Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:23, реферат
Развитие и жизнедеятельность каждой страны напрямую зависит от ее финансового благополучия. Состояние финансовой системы России отражает общеэкономическую и социальную ситуацию в стране, которую определили пятнадцатилетние радикальные реформы всех сторон жизни общества с весьма противоречивыми результатами.
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
Введение 3
1. Реформа 1862 г. 4
2. Реформы 1990-2001 гг. 5
3.Реформы 2001-2008 гг. 6
3.1.Реформа межбюджетных отношений (2003-2005 гг.) 6
3.2. Реформа бюджетного процесса (2004 - 2006 гг.) 6
3.3. Реформа бюджетной сети (2005-2008 гг.) 7
3.4. Итоги 7
4. Бюджетная реформа в РФ в ближайшие годы. 9
Заключение 11
Список литературы 13
c) нормативно-подушевое
финансирование бюджетный
Бюджетные реформы предполагалось завершить к 2008 году, но в силу ряда причин на сегодняшний день они носят незавершенный характер, а их итоги - промежуточны. Однако можно говорить об определенных результатах:
Таким
образом, бюджетные реформы России
нельзя назвать законченными, сегодня
продолжают реформироваться и
Говоря о результатах реформ, пусть даже и промежуточных, нельзя воспринимать их односторонне. Каждое положение обнажает целый пласт других проблем, зачастую не связанных со сферой управления общественными финансами. Мы можем выделить несколько причин негативных результатов реализации бюджетных реформ:
Все недостатки и недоработки бюджетных реформ можно объяснить стратегией их проведения – трансплантацией. Сам институт бюджетной реформы заимствован из стран Европейского союза, но перед его внедрением не были подготовлены политические субъекты и факторы, т.е. иными словами не были выделены те структуры и, может быть, конкретные люди, которые отвечали бы за подготовку, проведение и подведение итогов реформы. Также не была создана институциональная инфраструктура. Таким образом, институт бюджетной реформы был просто заимствован, а затем практически без изменений перенесен на российскую действительность. В этом то и была допущена основная ошибка – слишком высокий уровень трансплантата (т.е. института бюджетной реформы) для российской сферы управления общественными финансами. Очевидно, что преобразования происходят в авральном режиме (без подготовительного периода), при проведении реформы отсутствуют «готовые» исполнители-специалисты, поддержка с какой-либо стороны общества, зачастую применяются несоответствующие методы и т.д.
Поэтому в качестве рекомендаций для Федеральных органов исполнительной власти можно предложить изменить курс реформирования и внести следующие коррективы:
На каждом уровне децентрализации управления общественными финансами можно найти одни и те же элементы, в отношении которых необходимо реализовать сходные по сути меры. Основные из них – четкое и максимально «жесткое» закрепление полномочий (прав и обязанностей) и ресурсов, а также создание конкурентных условий, поддерживаемых в
начальный период дополнительными («прямыми») стимулами и анти-стимулами.
Если последовательно проводить эти реформы, то в дальнейшем будут созданы основы принципиально новой, значительно более эффективной модели управления общественными финансами, т.е. будет решена главная задача современного цикла переходного периода.
Бюджетные реформы 2001 – 2008 гг. можно свести в единую матрицу (Приложение №1).
По
материалам многочисленных статей в
компетентных журналах можно говорить
о предстоящей бюджетной
Как следует
из программы повышения
Минфин
опубликовал программу
В основе
новой модели будут лежать долгосрочные
целевые программы (ДЦП), которые
федеральным ведомствам будет предложено
писать исходя из целей Концепции
долгосрочного социально-
Распорядители бюджетных средств будут давать госденьги исключительно под конкретные разработанные программы, а эффективность их реализации будет проверяться ежегодно. Если целевые показатели не будут достигнуты, программа будет корректироваться или отменяться. Таким образом, суть реформы будет заключаться в том, что бюджетный процесс будет начинаться с постановки задач, определения мероприятий и их финансирования.
Для повышения
эффективности бюджетных
Кроме того, Минфин предлагает восстановить фискальные правила (в том числе, сократить ненефтегазовый дефицит до 1% ВВП), а также поэтапно увеличить условно-утверждаемые расходы федерального бюджета не менее чем до 5% объема расходов в первом и до 10% объема расходов во втором году планового периода. Считает необходимым Минфин и установить ограничения на рассмотрение законопроектов с поправками в бюджет.
Опробовать
программно-целевой принцип
Реформы
бюджетной системы РФ начала этого
века ставили целями и задачами переход
на объективную методологию
В результате
реформ, однако, не решена была одна из
ключевых задач бюджетной системы
- формирование объективной и эффективной
системы разделения и закрепления
налогов между бюджетами
Для оптимальной
реализации принимаемых законов
и других нормативных актов, касающихся
организации бюджетного процесса в
субъектах федерации и
Несмотря на все негативные аспекты, можно сделать положительный вывод: бюджетные реформы - одна из важнейших предпосылок для повышения эффективности государственного управления и реструктуризации бюджетного сектора. Бюджетные преобразования делают более открытой и прозрачной финансовую отчетность, мобилизуют участников бюджетного процесса и позволяют оценивать эффективность деятельности исходя из результатов работы.
Реформирование
системы государственного управления
в России является одним из важных
условий высоких темпов социально-экономического
развития страны. В связи с этим
особое значение приобретает сбалансированность
мер по реализации административной
реформы, направленной на повышение
эффективности деятельности органов
власти и приоритетных направлений
реформирования политической системы
Российской Федерации.
Приложение
№1
Матрица бюджетных реформ 2001-2008 гг.
Макро-
(реформа межбюджетных отношений) |
Мезо-
(реформа бюджетного процесса) |
Микро-
(реформа бюджетной сети) | |
Администраторы бюджетных средств | Власти | Министерства | Учреждения |
Полномочия | Законы № 95-ФЗ, № 131-ФЗ | Административная реформа + Доклады о результатах и основных направлениях деятельности | Новый статус бюджетных учреждений и автономных небюджетных организаций |
Ресурсы | Бюджетный и Налоговый кодексы | Многолетний бюджет | Нормативно - подушевое финансирование |
Конкуренция | Доходы (экономический риск) | Ассигнования на БПО | «Голосование ногами» |
«Кнут» | Внешнее управление | Отставка | Банкротство |
«Пряник» | Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов | Эксперимент | Расширение полномочий |
______________________________
8. Современная бюджетная
система России. (Учебное пособие) Куликов
Н.И, Чайникова Л.Н, Бабенко Е.Ю. ТГТУ, 2007
- (102стр.)
Информация о работе Бюджетные реформы в России: исторический аспект