Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:04, доклад

Краткое описание

Заработная плата учителей должна:
(a) соответствовать значению педагогической деятельности, а следовательно и самих учителей для общества, а также другим обязанностям, которые возлагаются на него с началом педагогической деятельности;
(b) быть, по меньшей мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации;
(с) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня;
(d) учитывать тот факт, что определенные должности требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают большую ответственность».

Файлы: 1 файл

Исторический аспект уровня жизни работников образования в России.doc

— 118.50 Кб (Скачать)


Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования

 

Большое значение для успешного выполнения учителем своих профессиональных функций, особенно на современном этапе, когда резко усиливается влияние социальных факторов, имеет уровень его материального обеспечения. В связи с происходящей реформой системы оплаты труда педагогов в России, представляется необходимым рассмотреть предыдущие системы оплаты в нашей стране.

В Древней Руси большое значение играла народная педагогика, где в качестве воспитателей, учителей выступали опытные взрослые из семей. Соответственно сам педагогический процесс осуществлялся на добровольных началах. Церковная педагогика также имела немаловажное значение в обучении младшего поколения, в качестве учителей на общественных выделялись церковные монахи, клирики. Созданные еще при  первых князях (Владимире Святом, Ярославе Мудром) школы для большой части населения не представляли возможности для обучения, так как они предназначались для привилегированного населения.

Уже с периода правлении Ивана III в Россию начинают приглашать зарубежных специалистов преподавать в российских учебных заведениях. В период правления Петра I зарубежное учительство в России получило наибольшее развитие, происходит попытка европеизации всей системы образования. Русские педагоги остаются наиболее незащищенными в социальном плане.

Политика Николая I, направленная на совершенствование системы образования, несколько улучшила социальное положение учителей.

Министр науки и просвещения С.С. Уваров произвел ряд реформ, в результате которых учителям были повышены оклады и пенсии, их вдовам стали выплачиваться пособия, учителя освободились от подушной подати, основного налога в стране, а их детям стали выплачивать государственные стипендии для обучения. Особое положение в среде педагогов занимали учителя гимназий. С самого начала своего существования петербургские гимназии привлекали для преподавания представителей вузовской профессуры. Поэтому для педагогов гимназий был характерен достаточно высокий уровень предметной подготовки. Заинтересованности научной общественности города в гимназическом преподавании способствовал достаточно высокий даже по российским меркам уровень заработной платы гимназического столичного учительства (см. таблица 1).

Педагогическая нагрузка и должностные оклады педагогов казенных гимназий Петербурга во второй половине XIX века.

 

Учебный предмет

Зарплата учителя в год

Нагрузка учителя в неделю

Закон Божий

200 рублей

6 часов (уроков)

Математика

500 рублей

10 часов

Древние языки

350 рублей

7 часов

Словесность

450 рублей

10 часов

История, география

225 рублей

5 часов

Рисование.           Черчение, чистописание

300 рублей

10 часов

 

При анализе материального положения преподавателей средней школы в досоветской России (начало XX века) наблюдаются факты, демонстрирующие значительную разницу в социально-экономическом положении учителей средних школ и народных педагогов. Уровень жизни учителей средних школ свидетельствует об их приближенности к среднему чиновничеству: так, первоначальный оклад учителя с высшим образова­нием в средней школе составлял 900 рублей в месяц, после пяти лет службы полагалась прибавка - 400 рублей в год, за 20 лет службы учитель мог получить оклад 2500 рублей. В то время это был достаточно высокий уровень оплаты труда.

По данным статистического сборника Москвы за 1913 г., 1 кг белого хлеба стоил 12 копеек, масла - 90 копеек, картофеля - 2 копейки, говядины - 50 копеек, литр молока - 8 копеек. Учитель без высшего образования, начав с оклада 750 рублей, мог довести его до 1560 рублей. На пенсию учитель выходил через 20 лет. Для имевших высшее образование пенсионный оклад составлял 1800 рублей, для не имевших - 1100 рублей в год, что составляло соответственно 72,0% и 70,9% от максимальной заработной платы.

Исторические факты свидетельствуют о бедственном существовании народных учителей в дореволюционной России. Так, на съезде представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания, который проходил в Москве в декабре 1902 - январе 1903 г., многие делегаты говорили о трудностях, которые приходилось испытывать народному учителю. Недостаточный заработок учителя, антисанитарная в большинстве случаев обстановка как классных помещений, переполненных учениками, так и собственных тесных квартир, почти полное отсутствие книг и периодических изданий, неопределенное общественное и служебное положение педагогов, безрадостное будущее их детей. Отмечалось, что у народного учителя «много, очень много обязанностей, а своих прав он почти не знает», констатировалось, что жизнь преподавателей народных училищ недолговечна, а чахотка становится учительской болезнью. «Голодная профессия», «интеллигентный пролетарий» — такие синонимы термину «народный учитель» находили делегаты съезда. А. Терешкевич, представляющий «Общество попечения об улучшении быта учащих в начальных   училищах   г.   Москвы»,   сказал:   «Материальное   положение начального учителя в огромном большинстве случаев плачевно. Громадное большинство начальных учителей и учительниц должны довольствоваться годовым окладом около 200 руб. ... Материальная необеспеченность и сопутствующие ей условия жизни начального учителя создают для него положение невыносимое».

Спустя 10 лет после этого съезда положение народных учителей мало изменилось. В августе 1911 г. московский Общеземский съезд по народному образованию принял специальную резолюцию, в которой говорилось, что «народный учитель должен быть освобожден от тяготеющего теперь на нем гнета бесправия и унизительного надзора».

Вопрос о материальном и правовом положении народного учителя занял особое место в повестке дня II Всероссийского съезда представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания им. К. Д. Ушинского, который проходил в декабре 1913 — январе 1914 г. в Петербурге. Одна из двух секций съезда называлась: «Быт учащих и их материальное положение». Все докладчики говорили в своих выступлениях о крайне тяжелом положении народных учителей, которые, получая незначительное жалование — около 360 руб. в год, в большинстве случаев вынуждены обучать детей в самых неблагоприятных условиях вследствие неприспособленности школьных помещений. На съезде было отмечено, что среди учителей нет «довольных», недовольны все. Главная причина этого — «скверное материальное положение и грубость со стороны местной администрации». В качестве доказательства полного бесправия народного учителя был приведен следующий пример: прежде чем получить    место,    учителю    надо    подать    прошение    с    приложением  свидетельства   о   политической   благонадежности    и   ждать   резолюции губернатора.

Законом от 3 мая 1908 г. была установлена норма оклада учителей и учительниц - не менее 360 руб. в год, а для законоучителей — 30 руб. за каждый комплект учащихся.

По сравнению с учителями земских школ положение учителей церковно­приходских школ было намного тяжелее. Большинство их получало оклад 10 руб. в месяц. Корреспондент журнала «Народный учитель» писал в 1912 г. о положении учителей церковно-приходских школ: «Труд учителя между тем несут каторжный. Заниматься приходится с тремя отделениями, в какой-нибудь «курной» избушке, даже совестно назвать ее школьным помещением. В такой «школе» вечная нужда в письменных и учебных пособиях. Заведующие и священники совершенно равнодушны, что в школе недостает одного, недостает другого».

Незавидным считалось также материальное положение учительского персонала городских начальных школ. Например, в 1911 г. основной годовой оклад народных учителей Москвы составлял 460 руб. превышая основной оклад земских учителей на 100 руб. Однако и он не обеспечивал городского учителя начальной школы в его самых насущных потребностях. Еще в 1899 г. годовой бюджет одинокого учителя при школьном квартирном помещении был определен финансовой комиссией в сумме 447 р. 12 к. Это был минимум затрат, так как комиссия подсчитала буквально каждую копейку. Дневное питание городского учителя было оценено в 55 коп.: утренний чай с трехкопеечной булкой, завтрак из двух яиц и полфунта черного хлеба, обед из щей и каши, вечерний чай (ужина не полагалось). 3 гривенника были отведены на все прочие месячные расходы: посещение бани (2 раза), парикмахера, оплату прачки и прислуги, освещения и т.д. Комиссия также определила крупные расходы учителя: зимний костюм «праздничный» на 2 года — 33 руб.; будничный костюм на год — 15 руб.; летний костюм — 10 руб.; две пары ботинок по 4 руб. пара; белье постельное, столовое и прочее —  15 руб. в год. Путем такого учета и была установлена сумма годовых затрат городского народного учителя в 447 р. 12 к. В нее, однако, не были   включены   затраты   на   поддержание  здоровья,  на  покупку   книг, журналов, газет, на развлечения, на поддержку родственников, на членские взносы в общества и т. п. Необходимо добавить, что, по сравнению с 1899 г., жизнь в Москве в 900-е гг. стала намного дороже. В 1911 т. на 460 руб. можно было купить столько же товара, сколько 10 лет назад за 345 руб. О материальном положении сельского земского учителя можем узнать из доклада правления Можайского «Общества взаимопомощи учащим» Московской  губернии  в земскую управу  «по  вопросу об увеличении жалованья учащим».

Годовой минимальный бюджет земского учителя:

Ежедневный стол - 46 коп. В месяц -13 руб. 80 коп.

Помесячные расходы:

Соли на стол - 1 коп. Стрижка, бритье в месяц -10 коп. Мыло, зубной порошок -20 коп.   Спички,   табак -   1руб.   Стирка  белья  -40  коп.  Жалованье прислуге  -  1руб. Церковные расходы -20 коп.  Итого: 2 руб.91 коп.  Всего ежемесячных расходов со столом - 16 руб. 71 коп. В год -200 руб. 52 коп.

Годовые расходы:

Верхнее платье: зимнее в 40 руб. на 5 лет - 8 руб.. осеннее в 25 руб. на 5 лет - 5 руб.. летнее в 20 руб. на 3 года -6 руб. 70 коп. Шляпа, шапки, перчатки и прочее на 2 года – 7 руб.50 коп.

Комнатное платье: праздничное в 24 руб. на 3 года - 8 руб.. будничное зимнее и летнее на 1 год - 20 руб.  Обувь (штиблеты, галоши, сапоги) - 10 руб.

Белье: носильное, постельное, столовое -10 руб. Посуда кухонная и столовые принадлежности - 3 руб.  Подарки прислуге и другим лицам - 2 руб.  Почта и канцелярские расходы -3 руб. На книги, газеты, журналы - 5 руб. На поездки на родину -10 руб. Вычеты (пенсия, выдаваемая земскими эмиритальными кассами уволенным с отставку) -18 руб.

всего -116 руб. 29 коп.

Всего со столовыми, месячными и годовыми -316 руб. 72 коп.

Другая группа учителей - учителя средней школы - относилась к социально обеспеченной группе интеллигенции. Они имели служебные и пенсионные права. Оплата их труда неизменно повышалась по мере выслуги лет. В 1900-е гг. в мужских средних школах Министерства народного просвещения учитель с высшим образованием получал первоначальный оклад 900 руб. в год, после четырех пятилетних прибавок по 400 руб. мог довести за 20 лет свой оклад до 2500 руб. Учитель без высшего образования, начав с оклада 750 руб., мог довести его через 20 лет до 1550 руб. Дополнительные годовые уроки оплачивались по 60—75 руб. Пенсия педагогов средней школы исчислялась, исходя из полного пенсионного оклада, который назначался 20 годами службы. Для учителей, имевших высшее образование, этот оклад составлял 1800 руб., а для не имевших его - 1100руб.

Относительно высокие оклады преподавателей гимназий, прогимназий, реальных училищ не являлись еще свидетельством полного благополучия педагогов, как и всей средней школы в целом. Общеизвестной была перегрузка учителей гимназий дополнительными уроками. Педагогические журналы постоянно сообщали о перенасыщенности учебной программы учащихся средних учебных заведений, об отсутствии преемственности между начальной, средней и высшей школой, о задачах реформирования всей системы образования.

Наряду   с   этим   существовало   и   такое   положение,   что   учителя сельских школ вообще пенсий не имели, а преподаватели приходских и министерских училищ по выслуге лет получали пенсию лишь 90 рублей в год.

Среднегодовое жалование учителей сельской начальной школы составляло 365 рублей, городских училищ - 448 рублей. Оплата сильно колебалась в зависимости от средств земства. В Московском уезде до 85% учителей начальной школы не могли жить, не занимая денег в долг, 15% учительства Смоленской губернии прибегали к подсобным заработкам, а 9% постоянно пользовались помощью родственников. От 45,3% до 50,0% бюджета учителя тратилось на питание, и лишь 3-4 процента - на книги, газеты, журналы. Даже с дополнительными выплатами к 1 марта 1917 г. оклад учителей начальных школ достиг всего лишь 600 рублей в год, в то время как, по данным государственного комитета по народному образованию, минимальный прожиточный уровень могло обеспечить лишь жалованье 1200 рублей в год. Тем не менее, оплата труда учителя была значительно, на 60%, выше, чем зарплата рабочего, которая составляла около 30 рублей в месяц.

В числе первоочередных мер, реализованных советским государством в сфере образовательной политики, был опубликованный в январе 1918 года декрет «Об ассигновании 12 520 тыс. рублей для выдачи единовременных пособий народным учителям», предусматривавший выплату каждому учителю прибавки, доводящей его жалованье до 10 рублей в месяц. В декрете Совнаркома «О нормах оплаты учительского труда» (25 июня 1918 г.) давалась подробная регламентация заработной платы учителей. Ставки ее устанавливались исходя из 4 ч. учебной работы в день и были равными для всех учителей независимо от преподаваемого предмета. Дифференцировались они лишь по типу школы (начальная, средняя) и по четырем территориальным районам. Но вскоре был введен помесячный принцип оплаты труда учителей и дифференциация по районам была отменена.

В течение 1923 г. заработная плата учителей, которая до этого почти вдвое была меньше средней заработной платы промышленных рабочих, увеличилась в 4 раза.

Ряд мер по урегулированию заработной платы учителей был предпринят в 1925 г., когда вышло постановление СНК СССР «Об установлении размеров заработной платы для учителей, а равно медицинского, агрономического и ветеринарного персонала в сельских местностях». В 1926 г. А. В. Луначарский на сессии ВЦИК отмечал как отрадное явление, что зарплата учителя увеличилась в среднем с 7 рублей в месяц в 1922—1923 гг. до 32 рублей в 1925— 1926 гг. Однако этот уровень был ниже, чем, например, у текстильщиков и печатников.

В дальнейшем принимаются еще несколько постановлений — «О периодических прибавках для учителей начальных школ и школ повышенного типа» (1927), «Об установлении дифференцированной заработной платы для учителей начальной и средней школы» (1932). В последнем предусматривалась дифференцированная оплата труда учителей в зависимости от уровня образования, тарифных поясов, качества работы учителя и школы в целом.

Информация о работе Исторический аспект уровня жизни работников образования в России: заработная плата работников образования