Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 05:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть суть метода «глубинного интервью» и показать каким образом применяется данный метод в социологических исследованиях.
Для достижения вышеуказанной цели нужно поставить перед собой ряд следующих задач:
Рассмотреть глубинное интервью как качественный метод исследования.
Раскрыть методологические подходы в использовании глубинного интервью в социологических исследованиях.
Рассмотреть методику применения глубинного интервью при изучении различных социальных проблем.
Изучить российскую практику использования глубинного интервью в качестве метода сбора социологической информации.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1:
Методология использования глубинного интервью в социологических исследованиях……………………………………………………………...6
Глубинное интервью как качественный метод социологического исследования………………………………………………………….6
Методологические подходы в использовании метода глубинного интервью в социологических исследованиях……………………..10
Глава 2:
Методика использования глубинного интервью…………………….15
2.1 Методика глубинного интервью при изучении различных социальных проблем……………………………………………………..15
2.2 Российская практика использования глубинного интервью в качестве метода сбора социологической информации………………….23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………. 32
Метод нарративного интервью может использоваться на пилотной стадии научного исследования в процессе формирования объективных исследовательских инструментов, либо в рамках комбинированной стратегии, когда объективные методы применяются для исследования больших выборок, а нарративный метод - для небольших групп, чтобы достичь более глубокого понимания исследуемых феноменов[2, 38].
Экспертное интервью - одна из разновидностей глубинного интервью, его главной особенностью является статус и компетентность респондента, который выступает опытным участником изучаемой программы. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов.[13, 90]
Эксперты - специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов, руководителями компаний или руководителями крупных подразделений и т.п[21].
Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования.
В экспертных интервью важен не столько сам респондент, а его экспертные знания в той или иной области. Важно, чтобы во время интервью респондент не выражал информацию о себе и не рассказывал о своих знаниях, а давал экспертную оценку[13, 91].
Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем. Предварительно составляется общий план разговора с перечислением тематических блоков, представляющих исследовательский интерес, а также выделением аспектов, относительно которых должна быть получена более детальная информация. Формулировка отдельных вопросов и предполагаемая форма ответов остаются свободными, открытыми, их конкретное оформление происходит в ходе интервью[13, 91].
Биографическое интервью является разновидностью полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности жизненных циклов индивида: «Детство», «Юность», «Учеба», «Женитьба», «Дети» и т. д. Интервьюер только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, рассказ о данном периоде жизни исчерпан[4, 118].
Лейтмотивное интервью напротив ориентирует разговор на отслеживание динамики одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении его биографического пути. Например, если нас интересуют отношения между супругами на разных стадиях их совместной жизни, то в процессе беседы, при переходе к каждому следующему периоду жизненной истории, мы будем иметь в фокусе именно этот аспект и задавать дополнительные вопросы, касающиеся изменений в отношениях между супругами[13, 92].
Фокусированное интервью предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Исходя из этого, дополнительные вопросы интервьюера направлены на углубление в определенную тему и предполагают все большую конкретизацию субъективных представлений о предмете интереса исследователя[3, 98].
Разные виды глубинных интервью прежде всего используется в тактиках, ориентированных на изучение истории жизни человека, истории семьи, в феноменологических исследованиях, а также в устной истории и как дополнительный источник в кейс-стади.
Диалоговое интервью или свободная беседа в форме диалога отличается от нарративного и полуструктурированного интервью по форме отношений исследователь-исследуемый. Если задачей предыдущих видов интервью является внимательное выслушивание собеседника с минимумом своих комментариев, то в данном случае и исследователь, и участник исследования занимают одинаково активную позицию. В форме равноправного диалога обмениваются своими взглядами по темам, представляющим исследовательский интерес. Мнения социолога, иногда конфронтиру-ющие с высказываниями интервьюируемого, могут заставить последнего уточнить свою позицию или изменить ее под влиянием диалога с исследователем[13, 92].
Структура глубинного интервью
У глубинных интервью нет четкой структуры, в отличие, к примеру, от различных количественных опросов, в ходе которых одни и те же вопросы задаются всем респондентам. Обычно глубинные интервью начинаются с общих вопросов, а затем переходят к более целенаправленным. Часто используется так называемый «многоступенчатый анализ»,когда интервьюер сначала задает вопросы, связанные с внешними объектами и социальными явлениями и процессами, а затем переходит к вопросам о личном отношении и чувствах респондента. Также в ходе глубинного интервью может использоваться метод «выявления скрытых проблем», когда интервьюер концентрируется на личных переживаниях респондента, и метод «символического анализа», в ходе которого респонденту задаются вопросы не о тех предметах и явлениях, исследование которых проводится, а о противоположным им[7, 133].
Технология
Подготовка структуры беседы. Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.
Отбор респондентов и проведение интервью. После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в специальном помещении с нейтральной обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.
Обработка результатов интервью и составление аналитического отчета. После завершения интервью его аудио и/или видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет[3, 123].
Интервьюеры
Успех глубинного интервью во многом зависит от профессионализма и личных качеств интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, желательно имеющий психологическое образование. Ему должны быть присущи навыки установления контакта с людьми, хорошая память, способность быстро реагировать на нестандартные ответы, терпение. В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним.
Существуют определенные моменты в поведении интервьюеров, от кото-
рых зависит успешность применения этого метода. Интервьюер должен уметь:
• точно воспринимать
• точно запоминать ее
• критически ее оценивать
• регулировать процесс
Все это говорит о
Стиль проведения интервью
Глубинные интервью могут проводится практически в любом месте, главное, чтобы обстановка была уютной как для респондента, так и для интервьюера.
Интервью обычно проводятся в так называемом «мягком стиле». При «мягком» стиле ведения интервьюер действует в соответствии со следующими правилами:
Итак,
глубинное интервью подразделяется
на виды, каждый из которых используется
в зависимости от целей и задач исследования,
от того какая проблема стоит в центре
внимания исследователя. Данный метод
имеет свою технологию, требования к применению
данного метода и к людям использующим
глубинное интервью(интервьюерам). Всё
это необходимо учитывать при применении
метода глубинного интервью.
2.2 Российская практика использования глубинного интервью в качестве метода сбора социологической информации.
С помощью метода глубинного интервью было проведено достаточно много исследований в России. Из известных исследований 90-х годов, проведенных с использованием метода глубинного интервью в России, можно назвать исследование элитных групп России, осуществленное в 1994-1996 годах под руководством члена-корреспондента РАН К.И. Микульского, «Россия от настоящего к будущему», где была опробована специальная техника ведения глубинного интервью. Безусловно, в этой связи нельзя не упомянуть исследования элиты российского предпринимательства, предпринятые Центром политических технологий под руководством Игоря Бунина.
Наряду с названными, можно назвать работы, выполненные с помощью метода глубинных интервью в Центре независимых социальных исследований Санкт-Петербурга такими исследователями, как Е. Здравомыслова, А.Темкина, С. Чуйкина, Ю. Зеликова.
Хотелось бы более подробно разобрать несколько исследований, проведённых при помощи метода глубинного интервью.
Так исследование «Развитие форм и методов политического участия и социальной самоорганизации населения как условия становления гражданского общества в России» проведенное ……, имеющее своей целью выявление социальных групп российских граждан, обладающих потенциалом демократического развития. , а также реальных стратегий этих социальных групп, которые могут проявиться или должны проявляться в развитии и поддержании демократических ценностей и институтов.
В соответствии с основной целью приоритетными задачами исследования являлись:
1. Изучение отношения россиян к демократическим ценностям и институтам
2. Изучение отношения россиян к выборам
3.
Изучение отношения россиян к
власти, в первую очередь,
4.
Изучение форм, особенностей и
готовности к социальной и
политической активности
5.
Изучение возможностей
Исследование было проведено Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) летом 2003 года по оригинальной методике, разработанной авторским коллективом в составе: Андреенкова Анна Владимировна — кандидат политических наук, заместитель директора Института сравнительных социальных исследований; Андреенкова Нина Владимировна — кандидат философских наук, директор Центра сравнительных социальных исследований; Римский Владимир Львович — заведующий отделом социологии Регионального Общественного Фонда «Информатика для демократии» (ИНДЕМ); Смирнов Вильям Викторович — кандидат юридических наук, заведующий сектором Института Государства и Права РАН.
На первом этапе исследования были проведены глубинные интервью с руководителями общественных организаций, общественных фондов и т.п., целью которых было выявление основных направлений общественной активности и источников активной жизненной позиции граждан. Однако, уже первые результаты глубинных интервью показали, что активисты общественных организаций, занимающие в них различные посты на оплачиваемой основе, — это, по существу, профессионалы, попавшие на стезю общественной деятельности по разным причинам, но имеющие целью своей работы какую-либо одну проблему — защита прав потребителей, пенсионеров, участников войны, окружающей среды и т.п. Они оценивают эффективность своей деятельности не по уровню социальной активности граждан, а по количеству принятых с их участием или вследствие их инициативы постановлений, указов, законов. То есть такие общественные организации, как правило, самодостаточны и не нуждаются в широкой общественной поддержке и привлечении волонтеров на добровольных началах.
Таким образом, глубинные интервью дали интересный материал о деятельности различных общественных организаций и способах рекрутирования кадров для работы в них[3, 231-232].
Информация о работе Методика использования глубинного интервью