Использование формализованного интервью, для определения отношения людей с ограниченными возможностями к службам социальной защиты насе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Оглавление

Введение………………………………………………………..3
1.Возникновение социологии………………………………...3
2.Социология как наука………………………………………7
2.1 Понятие социологии, её объект и предмет………………7
2.2 Социология и её место в системе современных наук…..8
2.3 Функции социологии………………………………………9
2.4 Методы социологии……………………………………….10
3. Интервью как один из видов общения…………………….12
3.1 Виды интервью……………………………………………..14
4. Инвалидность. Формы и методы решения социальных проблем людей
с ограниченными возможностями……………………………17
4.1 Рекомендации по решению проблем инвалидов в социальной работе.
………………………………………………………………….19
Анкета………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

В действительности существует континуум между чаще всего используемыми количественными  и качественными методами.

В определенных ситуациях одни методы более предпочтительны, чем другие, — все зависит от того, что изучается, и как собираются использовать полученные данные. Однако любой метод имеет свои преимущества и недостатки.

    Позитивистское  исследование

    Часто системные или структурные теории, такие, как функционализм, используют позитивистскую методологию. Основные положения позитивизма, как мы видели, заключаются в том, что социология считается эквивалентной естественным наукам, и социальные явления можно изучить объективно, так же, как явления природы. Следовательно, чаще всего используются такие методы, как исследования, анкеты, регламентированные

интервью, шкалы  отношения, контролируемые клинические  эксперименты и статистический анализ.

    Эмпиризм

Применение к  социологии научных методов, которое  ассоциируется с позитивизмом и предполагает развитие научного метода, известно как эмпиризм. Он основан на научных принципах наблюдения, экспериментирования и логического рассуждения, что в свою очередь предполагает создание гипотез и теорий. Гипотеза - это просто основанное на интуиции предположение, сделанное исследователем, которое затем предлагается для проверки с использованием множества различных методов изучения в попытке подтвердить или опровергнуть первоначальное предположение. Теории -это комплексы идей, которые формируют наше понимание и стремятся объяснить причины различных социальных феноменов и связь между ними. Каждый новый вклад в исследование играет свою роль в доказательстве, изменении или пересмотре традиционных теорий. Социологические теории возникли из попытки понять и объяснить социальные феномены. Структуралисты стремятся начать с теорий и затем применить их ко всему, что бы ни изучалось. Этнографы и феминистские социологи склонны предполагать, что создание теории происходит в результате внимательного наблюдения, интерпретирования и соотнесения человеческого опыта. В результате возникают теории, которые, как, например, в случае феминистской теории, затем применяются, проверяются, модифицируются и развиваются в ходе выполнения различных этапов исследования. [1] 
 

3. Интервью как один из видов общения 

Жизнь человека состоит из общения. Человек общается дома, на работе, в кругу друзей, одним словом - везде. Соответственно и большинство информации человек получает путем общения. Для социолога все вышесказанное вдвойне актуально, ведь большую часть своего времени социолог не пишет материалы, а общается с разными людьми. От того, сможет ли социолог организовать плодотворное общение или нет, зависит его успех.

В социологии  существует  множество  определений  метода интервью,

причем каждое из них акцентирует внимание на чем- то особенном. Например,  по мнению В.А.  Ядова,  интервью  -  это  "проводимая  по  определенному  плану беседа, предполагающая прямой контакт  интервьюера  с  респондентом,  причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его  ассистентом), либо механически (на пленку)". Но это определение охватывает,  пожалуй, лишь формализованные интервью,  т.к.  предполагается  определенный  заданный план.  Более общим кажется определение,  которое дает  В.И.  Добреньков: "Интервью -   это   метод   получения   необходимой    информации    путем непосредственной  целенаправленной беседы  интервьюера  с  респондентом".  Из этого видно, что автор концентрирует внимание в  первую  очередь  на  беседе как основе интервью.

Итак, интервью- это особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора первичной социологической информации .

Во всех отраслях  науки, где  для  получения  информации  исследователь  обращается  к   человеку с вопросами, он имеет дело с различными  модификациями метода интервью.

Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что  при его использовании

источником   первичной   социологической   информации    является    человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.   Различают    несколько    разновидностей    опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование ), очные и заочные (почтовые, телефонные,  прессовые),  экспертные  и массовые,  выборочные  и   сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные и  др.  В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Каждый вариант опроса представляет  собой  одну  из  наиболее  сложных разновидностей  социально-психологического  общения,  обусловленного  рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть  перечнем  вопросов, в которых реализован предмет исследования;  качеством работы анкетёра  или интервьюера; сосредоточенной работы   респондента   над   предложенными вопросами;  психологическим состоянием  респондента в момент   проведения опроса, атмосферой,  в которой проводится  беседа. Важно не забывать о психологическом факторе, который играет большую роль в проведении  интервью, т.к.  зачастую  от  морального,   психологического   состояния   респондента зависит качество получаемой интервьюером информации.

Метод опроса, опирающийся  на достаточное число обученных  анкетёров или

интервьюеров, позволяет  в максимально короткие сроки  опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.

Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных

способов сбора  информации. Предметные области, для  изучения которых он

использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент

опрашиваемых - чрезвычайно многообразны. Наряду с  широкой практикой

использования этого метода, усилия множества научных  коллективов были

направлены на разработку эффективной методологии  интервью и

совершенствования процедур, техники и приемов интервьюирования. О его

методологической  изощренности свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в 1929 г. американские  социологи различали 17 процедур интервью и 64

разновидности технических приемов и средств, применяемых при его

проведении.[12]

При интервьюировании контакт между исследователем и  респондентом

осуществляется  при помощи интервьюера, который задает вопросы,

предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым

отдельным человеком  и фиксирует полученные ответы. Этот метод опроса

требует больших  затрат времени и средств, чем  анкетирование, т. к. техника

его проведения сложнее, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Кроме того, с помощью анкеты социолог получает, прежде всего "поверхностный" слой мнений, в то время как интервью дает возможность исследовать глубинные мотивы и мнения. [13].Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании свободных (неформализованных) и полуформализованных его вариантов.

Интервью широко распространено в современной жизни.  Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и  разнообразна:  интервью  используется  в социологии, психологии, журналистике,  статистике,  этнографии,  педагогике, управлении  и  др.  науках.   В  зависимости  от   цели   исследования,   от исследуемого объекта применяют различные  виды  интервью. 
 

3.1 Виды интервью 

Вопросы в интервью, в зависимости от формы их построения,  делятся на открытые и закрытые. К закрытым, согласно общепринятой трактовке,

относятся вопросы, в которых респонденту предлагаются заранее разработанные исследователем варианты ответов. Интервью, составленные из закрытых вопросов, называются формализованными, а из открытых - неформализованными. Если в интервью имеются вопросы обоих типов, оно называется полуформализованным.

В советское  время, формализованное интервью как метод получения информации практически не применялось, а вместо него использовались формализованные анкеты, которые раздавались респондентам и самостоятельно заполнялись ими. Вопрос о значительном ухудшении качества социологической информации при использовании самозаполняемых анкет вместо формализованных интервью в

отечественной литературе почти не исследовался.[2]

В прикладной социологии в зависимости от техники проведения различают

три вида интервью: формализованное, полуформализованное и свободное (неформализованное). 
 

Формализованное интервью (стандартизованное) - самая  распространенная

разновидность интервьюирования. Общение интервьюера  и респондента 

строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. В формализованном интервью, под которым понимают стандартизированное и структурированное общение, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы[3].При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Оно предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. По мере того, как значимость способа проведения и структуры интервью снижается, формализованное интервью становится все более свободным, открытым.

 Данные формализованного интервью характеризуют ситуацию опроса в тех аспектах, которые наиболее важны и актуальны для инициаторов и организаторов опроса, авторов вопросника. Эта группа субъектов социологического опроса представляет интересы власти, управления, науки. .  

Содержание вопросов, их формулировка,  последовательность  и 

взаимосвязь  в  структуре вопросника должны отвечать двум требованиям:

1. Вопросы должны  быть необходимыми и  достаточными  для  обеспечения

эмпирической  проверки гипотез исследования, для  решения  его познавательных задач. Это требование обеспечивается на  стадии  эмпирической  интерпретации понятий посредством выработки  набора  индикаторов  и  соответствующего  ему списка единиц искомой информации.

Иначе говоря, для  каждого вопроса анкеты должна быть  определена  его

познавательная  задача, его искомая информация[4].

2.  Необходимо   учитывать   социально-психологические   особенности

опрашиваемых, выступающих  источником информации.  Это  означает,  что  автор анкеты должен учитывать  информированность опрашиваемых  о  предмете  опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений  о  престиже  и  чувстве собственного достоинства и др.

В практической работе при конструировании вопросника  оба  требования

часто пресекаются  и должны учитываться комплексно и во взаимосвязи.

Вопросник, отражающий познавательные задачи, предлагает отвечающему  детально разработанную априорную  гипотетическую модель ситуации интервью. Интервьюеру остается лишь определиться в заданной системе 

координат: вопросах и вариантах ответов. Здесь автор анкеты -  авторитарный лидер в диалоге с респондентом. Именно этот стиль общения позволяет опрашивать большие совокупности людей и делать описательные статистические констатации.[5] К преимуществам формализованного интервью можно отнести высокую степень сопоставимости всех индивидуальных результатов. К недостаткам – невелика возможность свободных высказываний.

Формализованное интервью может использоваться для  многих целей,

включая определение  общественного мнения по широкому кругу вопросов,

выяснение потребительских  предпочтений, стереотипов поведения, а также

множества других целей, включающих получение количественной информации.

Кроме этого, данный вид интервью очень удобен в случае, когда письменный

опрос становится затруднительным вследствие разнородности аудитории,

Информация о работе Использование формализованного интервью, для определения отношения людей с ограниченными возможностями к службам социальной защиты насе