014 году он  снизился до 1,79% ВВП. Причиной роста дефицита в 2012 году по сравнению с 2011 годом является рост на 500 тысяч человек количества пенсионеров, в том числе за счет перехода на трудовую пенсию военных пенсионеров. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, финансирование досрочных пенсионеров отвлекает из бюджета ПФР четверть всех финансовых ресурсов фонда.

В нашей стране  действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной  заработной платы работника. В целом в России прожиточный минимум пенсионера составляет 6131 руб. Таким образом, неработающим пенсионерам, чьи доходы (общая сумма пенсии, дополнительного материального обеспечения, ежемесячной денежной выплаты и иных мер социальной поддержки) в 2013 году ниже 5841 руб., будет установлена федеральная социальная доплата к пенсии до указанного уровня (5841 руб.).   Размер трудовых пенсий в России в 2012 году увеличился до 9 тыс. 200 рублей после двух индексаций страховой части пенсии: индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; на 6% увеличился размер ЕДВ с 1 апреля 2012 года; произошла индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному  обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года.

При сегодняшних высоких  ценах на коммунальные услуги прожить  на пенсию, составляющую 5800 руб. практически невозможно. Получается, пенсионеры в России должны прожить на 2000 рублей в месяц, на эти деньги они должны покупать продукты питания и хоть какую-то одежду. Они практически ничего не могут себе позволить, хотя многие из них до этого получали заработную плату выше среднего уровня. Получается замкнутый круг. Работать по состоянию здоровья они уже не могут, но на пенсию прожить тоже крайне сложно. Одни лекарства в аптеках могут обойтись, на целую пенсию.

В развитых странах, люди, выходя на пенсию, начинают путешествовать, смотреть мир. К примеру,  в  Соединенных Штатах Америки средняя пенсия американца составляет 1100 - 1200 $ или порядка 34 000 рублей на наши деньги. Минимальная пенсия по старости  составляет примерно 9 тысяч рублей. С ростом страхового стажа возрастает и пенсионное вознаграждение. Если брать накопительную часть пенсии, то речь о минимальной пенсии американского пенсионера надо вести начиная с 750 $ или 22 000 рублей. Такую пенсию в США получает средний класс: квалифицированные  рабочие, сотрудники социальной сферы и так далее. При этом их пенсия составляет примерно 30% от предыдущей заработной платы. С ростом зарплаты увеличиваются отчисления на будущую пенсию и соответственно пенсия возрастает. Очень достойно живут военные пенсионеры, госслужащие, сотрудники нефтяных компаний.

Величина  пенсии  в Бразилии определяется как 70% от среднеарифметической зарплаты полученной человеком за весь период взносов в пенсионный фонд INSS + 1% за каждый год после обязательных 15 лет взносов (то есть, если стаж 35 лет, то будет 70%+(35-15)=90%).

Прошедшая среднеарифметическая зарплата индексируется в соответствии с инфляцией и для ее определения  берется только 80% самых больших  зарплат, остальные в расчете  средней величины не учитываются.

Максимальную пенсию, возможно, получить при непрерывном стаже в 43 года. В России пенсии для всех лимитированы.  Даже если ты получаешь заработную плату в 100 000 рублей, пенсия, которую ты получишь,  не будет намного больше 9 200 рублей. А если ты никогда не работал, то тебе будут выплачивать при выходе на пенсию 5157 рублей. Для решения этой проблемы возможно открытие индивидуальных инвестиционных счетов, где работник и работодатель формировали бы «добровольные накопления» на старость и образование. По корпоративным пенсионным программам для каждого сотрудника должны быть открыты персональные пенсионные счета (ППС), чтобы при смене места работы человек не терял будущую корпоративную пенсию (сейчас это распространенная практика), а был вправе «беспрепятственно и без потерь» перевести накопленные средства со своего ППС от одного работодателя к другому. При этом для пенсионных средств должна быть создана «единая система гарантий».

На сегодняшний день в  России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет  только увеличиваться. На каждого пенсионера будет приходиться лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030г.,  если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1.

Решению пенсионных проблем  могут помочь следующие действия:

- создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой - способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования,  на эти цели сформированных в них ресурсов;

- предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;

- модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Обсуждаемая сегодня проблема повышения пенсионного возраста выхода на пенсию -  реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся. В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений, как с участием работодателей, так и самих граждан.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы пенсионной реформы в России

 

Несмотря на поддержку  разработанной Министерством труда  и социальной защиты Стратегии развития системы пенсионного обеспечения   до 2030 г., дискуссия по содержанию предстоящей реформы продолжается.

Между тем  сохраняющиеся разногласия ответственных сторон и различных общественных сил  по самым значимым направлениям пенсионного развития являются предвестниками трудных решений и выборов, заставляя по-новому оценивать перспективы реформирования.    

Так, запуск реформы предполагается начать с мер, позволяющих повысить текущую стабильность пенсионной системы:  

- распространения страховой  нагрузки на  самозанятых;  

- увеличения уровня налогов  для работодателей вредных и  опасных производств, призванных  частично компенсировать потери  фонда, связанные с досрочным  выходом на пенсию  соответствующей категории работников; 

- перенаправления части  средств из накопительного компонента  в солидарный;

- оптимизации пенсионных  обязательств Фонда за счет  изменения порядка начисления  пенсий. 

Между тем, по расчетам Минфина  России, данный комплекс мер способен лишь временно улучшить баланс фонда, а в дальнейшем только усилит давление на ПФР, ведя к сокращению пенсионных прав граждан. 

На этом фоне не находит  должной  поддержки и одна из главных целей реформы - доведение пенсионных выплат, как минимум, до 40% - го уровня замещения средней заработной платы, по расчетам Минтруда,  к 2030 г.  такой уровень должен  составлять  2,5-3 прожиточных минимума пенсионера, соответствующая международным нормам и принципам в области социального обеспечения.  Эта задача отождествляется в цивилизованном мире со справедливым уровнем защиты доходов граждан в старости, позволяющей достичь некоторой степени выравнивания потребления с допенсионным периодом.

Альтернативные предложения  Минтруда, ориентирующие на поиск  компенсирующих источников пополнения недостающих средств для обеспечения этой цели – бюджетные трансферты, актуарную корреляцию размера страховых взносов и др., также отклоняются. Минфин объясняет, что рост тарифов страховых взносов  не запланирован, а использование  бюджетных трансфертов  несовместимо с целями реформы. Министерство  также выступает против повышения уровня взносооблагаемой заработной платы в настоящее время она составляет 512 тыс. руб. в год при страховом взносе 10%, тем самым защищая льготный режим пенсионного страхования высокооплачиваемых работников.  Пониженные тарифы страховых взносов сохраняются и для некоторых других категорий плательщиков. 

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России