Пенсионная реформа России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:04, реферат

Краткое описание

Современное состояние пенсионной реформы России.

Файлы: 1 файл

Пенсионная реформа.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

Введение.

Система пенсионного  обеспечения наравне с системой социального обеспечения, медицинского страхования и т.д. является одной  из основ социального государства. С момента своего появления пенсионные системы разных стран существовали в виде распределительной системы, т.е. системы, основанной на принципе солидарности поколений, когда пенсии выплачиваются за счет налогов работающих граждан ( если точнее – работодателями за своих работников пропорционально фонду оплаты труда).

Однако к концу 20 века экономистами во многих странах стали очевидны кризисные явления, вызывавшие необходимость реформирования распределительной системы. По мнению специалистов, причины этих явлений следует искать в совокупном действии демографических, экономических, социальных и морально-психологических факторов.

Главная причина  – старение населения ( в результате снижения рождаемости и увеличение средней продолжительности жизни). Так, например. По прогнозам секретариата ОЭСР в опубликованном докладе «Старение  и политика занятости» в 1950 г. Средняя продолжительность жизни в странах ОЭСР (включает 30 развитых стран мира) составляла 63,8 года, в 2000 г. – 77 лет, а к 2050 г. – она достигнет 83,4 года. Из-за роста продолжительности жизни и спада рождаемости доля людей старше 65 лет в ОЭСР почти удвоится – с 13% в 2000г., до 25% к 2050 г.

Помимо этого  происходят изменения в масштабах  и формах занятости:

  • сокращение общей численности занятых;
  • распространение неформальной и частичной занятости;
  • работа на дому.

Это приводит к  тому, что выплата пенсий становится серьезной нагрузкой  для государственных финансов, и как следствие, трудоспособных членов общества.

Распределительная система результативна, когда на одного пенсионера приходится  3-4 (а  лучше еще больше) работающих граждан.

В большинстве развитых стран на одного человека старше 65 лет приходится 4-5 человек трудоспособного возраста, но к 2020-2025 годам это соотношение составит в странах Европы ½,5, в США – ½,5. Согласно расчетам экспертов ОЭСР, расходы на пенсии в первые десятилетия 21 века повысятся до 14-20% ВВП в Японии и государствах Европы. Быстро стареет сравнительно молодое на сегодняшний день население развивающихся государств. В Латинской Америке и большинстве стран Азии к 2030 г. Доля лиц старше 60 лет удвоится и достигнет 16% всего населения.

Как правило, на ранних стадиях функционирования распределительной  системы низкий уровень пособий  был достаточным для обеспечения  выплат относительно небольшому числу  получателей, но по мере возрастания  степени зрелости системы, выплаты имеют тенденцию превышать взносы, вызывая потребность в увеличении налогов на фонд оплаты труда или бюджетных трансфертов. Эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившихся пенсионных систем разных стран мира и конкретно России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. Сравнение основных пенсионных систем в международной практике.

Полной альтернативой  распределительной системе является накопительная система, которая  основана на накопительном принципе. При такой системе пенсионные взносы, поступающие за каждого работника, инвестируются в ценные бумаги или иные финансовые активы. Эти средства распределяются по индивидуальным счетам, и сумма на счете конкретного гражданина зависит, с одной стороны, от его зарплаты, с другой стороны – от результатов инвестирования этих средств.

На практике модели, построенные по распределительному или накопительному принципу, в чистом виде встречаются крайне редко, в  основном имеют место так называемые многоуровневые или смешанные системы. Многоуровневая система страхует от многих рисков, в особенности от общего риска, вытекающего из неопределенности в экономике и политике с помощью диверсификации типов управления (государственного и частного), источников финансирования (капитала и труда) и инвестиционных стратегий.

Пенсионные системы  большинства стран включают в  себя различные институты социальной защиты:

  • государственное социальное обеспечение;
  • личное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование и т.д.

Поэтому одной  из основных  задач при определении пенсионной реформы является задача определения оптимальных пропорций применения распределительных и накопительных принципов пенсионного обеспечения и форм развития каждого из них.

Характеризующие признаки Латиноамериканская  модель Модель  экономически развитых стран Модель  постсоциалистических стран
Характерные страны-представители Чили Швеция, Великобритания Чехия, Хорватия, Венгрия, Польша
Условия, в которых проводились реформа В целом достаточно благоприятные демографические  и экономические условия, в которых проходила реформа. Так, к моменту ее начала половина населения страны была моложе 15 лет, а численность работающих в десятки раз превышала число пенсионеров.  Пенсионные  системы этой группы сформировались на этапе индустриального развития. К моменту проведения реформы серьезно изменились демографические характеристики. Снизившаяся способность  государства собирать страховые  платежи; большое количество пенсии оных льгот, относительно низкий возраст выхода на пенсию; слишком обширные системы социального обеспечения, не соответствующие уровню экономического развития.
Характер  реформы Радикальный Параметрический (проведение корректирующих мер) Системный подход
Суть  реформы Форсированный, принудительный переход от  распределительной  к накопительной государственной пенсионной системе. Перестройка части  пенсионных схем на накопительной основе с преобладанием солидарной схемы. Диверсификация  пенсионных механизмов: через усовершенствование распределительного компонента и создание частной системы, финансируемой средствами, мобилизуемыми на рынках капитала
Цель  реформы Переход к многоуровневой пенсионной системе или введение многоуровневой модели, включающей обязательные накопительные схемы, с последующим  полным отказом от распределительных  механизмов Построение  двухуровневой пенсионной системы. Первый уровень – обязательная государственная, финансируемая за счет общих налогов  схема, обеспечивающая пенсионеру минимальный  доход. Трудовые пенсии второго уровня зависят от заработка работника ( с правом выбора между участием в государственной пенсионной схеме второго уровня, либо в частных пенсионных фондах) Создание многоуровневых систем, целью которых является совмещение преимуществ солидарной схемы с  преимуществами накопительной схемы  и состоящих из трех частей: базовая (на основе солидарного принципа), обязательная накопительная и система частного добровольного страхования.

                                                                                                                                            Таблица 1

Становление пенсионной системы в каждой отдельной стране имело свои отличительные признаки, связанные с демографическими, политическими, финансовыми и иными особенностями. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире. При анализе научных взглядов на данную проблему было установлено, что специалисты используют различные классификационные признаки при описании и исследовании пенсионных систем, действующих в разных странах. В таблице 1 представлена наиболее обобщенная классификация пенсионных систем и соответствующих им моделей реформирования:

  • латиноамериканская модель
  • модель развитых стран
  • модель постсоциалистических стран.

Каждая страна, столкнувшаяся с проблемами в  пенсионной сфере, имеет как ряд  общих причин, характерных для большинства стран, так и специфические причины, связанные с особенностями (экономическими, социальными, политическими и т.д.) данной страны. 

Можно выделить несколько основных причин критической  ситуации, возникшей в сфере пенсионного  обеспечения в нашей стране, заставивших говорить о необходимости пенсионной реформы:

  • интенсивное старение российского населения;
  • тенденция (наметившаяся в 1990-е годы) сокращения численности занятого населения, и как следствие, сокращение платежей в Пенсионный фонд;
  • относительно низкий по сравнению с западными  странами возраст выхода на пенсию и широкое распространение системы досрочного выхода на пенсию;
  • неэффективное управление активами пенсионного фонда;
  • практически полное отсутствие страхового характера в пенсионной системе.
 
 
 
 
 
 

§2. Реформа и структура пенсионной системы в Российской Федерации.

Сложившаяся в  середине 1990-х экономическая и  социальная ситуация в России привела  к необходимости реформирования пенсионной системы. В этот период начинается работа над вариантами пенсионной реформы, которая, по мнению ее разработчиков, должна была решить следующие задачи:

  1. Снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов;
  2. Усиление связи размера пенсий с реальным трудовым вкладом гражданина в течение его трудовой жизни;
  3. Рационализацию и оптимизацию условий предоставления и размеров пенсии;
  4. Повышение ответственности работника за финансирование будущей пенсии;
  5. Обеспечение достойного уровня в реальном исчислении.
  6. Обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы.

В августе 1995 г. Правительством была одобрена концепция  реформы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации с идеей  формирования 3-х уровневой пенсионной схемы:

  • государственная базовая пенсия;
  • трудовая (страховая) пенсия;
  • негосударственная пенсия.

Разработчиками данной концепции состояние действующей на то время пенсионной системы оценивалась как одна из острейших социально-экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям. Решение проблем представлялось разработчикам возможным только либо путем значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, либо путем рационализации и оптимизации самой пенсионной системы за счет изменения рядя норм действующего законодательства. Из намеченных в концепции мер практическое воплощение в то время получила лишь одна – система индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных взносов с принципиально новой системой определения размера трудовой пенсии путем применения индивидуального коэффициента, вводимого для каждого пенсионера.

В 1997 г. специально созданная рабочая группа Министерства труда и социального развития России предоставила Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, которая было одобрена в мае 1998 г.

В программе  предполагался переход к смешанной  пенсионной системе, принятой во многих странах мира и предполагающей построение трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Структура, предложенная в программе 1998 г., представлена на рис.1.

Три уровня пенсионного обеспечения  в соответствии с Программой реформы  1998 г.
Государственное пенсионное страхование – выплата  пенсий обеспечивается в зависимости  от страхового (трудового) стажа, уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется  как за счет текущих поступлений  в ПФ, так и за счет инвестиционного дохода от размещения части обязательных страховых взносов. Государственное пенсионное обеспечение для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному  страхованию, а также для отдельных категорий граждан (госслужащие, военнослужащие и др.) за счет средств федерального бюджета. Дополнительное  пенсионное страхование (обеспечение) формируется по накопительным схемам за счет добровольных взносов работодателей, а в случаях установленных  законодательством обязательных взносов на профессиональные досрочные пенсии по условиям труда.
Рис.1. Структура пенсионной системы в  соответствии с программой 1998 г.

Важно, что программа 1998 года впервые была результатом  публичного обсуждения и политического консенсуса, а потому имела высокие шансы на успех. Однако еще до начала ее реализации, спустя всего три месяца после принятия, разразился финансовый кризис 1998 года. Его негативные последствия для будущего накопительной составляющей пенсионной системы были очевидны:

  • во-первых, в России не осталось сфер для инвестирования;
  • во-вторых, доверия населения к финансовым институтам было подорвано.

Еще одно следствие  кризиса – бюджетный дефицит  и  дефицит ПФ – оказалось непреодолимым  препятствием для введения условно-накопительных  счетов.

В 1999 г. большинство  экспертов оценивали перспективы  пенсионной реформы России крайне пессимистично. Тем не менее, учитывая, неизбежность демографического старения населения, уже в 2000 г. реформа пенсионного  обеспечения стала предметом  обсуждения на правительственном уровне. В программе социально-экономического развития России на 2001-2010 гг. ее старт был намечен на 2002г. Вариант реформы, реализация которой началась с 1 января 2002 г., был третьем вариантом в эволюции пенсионных концепций 90-х годов.

В ее основе лежит  пакет законов принятых в 2001 году:

  • «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • «Об обязательном пенсионном страховании» в российской Федерации».

Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную. Пенсионная модель – как сочетание данных  институтов – основывается на принципах и механизмах, сочетающих борьбу с бедностью (базовые пенсии), объединение личных и коллективных усилий по зарабатыванию пенсионных прав с целью частичного замещения заработков (страховая и накопительные пенсии). Структура пенсионной системы представлена на рис.2.

Трудовая  пенсия
Базовая часть одинакова для большинства  пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Страховая часть  сложным образом привязана к  сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так  называемом условно-накопительном  счете. Накопительная часть – средства, аккумулированные на именных накопительных пенсионных счетах, не могут быть использованы на выплату пенсий, назначаемых в рамках распределительной системы. Исчисляется исходя из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода.
 

Рис. 2. Структура  пенсионной системы в России в пореформенный период.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Концепция  пенсионной реформы.

В первом полугодии 1997 г. была подготовлена "Концепция  пенсионной реформы", которая вызвала бурную дискуссию, но официально так и не была утверждена. В ней три уровня смешанной (распределительно-накопительной) пенсионной системы сохранились, но были модифицированы и конкретизированы.

Первый уровень - социальная пенсия. Она унифицирована  по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.

Второй уровень - обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и за счет инвестиционного дохода. Размер этой пенсии ставится в зависимость от величины индивидуальных накоплений и инвестиционного дохода, полученного на протяжении трудовой жизни. Этот уровень должен стать ядром новой системы.

Третий уровень - дополнительные пенсионные системы, которые включают обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников, позволяющие достичь более высоких стандартов пенсионного обеспечения.

Разработчики  этой трехуровневой системы со значительным накопительным элементом понимали, что переход на нее за счет дополнительных добровольных взносов граждан и работодателей, уплачиваемых сверх взносов в ПФ, был бы слишком медленным и затронул бы в обозримой перспективе лишь незначительную часть россиян. Поэтому предлагалось пойти на частичное перераспределение уплачиваемых в ПФ страховых взносов для установления второго накопительного уровня. Работнику предстояло выбрать, направить ли часть страхового взноса, ранее уплачиваемого в ПФ, на индивидуальный накопительный пенсионный счет и тем самым отказаться от получения

пенсии распределительного типа или оставить все, как есть. Данная Концепция предусматривала, что люди, которые не смогут обеспечить себе пенсию второго уровня, должны получать минимальную гарантированную государственную пенсию первого уровня (социальную), которая позволит удовлетворять лишь минимальные жизненные

Информация о работе Пенсионная реформа России