Пенсионная реформа России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:04, реферат

Краткое описание

Современное состояние пенсионной реформы России.

Файлы: 1 файл

Пенсионная реформа.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

потребности. Для  тех же, кто претендует на получение социальной пенсии, имея накопления на индивидуальных счетах, был бы установлен специальный режим закрытия пенсионных счетов. Достаточность накоплений на именных счетах в рамках второго уровня системы определялась бы как возможность приобрести за счет личных пенсионных накоплений аннуитет (пожизненную пенсию) в размере не ниже

установленной законом минимальной трудовой пенсии.

Наряду с обязательным накопительным уровнем практиковались бы индивидуальные пенсионные схемы, реализуемые через негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, финансируемые за счет средств самих застрахованных либо совместно работодателями и наемными работниками в рамках коллективных договоров и индивидуальных контрактов. Однако, чтобы третий уровень пенсий стал реальностью,

потребовалось бы предоставить налоговые льготы и  преференции участникам добровольных пенсионных планов. В рамках "Концепции пенсионной реформы" была

предложена такая  схема постепенного перехода на новую систему пенсионного обеспечения (которая так и осталась проектом). Граждане в возрасте от 30 до 40 лет получают право с 1999 г. перечислять часть страховых взносов (10-15% зарплаты) не в ПФ, а на индивидуальный накопительный пенсионный счет. Выбравшие накопительный

вариант лишаются возможности получать государственную пенсию из ПФ (за исключением социальных пенсий, финансируемых из налоговых поступлений). Граждане старше 40 лет остаются за рамками реформы, их взносы продолжают перечисляться в Пенсионный фонд, чтобы в будущем они могли получать государственную пенсию в

модернизированной распределительной системе. Обязательно вступают в накопительную систему пенсионного страхования все работники младше 30 лет. С первого года перехода к новой системе они направляют на именные счета часть взносов, уплачиваемых ранее работодателями в ПФ, по ставке 11%. Большинство может сформировать себе пенсию, равную 30-35% зарплаты, получаемой в год выхода на пенсию.

Для работников в возрасте 31-40 лет переход на накопительную систему остается добровольным и лишь частичным. Они получают возможность направлять на именные счета взносы по ставке 5%. По достижении пенсионного возраста им выплачивается пенсия из распределительного источника на уровне 20% средней зарплаты по стране, а вместе с накопительным источником - 25-35% средней зарплаты, которую они имели в год выхода на пенсию. Возможно введение для них условных именных счетов в ПФ, на которых отражаются взносы, начисленные за них работодателями. При завершении

трудовой жизни  государственная трудовая пенсия таким работникам назначается в соответствии с величиной средств на их условных именных счетах. Долгие дебаты и согласования на правительственном уровне вылились в появление еще одной модификации двух изложенных Концепций, менее радикальной, с более осторожным и длительным внедрением накопительного пенсионного страхования, - "Программы пенсионной реформы в Российской Федерации", которую правительство одобрило 20

мая 1998 г. В ней  приведена своя градация уровней  смешанной системы, которая, возможно, станет реальностью в нашей стране в долгосрочной перспективе:

1-государственное  пенсионное обеспечение для отдельных  категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию. Оно должно финансироваться из федерального бюджета;

2-государственное  пенсионное страхование (ведущий  элемент системы), в рамках которого пенсии будут выплачиваться всем (за исключением категорий, попавших в первый уровень) в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и величины дохода,

полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Финансироваться этот уровень должен за счет, во-первых, текущих поступлений в ПФ, во-вторых, средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, в-третьих, инвестиционного дохода от размещения

накапливаемых средств;

3-дополнительное  пенсионное страхование (обеспечение) - этот уровень предусмотрен сверх государственного пенсионного страхования и будет доступен не всем россиянам, а только тем, кто сам или работодатели добровольно отчисляли за него дополнительные взносы (в негосударственные пенсионные фонды). А в случаях, установленных законодательством (скажем, в профессиональных пенсионных системах), работодатели обязаны делать определенные страховые взносы.

Предложенная  в Программе модель формирования государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением в нее накопительных элементов, по замыслу авторов, способна обеспечить сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда в

течение переходного  периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страховых взносов в этот фонд.

Чтобы обеспечить стабилизацию финансового положения пенсионной системы в этот переходный период предусмотрено:

1-досрочный выход  на пенсию заменить профессиональными  пенсионными системами;

2-размер пенсионных  выплат поставить в зависимость  от величины поступлений в ПФ;

3-стимулировать  более поздний выход на пенсию, используя условно-накопительные и именные накопительные пенсионные счета;

4-четко разграничить  обязательства по финансированию  пенсий между ПФ, федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;

5-законодательно  закрепить перечень нестраховых  периодов, включаемых в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, и определить принципы и размеры финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет федерального

бюджета;

6-повысить собираемость  страховых взносов благодаря условно-накопительным и именным накопительным пенсионным счетам;

7-с 2005 г. начать  частично финансировать вновь  назначаемые трудовые пенсии на накопительной основе.

Предполагается, что в долгосрочной перспективе  трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции, а тарифная политика станет ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, которые трудятся в нормальных технологических и природно-климатических условиях.

Для лиц, выходящих  на пенсию по старости до 2005 г., доля тарифа для зачисления на именной накопительный счет (даже если они будут продолжать трудиться) станет направляться исключительно в ПФ, поскольку их пенсии будут финансироваться целиком за счет текущих поступлений в этот фонд без использования именных накопительных

счетов.

Для сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями признано целесообразным ввести для них дополнительный тариф страховых пенсионных взносов.

В Программе  предлагается с 2000 г. установить, во-первых, суммарный тариф отчислений страховых взносов в ПФ, взимаемый с работодателя и работника, в размере 27%, из которых на именной пенсионный счет должен идти 1% зарплаты (дохода) работника; во-вторых, предельную величину годового дохода работника, на которую начисляются страховые взносы; в-третьих, дополнительный тариф страховых взносов в профессиональные пенсионные системы, начисляемых на фонд оплаты труда работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию.

В Программе  планируется накопительный элемент  тарифа по государственному пенсионному страхованию повышать постепенно (при соответствующем сокращении распределительного элемента). В 2000 г. ставка взноса в накопительной системе (на именные пенсионные счета) составит 1%, в 2003 г. - 3, в 2006 г. - 5, в 2009 г. - 7, в 2010 г.

- 8%. В долгосрочной  перспективе предстоит довести соотношение между распределительной и накопительной частями трудовых пенсий до 50:50 при условии увеличения зарплаты в соответствии с повышением ставки взносов, уплачиваемых работником. 
 

§ 3. Негосударственные пенсионные фонды.

Главное изменение, привнесенное пенсионной реформой, введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

В соответствии с проводимой реформой каждый работающий гражданин получил правл выбрать частную УК и доверить ей формирование накопительной части пенсии. С 2004 года на рынок государственной системы пенсионного обеспечения вышли негосударственные пенсионные фонды. Это право за НПФ было закреплено в Федеральном законе от 10 января 2003 года № 14-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В соответствии с изменениями граждане получили право  выбора вложения своих пенсионных накоплений в зависимости от предложенного  управляющими компаниями инвестиционного  дохода. Также за ними было законодательно закреплено право выбора пенсионного фонда и гарантия свободы передачи своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ и обратно.

Анализ прошедших  лет после старта реформы показывает, что нельзя утверждать, что цель реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения граждан на основе обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы – не будет достигнута в обозримой перспективе. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что в ходе реформы не были решены многие проблемы, негативно влияющие на ее развитие. К этим проблемам следует отнести такие.

  1. Возрастание дефицита бюджета государственного Пенсионного фонда и его финансовая зависимость от федерального бюджета. Анализ статистических данных показывает, что в принимаемом на три года бюджете Пенсионного фонда в 2008 году доходы фонда были запланированы на уровне 2.33 трлн. Рублей, расходы – 2.1 трлн.рублей, в 2009 году соответственно 2.67 трлн. Рублей и 2.46 трлн. Рублей, в 2010 году – 3.18 трлн. Рублей и 2.87 трлн. Рублей, и внешне бюджет выглядит сбалансированным и даже имеет профицит. Однако на самом деле сводить его удается только благодаря массированным вливаниям из федерального бюджета, которые растут и составляют уже более половины дохода ПФР. Без учета помощи госбюджета дефицит бюджета ПФР в 2008 году составил 185 млрд. рублей, в 2009 году – 149 млрд. рублей, в 2010 году – уже 252 млрд. рублей. Таким образом, очевидно, что объем государственных пенсионных обязательств не совпадает с объемом реально получаемых страховых взносов.
  2. Отсутствие  у работодателя и самого работника заинтересованности в формировании пенсионного капитала. Большинство граждан (около 93% на начало 2007 г.) по прежнему оставляют за государством право распоряжаться накопительной составляющей своих отчислений, и это несмотря на то, что государственная управляющая компания ( в настоящее время это Внешэкономбанк – ВЭБ) год от года показывает низкую доходность по сравнению с негосударственными УК. Так, с 2004 по 2006 год ВЭБ заработал для своих клиентов 24,4% годовых, а рост цен за аналогичный период составил 34,5%. Средняя же доходность частных УК только за 2006 год составила 20,8%, НПФ – 16,9%. В 2006 г. сумма пенсионных накоплений под управлением ВЭБа составила 267,1 млрд рублей.
  3. Исключение участия в накопительной пенсионной системе лиц 1953-1967 годов рождения, которых можно отнести к наиболее активной группе населения с точки зрения накопления пенсионного капитала.
  4. Сохранение неоправданных пенсионных льгот в виде досрочных пенсий, финансируемых из общего объема страховых взносов. Эти задачи во многих развитых странах решаются в рамках профессиональных пенсионных систем.
  5. Сокращение страховых начал в пенсионной системе, заявленных в начале пенсионной реформы в качестве ее основы. В структуре трудовой пенсии нарастает доля ее базовой части, не связанной с заработной платой и соответственно обязательными отчислениями.
  6. Недостаточная задействованность потенциала негосударственных институтов в пенсионной сфере.

Причиной этого  является, в частности, неэффективная система налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, об этом свидетельствует тот факт, что, по данным информационного агенства lenta.ru, конкурсы по отбору частных управляющих компаний, проводившиеся в 2004, 2005 и 2006 гг. были признаны ФСФР несостоявшимися, так как заявок на участие от компаний не поступало. В настоящее время органы государственной власти принимают меры по исправлению сложившийся ситуации и преодолении застоя в пенсионной реформе, который наблюдается последние два года. Основной вектор этих действий состоит в выработке новых подходов к стимулированию участия и заинтересованности работника и работодателя в формировании пенсионном обеспечении, а также создании благоприятных условий для развития негосударственных пенсионных фондов.

В настоящее  время в Государственной думе рассматривается проект федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».  В соответствии с данным законопроектом, предполагается софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Средства будут передаваться в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в целях реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии.

Застрахованные  лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период с 1 июля 2008 г. до 30 июня 2013 года, будут получать средства на накопительную часть трудовой пенсии в том же размере, в котором будут уплачивать дополнительные страховые взносы, но не более 10 тысяч рублей в год. При этом для каждого из указанных застрахованных лиц размер дополнительных страховых взносов не может быть менее 2 тысяч рублей в год, а срок софинансиврования составит 10 лет.

С 1 января 2008 года, в соответствии со вступившими в  силу поправками ко второй части Налогового кодекса РФ, устанавливается социальный налоговый вычет на взносы, уплаченные по договору негосударственного пенсионного обеспечения. Эти и другие меры направлены на стимулирование граждан к более активному участию в накоплении пенсии. В связи с этим остается надеяться на преодоление кризиса реформы и возникновения нового этапа поиска стратегии  развития пенсионной сферы.  

   
 
 

Информация о работе Пенсионная реформа России