Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:04, доклад

Краткое описание

Заработная плата учителей должна:
(a) соответствовать значению педагогической деятельности, а следовательно и самих учителей для общества, а также другим обязанностям, которые возлагаются на него с началом педагогической деятельности;
(b) быть, по меньшей мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации;
(с) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня;
(d) учитывать тот факт, что определенные должности требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают большую ответственность».

Файлы: 1 файл

Исторический аспект уровня жизни работников образования в России.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

В Германии, Испании, Португалии, Греции учителям предоставлен статус государственного служащего. У них высокий уровень заработной платы, но и высокая нагрузка - в среднем 46-57 часов в неделю. У государственного служащего нет длительного отпуска, нет досрочной трудовой пенсии, он не может продолжать работу после выхода на пенсию. Госслужащий не может быть членом профсоюза и его права сильно ограничены.

В России проблема учительства в настоящее время характеризуется как особо острая, прежде всего в виду социально-экономических причин.

Отставание уровня оплаты труда учителей от общего роста заработной платы, как показывают исследования,— главная причина снижения престижа профессии учителя (этим можно объяснить, в частности, сокращение доли мужчин среди школьных педагогов). Уровень зарплаты учителей, исходя из сложности и общественной значимости их труда, должен быть не ниже, чем у квалифицированных рабочих промышленности и других специалистов с соответствующим уровнем образования. Это подтверждают и «Рекомендации о положении учителей», выработанные специальной межправительственной конференцией в Париже в 1966 г. Для нашего исследования имеет особое значение раздел «Заработная плата учителей».

Наибольшую значимость представляют следующие пункты, касающиеся заработной платы учителей:

«115. Заработная плата учителей должна:

(a)    соответствовать значению педагогической деятельности, а следовательно и самих учителей для общества, а также другим обязанностям, которые возлагаются на него с началом педагогической деятельности;

(b)   быть, по меньшей мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации;

(с) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня;

                (d) учитывать тот факт, что определенные должности требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают большую ответственность».

              116. Заработная плата должна устанавливаться в соответствии со шкалой окладов, разработанной по согласованию с учительскими организациями. Квалифицированные учителя, проходящие испытательный срок или работающие временно, ни в коем случае не должны оплачиваться по более низким ставкам, чем те, которые установлены для штатных преподавателей.

117. Элементы, из которых складывается заработная плата, должны определяться таким образом, чтобы не допускать несправедливостей или ненормальных ситуаций, приводящих к трениям между различными группами учителей.

118. В случае, если учебная нагрузка превышает максимальную норму, учитель должен получать дополнительную оплату по согласованной шкале.

119. Различия в заработной плате должны основываться на объективных критериях, таких, как уровень квалификации, стаж работы по специальности, степень ответственности, при соблюдении разумного соотношения между высшим и низшим уровнем окладов.

122. (1) Следует предусматривать повышение заработной платы в рамках каждой категории путем надбавок к окладам, предоставляемых через регулярные промежутки времени, предпочтительно ежегодно.

(2) Срок продвижения от минимального к максимальному уровню шкалы основной заработной платы не должен превышать 10-15 лет.

(3) Учителя должны получать надбавки к заработной плате за периоды прохождения испытательных сроков или временной работы.

123. (1) Шкалы окладов учителей следует периодически пересматривать с учетом таких факторов, как повышение стоимости жизни, повышение   жизненного  уровня   в стране  вследствие роста производительности труда или общая тенденция к повышению заработной платы.

(2) В тех случаях, когда действует система коррективов к окладам, автоматически следующая за индексом стоимости жизни, установление индекса изменения окладов должно определяться с участием учительских организаций, и любая надбавка на дороговизну должна рассматриваться как составная часть окладов, засчитываемых при установлении пенсий.

124. Никакая система, определяющая зарплату по заслугам, не должна вводиться без предварительной консультации и согласия заинтересованных учительских организаций.

В советский период в нашей стране задача преодоления низкого уровня жизни педагогов решалась путем периодического увеличения размера заработной платы. Однако уже к концу века как результат данных действий - кризис в системе оплаты труда педагогам, ибо советская система начисления заработной платы работникам образования не была совершенна.

Унаследовав данный способ решения проблемы заработной платы педагогов от советской эпохи, Россия столкнулась с целым рядом проблем.

Стратегические интересы развития России пришли в противоречие с существующей системой оплаты труда работников образования. Современная социально – экономическая ситуация в стране требует новых подходов в решении данной проблемы. Обращение к историческому опыту нашей страны, зарубежных стран в решении проблемы оплаты труда работников образования может содействовать решению проблемы заработной платы, в разрешении данной кризисной ситуации, однако, при учете специфики российского общества.

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования