Методика использования глубинного интервью

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 05:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть суть метода «глубинного интервью» и показать каким образом применяется данный метод в социологических исследованиях.
Для достижения вышеуказанной цели нужно поставить перед собой ряд следующих задач:
Рассмотреть глубинное интервью как качественный метод исследования.
Раскрыть методологические подходы в использовании глубинного интервью в социологических исследованиях.
Рассмотреть методику применения глубинного интервью при изучении различных социальных проблем.
Изучить российскую практику использования глубинного интервью в качестве метода сбора социологической информации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1:
Методология использования глубинного интервью в социологических исследованиях……………………………………………………………...6
Глубинное интервью как качественный метод социологического исследования………………………………………………………….6
Методологические подходы в использовании метода глубинного интервью в социологических исследованиях……………………..10
Глава 2:
Методика использования глубинного интервью…………………….15
2.1 Методика глубинного интервью при изучении различных социальных проблем……………………………………………………..15
2.2 Российская практика использования глубинного интервью в качестве метода сбора социологической информации………………….23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………. 32

Файлы: 1 файл

курсовая 2011.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………..3

    Глава 1:

  1. Методология использования глубинного интервью в социологических исследованиях……………………………………………………………...6
    1. Глубинное интервью как качественный метод социологического исследования………………………………………………………….6
    2. Методологические подходы в использовании метода глубинного интервью в социологических исследованиях……………………..10

   Глава 2:

  1. Методика использования глубинного интервью…………………….15

      2.1 Методика глубинного интервью при изучении различных            социальных проблем……………………………………………………..15

      2.2 Российская практика использования глубинного интервью в качестве  метода сбора социологической информации………………….23 

Заключение……………………………………………………………………..30

Список  литературы………………………………………………………….  32 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Для современной социологии настал период гуманизации, переориентации от рационального  познания глобальных проблем к познанию и пониманию специфики меньшинств и каждодневной социальной практики людей, от макро- к микроанализу социальных явлений. Качественная социология преимущественно направлена на изучение субъективной стороны существования общества[20].

  Общий фокус качественных исследований концентрирует  внимание на частном, особенном в  описании целостной картины существования  общества. Представителями качественного направления в социологии мы можем назвать Г.Зиммеля, Дж.Мида, М.Вебера, Ю.Хабермаса, А.Шюца, Г.Гарфинкеля. Каждый из них строил свои теоретические концепции на основе субъективного подхода к исследованию жизни общества. Представители данного направления считают неоправданным отход "количественников" от жизни конкретного человека, его переживаний и повседневных практик. Многообразие методов исследования, применяемых сейчас в качественной социологии можно свести к следующим наиболее распространенным: кейс-стади, этнографические исследования, устная история, история жизни, история семьи, метод глубинного интервью, метод фокус-групп. Подробнее хотелось бы остановиться на таком методе качественных исследований как метод глубинного интервью[19].

   В социологии существует множество определений  метода интервью вообще,  причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном. Например, по мнению В.А. Ядова, интервью - это «проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку)»[17,  241].Но это определение охватывает, пожалуй, лишь формализованные интервью, т.к. предполагается определенный заданный план. Более общим кажется определение, которое дает В.И. Добреньков: «Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом»[6, 389]. Из этого видно, что автор концентрирует внимание в первую очередь на беседе как основе интервью.

    Конкретно глубинное (глубокое) интервью - это качественный метод, применяемый при проведении социологических исследований. Глубинное интервью представляет собой слабоструктурированную неформальную личную беседу интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования, а не заполнение формальной анкеты. Как правило, такое интервью проводит квалифицированный специалист – социолог, психолог или маркетолог, который ставит перед собой задачу понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу[4, 111].

    Глубокое  интервью широко применяется в странах  Запада при изучении самых различных  проблем: исследованиях организаций, маркетинга, рекламы, теневой экономики, преступности и отклоняющегося поведения, проблем семьи, медицины и многих других[8, 54].

    Актуальность  данной темы несомненна, несмотря на растущую популярность «альтернативных» стратегий сбора данных, глубинное интервью сегодня по-прежнему остается одним из главных источников эмпирической информации для многих исследователей, работающих в различных областях социологической науки.

    Объектом  данного исследования является глубинное интервью как метод  социологических исследований.

    Предметом - методология и методика использования глубинного интервью с социологических исследованиях.

    Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть суть метода «глубинного интервью» и показать каким образом применяется данный метод в социологических исследованиях.

    Для достижения вышеуказанной цели нужно  поставить перед собой ряд  следующих задач:

  1. Рассмотреть глубинное интервью как качественный метод исследования.
  2. Раскрыть методологические подходы в использовании глубинного интервью в социологических исследованиях.
  3. Рассмотреть методику применения глубинного интервью при изучении различных социальных проблем.
  4. Изучить российскую практику использования глубинного интервью в качестве метода сбора социологической информации.

   Теоретическую основу курсовой работы составили исследования следующих авторов: Белановского С.А, Головиной Л.И, Девятко И.Ф, Добренькова В.И Здравомыслова А.Г, Ковалева Е.М, Семёновой В.В, Ядова В.А, Штейнберга И.Е, и др.

   Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.

   В первой главе работы автор попытался раскрыть метотодологию использования глубинного интервью, показать метод глубинного интервью как качественный метод социологического исследования, а также раскрыть основные методологические  подходы в использовании данного метода.

   Во второй части, автор раскрывает методику использования глубинного интервью при изучении различных социальных проблем, показывает российскую практику использования глубинного интервью в социологических исследованиях.

   Методология использования глубинного интервью в социологических  исследованиях

    1. Методология определения понятия глубинного интервью, как качественного метода социологического исследования.

   Проведение  глубинных интервью  относится к качественным методам исследований. Главное отличие качественных методов от количественных состоит в том, что в первом случае данные собираются со сравнительно небольшой группы респондентов и не анализируются при помощи статистики, в то время как при использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов.

      Стремление социологов к глубокому, объемному и целостному осмыслению социальной реальности, к получению максимально достоверных данных и основанных на них выводах способствовало распространению качественных методов, как правило, заимствованных из методического потенциала зарубежной социологии.

      С одной стороны, это является  определенной реакцией на широкое  распространение, даже бум, количественных методов. С другой стороны, к использованию качественных методов тяготеют оперативные социальные исследования, где требуется точная оценка быстро изменяющейся социальной ситуации, произведенная с наименьшими затратами[19].

      Что представляет собой исследование, проведенное с помощью качественных методов (качественное исследование)?

      Качественное исследование - это  определенный тип исследования, который предполагает использование  специальной методики и техники  получения глубинной информации: о чем думают люди и как они себя чувствуют. Оно имеет цель получить ответ на вопрос "почему", в то время как количественное исследование отвечает на вопросы "как много" или "как часто"[8, 68].

   Можно сказать: качественное исследование - это процесс открытия; количественное исследование – это процесс доказательства и подтверждения. Качественное исследование отличается также особым способом анализа полученной информации. Оно в большей степени интерпретационное, нежели описательное. Кроме этого, для его проведения достаточно небольшого количества людей, его выборка не базируется на теории вероятности и статистики. Исследователи не пытаются делать строгие выводы и переносить их на большие совокупности (например, на все население) [13, 77].

      Глубинное интервью является одним из  ведущих методов качественного исследования. Данный метод представляет собой длительную беседу по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера. Глубинное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В зарубежной и российской литературе часто синонимами глубинного интервью выступают следующие термины: открытое интервью, неструктурированное интервью, свободное интервью и др.

      Известный социолог Г.В Осипов давал следующее определение глубинного интервью: «Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру, содержание этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент опроса. Последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются в единообразной форме. С каждым новым респондентом эти характеристики могут меняться, включая и новые вопросы, аспекты проблемы, связанные с ходом рассуждений опрашиваемого»[10, 248].

   Глубинное интервью проводится с одним респондентом (реже с двумя, но это уже несколько другая методика). Информация, полученная при проведении глубинного интервью, может записываться на аудио- или видеопленку, но только с согласия респондента. Глубинное интервью предполагает развернутые ответы на открытые вопросы ("Почему?", "Зачем?", "Каким образом?" и т.д)[5, 43].

   Длительность  глубинного интервью может составлять от 30 минут до 2-3 часов. Как правило, опрашивают не очень большое количество респондентов (до 30 человек). По той причине, что глубинное интервью проводится без составленного заранее вопросника, без определённого плана беседы, а лишь с выбором тематики и примерной направленности интервью, возрастает роль интервьюера. Поэтому проведение глубинных интервью нужно доверять самым профессиональным,  опытным, проверенным временем  интервьюерам, которые являются сведущими в той теме, по которой происходит интервью.

   Глубинные интервью основаны на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям на определенную тему, о которой при присутствии других людей он не захотел бы говорить. Одна из важнейших целей глубинного интервью – уловить помимо рационально организованной информации (например, сведения экспертов в определённой области) непосредственные реакции индивида, мелкие детали и другие аспекты его поведения. Количественной обработке информация не подвергается.  Для исследования поведенческих, невербальных особенностей респондента используется также видео - запись.  В том случае, если последнее невозможно, то опытный интервьюер присутствует при составлении отчёта и делится своими впечатлениями относительно поведения опрашиваемого, в том числе эмоциональным тоном беседы, темпом, ритмом, позами и жестами респондентов. 

   У глубинных интервью нет четкой структуры, в отличие, к примеру, от различных количественных опросов, в ходе которых одни и те же вопросы задаются всем респондентам. Обычно глубинные интервью начинаются с общих вопросов, а затем переходят к более целенаправленным. Часто используется так называемый «многоступенчатый анализ», когда интервьюер сначала задает вопросы, связанные с внешними объектами и социальными явлениями и процессами, а затем переходит к вопросам о личном отношении и чувствах респондента. Также в ходе глубинного интервью может использоваться метод «выявления скрытых проблем», когда интервьюер концентрируется на личных переживаниях респондента, и метод «символического анализа», в ходе которого респонденту задаются вопросы не о тех предметах и явлениях, исследование которых проводится, а о противоположным им[9, 26-28].

Информация о работе Методика использования глубинного интервью