Использование формализованного интервью, для определения отношения людей с ограниченными возможностями к службам социальной защиты насе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Оглавление

Введение………………………………………………………..3
1.Возникновение социологии………………………………...3
2.Социология как наука………………………………………7
2.1 Понятие социологии, её объект и предмет………………7
2.2 Социология и её место в системе современных наук…..8
2.3 Функции социологии………………………………………9
2.4 Методы социологии……………………………………….10
3. Интервью как один из видов общения…………………….12
3.1 Виды интервью……………………………………………..14
4. Инвалидность. Формы и методы решения социальных проблем людей
с ограниченными возможностями……………………………17
4.1 Рекомендации по решению проблем инвалидов в социальной работе.
………………………………………………………………….19
Анкета………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в образовании

респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент может торопиться, быть занят своими мыслям  и т.п.).

Как правило, для  проведения такого рода интервью не пользуются услугами профессионалов. В качестве интервьюеров могут выступать совершенно разные по роду занятий люди, не связанные  с социологией как таковой.

Более того, на должность  интервьюера в такого рода опросе не рекомендуется приглашать людей с социологическим образованием.

Считается, что  в этом случае интервьюер будет "подавлять" респондента

обилием социологических  терминов, волей – не - волей будет  давать оценку

ответам респондента, что может негативно повлиять на обстановку проведения интервью и, как следствие, - на качество получаемых ответов. 

В полуформализованном интервью предусматривается менее жесткая структура действий интервьюера. Он уже не обязан строго следовать порядку вопросов, а так же может несколько менять их конфигурацию по мере надобности. Часто в таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих

далее более систематическому анализу.

В этом случае прямое общение с респондентом и психологические

отношения, возникающие  в ходе проведения интервью, создают  немало

преимуществ для  получения информации, что представляется

малодоступным при использовании строго формализованного интервью. Правда, надо сказать, что эти же преимущества оборачиваются временами новыми трудностями. Одна из них заключается в том, что интервьюер, так или иначе оказывает определенное влияние на респондента, а соответственно и на его ответы или рассуждения.

Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из тематических

блоков перечень тех аспектов, по которым должна быть получена информация.

Интервьюер должен уметь в ходе беседы задавать вопросы, которые интересуют его в данном исследовании, но делать это так, чтобы они не нарушали общего хода беседы, а органически, естественно вписывались в рассказ как уточнения. Если это не удается сделать, то прерывать ход беседы не нужно, а лучше вернуться к интересующему вопросу в конце интервью.

уже исчерпана.  
 

Неформализованное интервью отличается минимальной стандартизацией

поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в  тех случаях, когда

исследователь приступает к определению проблемы исследования. При

использовании нестандартизованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. В

неформализованном интервью вопросы располагаются  по иному принципу, нежели в формализованном.  В силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т.д.[7] Содержание интервью может

меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту

информацию или  высказывает те мнения, которые он может представить

наилучшим образом. Поэтому использование заранее  подготовленного обширного вопросника часто бывает просто помехой. В связи  с этим в

нестандартизованных интервью часто вообще не используется вопросник.

Этот метод  проведения интервью  способствует  достижению  интуитивного

понимания вопроса  или проблемы, а также обнаружению  непредвиденных  областей релевантности  в исследовании.[14]  Свободное  интервью  может  использоваться также для объяснения неожиданных  результатов  количественных  исследований: например, расхождения результатов голосования  с  предвыборными  прогнозами. 

4.Инвалидность. Формы и методы решения социальных проблем людей с ограниченными возможностями. 

Исторически, понятия  «инвалидность» и «инвалид» в  России связывались с понятиями  «нетрудоспособность» и «больной». И нередко методические подходы  к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы «здоровье — заболеваемость» (хотя, если быть точным, заболеваемость — показатель нездоровья) и «больной — инвалид». Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали [6]. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности.

Специалисты долгое время рассматривали понятие  «инвалидность», отталкиваясь преимущественно  от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как  следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может — определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев.

Понятие «инвалид»  сужалось до понятия «неизлечимо  больной». Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие «инвалид» не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность[7]. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права.

В настоящее  время инвалид характеризуется  как лицо, которое имеет нарушение  здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограничению  жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалидность  является одним из важнейших показателей  социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую  состоятельность, нравственную полноценность  общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных 3 факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства[8].

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы  выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический.

Современное российское социальное законодательство по проблемам  инвалидов отражает особенности  переходного периода: нормативно-правовая документация насыщена декларативными положениями, зачастую не подкрепленными соответствующими актами и не готовыми к внедрению, а официальные доклады о реализации прав и положении уязвимых групп населения ретушируют остроту проблемы и не выносятся на широкое обсуждение. Хотя само социальное законодательство и содержит элементы социалистического наследия, все же законы уже стали во многом более прогрессивными, они подготовили почву для изменения социальной практики, на которую можно повлиять лишь системными усилиями. Тем временем общественные организации пока слабо задействованы в процессе подготовки законодательных и иных официальных документов, статистическая информация собирается фрагментарно и зачастую обрабатывается недостаточно аккуратно.

Роль учреждений системы социальной защиты и специалистов социальной работы в стратегиях совладания и защиты инвалидов может быть разной. Та степень, с которой социальные работники участвуют в процессе позитивных изменений в жизни  инвалидов, и тот эффект, который возникает благодаря их участию, зависят от профессионализма специалистов. Если статус инвалидов как клиентов преобладает в отношениях с государством и государственными службами, инвалиды оказываются ущемленными в своем статусе гражданства. Активизация ресурсов самих инвалидов пока не стала широко распространенным принципом социальной работы специалистов системы социальной защиты.

Инвалиды находятся  на особом положении в сфере занятости  и трудовых отношений. С одной  стороны, им предоставляются льготы и более щадящие условия труда: они имеют право при выполнении более легких видов труда, сокращенной продолжительности рабочего времени на сохранение прежней заработной платы, а также на получение дополнительных видов помощи. С другой стороны, эти гарантии выступают ограничениями и препятствиями для самореализации в сфере образования, занятости, профессиональной карьеры: инвалиды являются по определению непривлекательными для работодателей, получая образование в специальных школах, оказываясь неподготовленными и немотивированными к получению высшего образования.[9],[10]

Так, политика высшего  образования инвалидов ориентируется  на инвалидов как социальное меньшинство, оставляя за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, выбор образовательной программы и места обучения: большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных регионах, что существенно сужает образовательный выбор инвалида. 
 

4.1 Рекомендации по решению проблем инвалидов в социальной работе 

Информация:

· Инвалиды должны стать объектом статистического  изучения и отчетности с консолидацией  статистической информации в едином центре.

· Организация  статистической отчетности должна сделать  возможным анализ инвалидов по основным социально-демографическим группам

Доступность среды:

· Разбить барьеры  физической среды (рост мобильности); информационные барьеры; повысить эффективность медицинской  реабилитации.

· Необходима информационная кампания для изменения отношения  общества, формирования позитивного восприятия инвалидов.

Образование:

· Создание системы  многоуровневого интегрированного образования невозможно без системы  специальной подготовки учителей, направленной на развитие умений и навыков обращения  с инвалидами, с участием инвалидов и на базе ресурсных центров, созданных при специализированных школах (или на их основе).

· Профессиональное обучение инвалидов осуществлять по более широкому перечню вакансий и учитывать потребности региональных и локальных рынков труда.

· Для улучшения возможностей выхода МЛИ на рынок труда необходимо создать институт «кураторства» инвалида от школы до момента трудоустройства.

· Увеличить  внебюджетное финансирование политики образования инвалидов.

Занятость:

· Рассматривать  общую форму занятости как лучший способ занятости инвалидов. Пытаться преодолеть дискриминационные, информационные и другие барьеры.

· Привлекать к  разработке и реализации политики занятости  инвалидов всех факторов рынка труда (государство, службы занятости, профсоюзы, работодателей).

· Реформировать  общую политику занятости, в т.ч. молодежи и как ее части – МЛИ.

· Сохранив специализированные предприятия, разработать систему  роста заинтересованности работодателей  в создании специальных рабочих  мест для инвалидов на обычных  предприятиях и инструменты их финансовой поддержки.

· Включить в  информацию о рабочих местах для трудоустройства инвалидов социально-экономические параметры рабочего места и факторы трудовых ограничений, обусловленные содержанием и условиями трудовой деятельности.

· Развивать  внебюджетное финансирование политики занятности инвалидов.

· Разработать инструменты политики занятости для МЛИ, учитывающие их первый выход на рынок труда, программы профориентации можно дополнить организацией стажировок для МЛИ (при взаимодействии НПО и работодателей).

Новые технологии:

· Создать специальную  программу по быстрому внедрению новых материалов и биотехнологий для медицинской реабилитации.

· Использовать электронные технологии для развития дистанционного обучения, консультирования инвалидов, расширения перечня профессий, по которым осуществляется профессиональная подготовка, и социализации МЛИ.

· При участии  организаций инвалидов создать  базы данных образовательных учреждений и трудовых вакансий от федерального до местного уровня.

Информация о работе Использование формализованного интервью, для определения отношения людей с ограниченными возможностями к службам социальной защиты насе