Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не, только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…3
1 Концепция пенсионной реформы ……………………………………………..5
1.1 Концепция пенсионной реформы……………………………………………5
1.2 Этапы проведение реформы …………………………………………............8
1.3 Особенности современного этапа пенсионной реформы …………..…….12
2 Финансовые аспекты пенсионной реформы……………………………..…..14
2.1Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации………………………………………………………………………..14
2.2 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы…………………………………………………………………………...18
2.3 Проблемы пенсионного обеспечения граждан………………………….....21
3 Перспективы пенсионной реформы в России…………………………….....24
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список использованных источников….………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетке про пенсионные реформ.docx

— 698.08 Кб (Скачать)

Необходимость в пенсионной реформе возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных  законах «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации», «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Распределительная система (англ. "Pay-As-You-Go" или PAYG - "плати пока идешь") основана на принципе солидарности поколений: выплаты пенсионерам осуществлялись за счет пенсионных отчислений работающей части населения.

Эта система перестает  работать в условиях роста демографической  нагрузки, когда численность работающих снижается, а численность пенсионеров  возрастает, что характерно для всех стран.

Накопительная система обеспечения  пенсией состоит в том, что  у каждого работника есть персонифицированный (личный) счет в Пенсионном фонде РФ, на котором учитывается накопительная часть пенсии. Размер накопительной пенсии зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете работника и полученного инвестиционного дохода.

Инвестирование пенсионных накоплений возможно через Управляющие  компании, отобранные по конкурсу[2] , и Негосударственные пенсионные фонды, зарегистрированные в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию[3] . Застрахованное лицо имеет возможность раз в год перевести свои накопления в НПФ, УК или вернуться обратно в ПФР

По умолчанию Пенсионный фонд России размещает пенсионные накопления через государственную управляющую  компанию - Внешэкономбанк (ГУК ВЭБ). С 2009 года ВЭБ предлагает, формирует два портфеля: расширенный инвестиционный портфель и инвестиционный портфель государственных ценных бумаг (консервативный)

С 2002 года государственная  трудовая пенсия граждан формируется  в системе обязательного пенсионного  страхования (ОПС) и состоит из трех частей - Базовой, страховой и накопительной  части трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется у лиц 1967 г.р. и моложе.

Базовая часть устанавливается  в твердых размерах. Страховая  часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа. Накопительная часть - зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Расчет размера пенсии, осуществляется по формуле, установленном федеральным законом.

С 2010 года Единый Социальный налог отменен и осуществлен  возврат к системе страховых  взносов. Максимальный размер заработной платы, влияющий на размер пенсии, установлен на уровне 415 тысяч рублей в год.

Работодатель платит 26 % (единый социальный налог/страховой взнос) от размера заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6 %, а в пенсионный фонд — 20 %, которые в свою очередь разбиваются на три части: 6 % — базовая, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть. С 2008 года накопительная часть составляет 6 %, а страховая часть — 8 % от заработной платы.

Индивидуальный предприниматель платит фиксированную ставку ежемесячно. Организации, пользующиеся упрощённой системой налогообложения, не платят ЕСН, а платят только 10 % как страховой взнос и 4 % как накопительный.

С 2002 года граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться  своими пенсионными накоплениями и  влиять на размер будущей пенсии. Это  значит, что каждый гражданин имеет  право перевести свою накопительную  часть в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо в частную управляющую  компанию (ЧУК).

Сейчас накопительная  часть пенсии по умолчанию находится  в Пенсионном фонде РФ (ПФР) под  управлением Государственной управляющей  компании (ГУК, которой является Внешэкономбанк ), инвестиционный доход в ГУК, как правило, ниже уровня инфляции. Таким образом, пенсионные накопления постепенно обесцениваются, в связи с тем, что ГУК имеет право инвестировать средства только в государственные облигации, у которых традиционно низкая доходность.

Рост накоплений возможен за счёт перевода накопительной части  пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию при превышении доходности над инфляцией.

Застрахованное лицо может  перевести пенсионные накопления не чаще одного раза в год, до достижения возраста 55 лет для мужчин и 50 лет  для женщин (за 5 лет до достижения пенсионного возраста).

Гражданам, участвующим в  негосударственных или добровольных пенсионных программах, предоставляются налоговые вычеты по подоходному налогу. Вычет предоставляется на основании заявления налогоплательщика в размере фактических расходов в налоговом периоде с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 219 НК РФ, при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.[4]

C 2010 года в Налоговый  кодекс внесены изменения по отмене ЕСН. Вместо ЕСН введена обязанность по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды - Пенсионный, фонды социального и обязательного медицинского страхования согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой  части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и  трудовой пенсии по случаю потери кормильца  определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части  трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый  размер трудовой пенсии (страховой  части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой  части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и  трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части  трудовой пенсии по старости) устанавливается  в твердом размере. При этом применяется  порядок его дифференциации, аналогичный  ранее действовавшему в отношении  базовой части трудовой пенсии.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие  пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством  пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке  инвалидами I, II и III группы.

Тарифы страховых взносов  для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 16% - на страховую  часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную  часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в  полном объеме поступают на страховую  часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются  взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и для  банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал  ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется  инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части  пенсии, управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер вашей  пенсии напрямую зависит от суммы  на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность (Приложение А).

В 2010 году размер страховых взносов, перечисляемых работодателем остался на уровне, установленном в 2009 году, 26% от фонда оплаты труда.

Тариф страховых взносов  на 2011 год во внебюджетные фонды  установлен в размере 34%.Статьями 12 и 57 Закона № 212-ФЗ установлены размеры страховых взносов.

 

Таблица 1-Тарифы страховых вносов во внебюджетные фонды в 2010-2011 гг. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

 

Период

Размер страхового взноса всего

В том числе

 
   

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

 

2010 год

26%

20%

2,9%

1,1%

2,0%

 

2011 год

34%

26%

2,9%

2,1%

3,0%

 

 

 

1.3 Текущее состояние реформы

 

1 октября 2008 года Председателем  Правительства России В. В. Путиным был озвучен следующий этап развития пенсионной реформы.[5]

С 2011 года декларируется переход  на совершенно новую систему пенсионного  обеспечения, предусматривающую замену ЕСН страховыми платежами, которые будут составлять 34 % для зарплаты до 415 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи будут равны 0 %.

Из общей суммы страховых  платежей 26 % будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.

Новый этап реформы, как считают  в правительстве, позволит гражданину накопившему 30 лет нового страхового стажа рассчитывать на коэффициент замещения зарплаты пенсией не менее 40 %, то есть, того уровня, который установлен в рекомендациях МОТ .[6]

Новые страховые взносы, в отличие  от старой системы, будут возмездными  платежами, которые своими суммами  формируют пенсионные права граждан.

В новой системе ликвидируется  разделение на базовую и страховую  части, пенсия будет состоять только из двух частей — накопительной и страховой.

С 2010 года пенсия для всех категорий  граждан должна превышать прожиточный минимум пенсионера, для чего будет утверждён минимальный размер пенсии.

Не позднее 2015—2020 года предполагается довести средний размер трудовой пенсии по старости до так называемого  «советского» уровня — в размере не менее 2,5 минимальных пенсий. Экономисты называют этот показатель минимальным воспроизводственным потребительским бюджетом пенсионера.[7]

Распределение страховых пенсионных платежей

В новом варианте предполагается следующая  схема распределения пенсионных платежей:

-6 % из общей суммы в 26 % пойдут на накопительные персонифицированные лицевые счета

-20 % — на страховую часть пенсии

-из этих 20 % только 10 % будут учитываться персонифицировано

-оставшиеся 10 % пойдут на так называемый «солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения», который[8] :

- обеспечивает текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам, а также другие солидарные расходы, которые находятся вне системы накопления пенсионных прав, например, досрочные пенсии, пенсии по инвалидности. Из солидарного компонента также будут финансироваться расходы на выплату старой базовой части пенсии, которая, как уже отмечалось, станет составным элементом страховой части пенсии, но будет устанавливаться по единым для всех застрахованных нормам, не зависящим от объема индивидуального учитываемых пенсионных прав.

Итого, только 16 % из пенсионного тарифа в 26 % будут задавать объем будущих пенсионных прав.

Данная система, сильно отличается в строну ущемления пенсионных прав застрахованных лиц по сравнению, например, с пенсионной системой Швеции, где все 18,5 % процентов пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, формируют объём его пенсионных прав.

Программа государственного софинансирования пенсии:

С 1 января 2009 года действует новая  система добровольных взносов гражданина в накопительную часть собственной  пенсии.[9]

Минимальный размер взноса в рамках программы софинансирования должен составить 2000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12000 рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 3 раза, но не более 36000 рублей в год

Программа рассчитана на 10 лет. Государственная  поддержка пенсионных накоплений будет  предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.[1]

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России