Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не, только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..…3
1 Концепция пенсионной реформы ……………………………………………..5
1.1 Концепция пенсионной реформы……………………………………………5
1.2 Этапы проведение реформы …………………………………………............8
1.3 Особенности современного этапа пенсионной реформы …………..…….12
2 Финансовые аспекты пенсионной реформы……………………………..…..14
2.1Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации………………………………………………………………………..14
2.2 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы…………………………………………………………………………...18
2.3 Проблемы пенсионного обеспечения граждан………………………….....21
3 Перспективы пенсионной реформы в России…………………………….....24
Заключение…………………………………………………………………….....29
Список использованных источников….………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетке про пенсионные реформ.docx

— 698.08 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Финансовые аспекты пенсионной реформы

 

2.1 Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации

 

Индексация размера трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Законодательством Российской Федерации предусматривается индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанных пенсий) в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации.

В 2010 году пенсии повышались четыре раза:

- 1 января произведено увеличение размеров трудовых пенсий путем проведения валоризации, в результате чего увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило около 1100 рублей.

- 1 апреля проведена индексация трудовых пенсий на 6,3%. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 477 рублей и составил 8169 рублей. С начала года увеличение среднего размера трудовой пенсии по старости составило 1539 рублей, или 23,2%.

- С 1 апреля на 8,8% увеличены размеры социальных пенсий, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные выплаты, размеры которых повышаются при увеличении соответствующих размеров социальных пенсий. Средний размер социальной пенсии в результате перерасчета повысился до 4600 рублей.

- 1 июля 2010 года состоялась дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41%. Средний размер социальной пенсии с 1 июля 2010 года повысился на 157 рублей и составил 4757 рублей, средний размер пении по инвалидности военнослужащих, проходивших службу по призыву, увеличился на 235 рублей и составил 7128 рублей, средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших службу по призыву, возрос с 5777 рублей до 5974 рублей.

Общее увеличение социальных пенсий за 2010 год составило 12,51% (с учетом проведенной с 1 апреля 2010 года индексации)

С учетом проведенных и запланированных  мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения, в конце 2010 года средний размер трудовой пенсии составил свыше 7,8 тыс. рублей, при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по отношению к прогнозной величине прожиточного минимума пенсионера составил 172 %. Это означает, что в 2010 году, как  и в  2009 году, был обеспечен как номинальный, так и реальный рост пенсий.

В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:

    • 1 февраля 2011 года трудовые пенсии выросли на 8,8%.
    • 1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли на 10,27%.

Повышение уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации с 1 февраля 2011 года отражены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Повышение уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации с 1 февраля 2011 года

 

Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера пенсии с 01.02.2011

до 01.02.2011

после перерасчета с 01.02.2011

Получатели трудовой пенсии - всего

7820

8498

678

из них:

     

по старости

8177

8886

709

по инвалидности

5147

5600

453

по случаю потери кормильца

4813

5236

423

Получатели двух пенсий:

     

Инвалиды вследствие военной травмы

19075

20016

941

Инвалиды - участники Великой Отечественной  войны

19278

20295

1017

Вдовы погибших военнослужащих

14169

14882

713

Инвалиды, награжденные знаком «Жителю  блокадного Ленинграда»

14478

15348

870


 

 

В 2012 году были проиндексированы размеры трудовых пенсий.

    • С 1 февраля 2012 года трудовые пенсии выросли на 7%.
    • 1 апреля трудовые пенсии выросли на 3,41%, социальные пенсии – на 14,1%.

Повышение уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации с 1 апреля 2012 года отражены в таблице 3.

 

 

Таблица 3 - Повышение уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации с 1 апреля 2012 года

 

Средний размер пенсии

Увеличение среднего размера пенсии с 01.04.2012

до 01.04.2012

после перерасчета с 01.04.2012

Получатели трудовых пенсий

9 093

9 414

321

В том числе:

по старости

9 482

9 817

335

по инвалидности

5 869

6 069

200

по случаю потери кормильца

5 697

5 892

195

Получатели социальных пенсий

5 204

5 938

734

Получатели пенсии по инвалидности из числа военнослужащих

7 833

8 937

1 104

Получатели пенсии по случаю потери кормильца - военнослужащего

6 603

7 534

931

Получатели двух пенсий:

Инвалиды вследствие военной травмы

21 552

23 273

1 721

Участники Великой Отечественной  войны

22 021

23 683

1 662

Вдовы погибших военнослужащих

16 106

17 366

1 260

Инвалиды, награжденные знаком «Жителю  блокадного Ленинграда»

16 870

17 984

1 114


 

 

В 2013 году трудовые пенсии российских пенсионеров были повышены два раза. Первая индексация трудовых пенсий была произведена Пенсионным фондом России 1 февраля  -  трудовые пенсии выросли на 6,6%.

1 апреля была произведена  доиндексация трудовых пенсий  в связи с ростом доходов  ПФР в 2012 году в расчете на  одного пенсионера. Размер доиндексации - 3,3%. В августе 2013 года произойдет  традиционный перерасчет трудовых  пенсий работающих пенсионеров, с учетом поступивших в 2012 году страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение  от их работодателей.[11]

 Также с 1 апреля были проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные пенсии. Размер индексации составил 1,81 %. 1 апреля были увеличены размеры ЕДВ на 5,5%  (ежемесячные денежные выплаты, которые вместе с пенсией получают федеральные льготники).

Гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе  обязательного пенсионного страхования, в 2013 году предоставлена возможность  выбора тарифа страхового взноса на накопительную  часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его  до 2%, тем самым увеличив тариф  на формирование страховой части  пенсии с 10% до 14%.

Право выбора тарифа регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №243-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (Приложение Б).

Если граждане, которые  никогда не подавали заявление (или  поданные заявления не были удовлетворены) о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании (УК) или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), так называемые «молчуны», желают, чтобы с 2014 года и  в последующие годы по-прежнему направлялось на формирование накопительной части  трудовой пенсии 6% тарифа, им следует  в течение 2013 года подать заявление  о выборе УК (в том числе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк») либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

У тех, кто заявление в 2013 году не подаст и останется так  называемым «молчуном», с 2014 года на финансирование накопительной части трудовой пенсии будет формироваться 2% тарифа страховых  взносов, а на страховую часть  пенсии – 14% тарифа.

Для граждан, которые в  предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе УК, включая  ГУК «Внешэкономбанк», либо НПФ, и  оно было удовлетворено, с 2014 года на накопительную часть пенсии будет  по-прежнему перечисляться 6% тарифа, а  на страховую часть пенсии – 10% тарифа. В то же время эта категория граждан имеет возможность с 2014 года формировать свои пенсионные накопления через ГУК «Внешэкономбанк» по тарифу 2%, увеличив отчисления на страховую часть пенсии в ПФР до 14%. Для этого необходимо подать соответствующее заявление о выборе любого инвестиционного портфеля ГУК «Внешэкономбанк» с пометкой 2%. В настоящее время новые формы заявлений разрабатываются и находятся на утверждении в профильных министерствах.

Таким образом, гражданин  вне зависимости от того, у какого страховщика формируются его  пенсионные накопления, имеет возможность  с 2014 года формировать их через государственную  управляющую компанию «Внешэкономбанк» по тарифу 2% или 6%, или же через частную управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд по тарифу 6%.

Письменное заявление  о выборе страховщика по обязательному  пенсионному страхованию, как и  раньше, можно подать как в территориальный  орган ПФР, так и через любого трансферагента ПФР, то есть организацию, с которой у ПФР заключены  соглашения о взаимном удостоверении  подписей. Заявление также можно  подать по почте или с курьером; при этом установление личности и  проверку подлинности подписи гражданина осуществляет нотариус. В настоящее  время реализуется сервис подачи такого заявления в электронном  виде через единый портал государственных  и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. На момент подачи заявления гражданину должно исполниться 14 лет.

Уточнить, какой страховщик сегодня формирует ваши пенсионные накопления, можно, получив выписку  из вашего индивидуального лицевого счета в ПФР, обратившись в  клиентскую службу ПФР или через  сайт www.gosuslugi.ru.

Что касается права выбора гражданина после 2013 года, то в настоящее  время по поручению Президента РФ Владимира Путина прорабатываются  и готовятся к принятию соответствующие  нормативно-правовые акты. (Приложение 2)

 

2.2 Источники формирования  финансовых ресурсов пенсионной  системы

 

Предлагаемая модель формирования государственного пенсионного обеспечения  с поэтапным введением накопительных  элементов обеспечивает сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного  фонда Российской Федерации в  течение всего переходного периода (до 2020 года) без увеличения базовой  ставки страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Основными факторами, обеспечивающими  стабилизацию финансового положения  пенсионной системы в переходный период, являются:

  • реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;
  • определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • учет прогнозируемой (ожидаемой) продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулирование более позднего выхода на пенсию через применение условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;
  • обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды;
  • законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;
  • повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;
  • частичное финансирование с 2005 года вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основе.

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России