Использование формализованного интервью, для определения отношения людей с ограниченными возможностями к службам социальной защиты насе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Оглавление

Введение………………………………………………………..3
1.Возникновение социологии………………………………...3
2.Социология как наука………………………………………7
2.1 Понятие социологии, её объект и предмет………………7
2.2 Социология и её место в системе современных наук…..8
2.3 Функции социологии………………………………………9
2.4 Методы социологии……………………………………….10
3. Интервью как один из видов общения…………………….12
3.1 Виды интервью……………………………………………..14
4. Инвалидность. Формы и методы решения социальных проблем людей
с ограниченными возможностями……………………………17
4.1 Рекомендации по решению проблем инвалидов в социальной работе.
………………………………………………………………….19
Анкета………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Самарский государственный университет»

Кафедра методологии социологических и  маркетинговых исследований 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Студентки 2 курса специальности социальная работа Группы 16201.10 

Землянской Ольги  Ивановны 

«Использование формализованного интервью, для определения отношения людей с ограниченными возможностями к службам социальной защиты населения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель

Левичева  Вера Сергеевна 
 
 
 
 
 
 

Самара 2009 
 
 
 
 
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………..3

1.Возникновение  социологии………………………………...3

2.Социология как наука………………………………………7

2.1 Понятие социологии, её объект и предмет………………7

2.2 Социология и её место в системе современных наук…..8

2.3 Функции социологии………………………………………9

2.4 Методы социологии……………………………………….10

3. Интервью как  один из видов общения…………………….12

3.1 Виды интервью……………………………………………..14

4. Инвалидность. Формы и методы решения социальных проблем людей

с ограниченными  возможностями……………………………17

4.1 Рекомендации  по решению проблем инвалидов  в социальной работе.

………………………………………………………………….19

Анкета………………………………………………………….21

Заключение…………………………………………………….27

Список литературы…………………………………………….28

Введение.

 

Современный человек  в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.

Среди поведенческих  наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объёмом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества. Для изучающих социологию важно прежде всего знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентироваться на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями, так как обеспечивают:

- более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что

практически даёт возможность управлять человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты, проводить реформы и инновации  организациях;

- возможность взглянуть на окружающие нас явления с других позиций,

увидеть многообразие окружающего социального мира. При  этом открываются новые альтернативы, новые возможности для принятия жизненно важных решений;

- понимание взаимосвязи социологии с другими науками, их значения в

жизни общества. 
 
 

1.       Возникновение социологии

Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали ещё древнегреческие философы Платон и Аристотель. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а так же «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Первых  социологов античности называют социальными философами.  Они как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей,

обобщали факты, строили концепции, которые завершались  практическими

рекомендациями  о том, как усовершенствовать  общество. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов. 

Платон (427-347 до н.э).

Он подчёркивал  особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию социального неравенства (стратификации), согласно которой любое общество делится на три класса: высший состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Для того, что бы общество успешно функционировало, высший класс необходимо ограничить в утехах и во владении частной собственностью, которая их развращает. 

Аристотель (384-322 до н.э).

У него опорой порядка  выступает средний класс. Кроме него, существуют ещё два класса – богатая плутократия и, лишённый собственности,

пролетариат. Государство лучше всего управляется, если:

·         Масса бедняков не отстранена от участия  в управлении;

·         Эгоистические интересы богатых ограничены;

·         Средний класс многочисленнее и  сильнее, чем два других.

Несовершенства  общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. 

Эпоху Возрождения  по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые, безусловно, можно отнести к области социологии.

Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – вот далеко не полный перечень великих средневековых учёных, поднимавших проблемы человеческих отношений в обществе. В результате чего складывается модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль. 

Николо Макиавелли (1469-1527).

Он первым из мыслителей нового времени обратился  к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение – «Государь» - акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера.  Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

·         Первый закон гласит, нашими действиями правят честолюбие и мотив

власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.

·         Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои

обещания. Ведь и подданные не очень спешат с  выполнением  своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней не обязательно их выполнять, иначе попадёшь в зависимость от подчинённых.

·         Третий закон: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами

люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и  в больших дозах. 

Томас Гоббс (1588-1679).

Он разработал теорию общественного договора, послужившей основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти – причины мятежей и войн. У людей всё это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее.

Что побуждает  людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почести. Поэтому человеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым.

Причина возникновения  стабильного, длительно существующего общества – взаимный страх, а не любовь и расположение. Страх не разъединяет, а объединяет людей. Вынуждая заботиться о взаимной безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворить такую потребность.

Естественное  состояние – война всех против всех или социальная борьба за

выживание. Гоббс  заявил, что высший этап развития – гражданское общество. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения, защищающие её. В результате прекращается война всех против всех. 

Поздние деятели  эпохи Просвещения в корне  изменили взгляд на общество и на место человека в нём. Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельного человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

Достаточно наивные  взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. Человек имеет сознание – но у него ограниченный выбор поведения (т.к. существуют нормы) – в результате исключается спонтанность поведения – социальное поведение можно предсказать – можно научно

анализировать поведение и взаимодействие индивидов. 

Однако, выяснилось, что человек в обществе, хотя он и обладает сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - всё это ограничивает возможности проявления «свободной воли» человека и делает его поведение в значительной мере схожим с поведением членов социальной группы или общества, которому он принадлежит. Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики людей. Ограничение выбора

поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает

спонтанность  человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся всё более упорядоченными, в них появляется повторяемость, закономерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым.  

Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввёл в употребление сам термин «социология». С помощью науки можно решить все социальные проблемы. Такой наукой является социология. Открытые наукой законы общества нужно преподавать в школах и институтах, дабы научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

Конт, во всеобщей классификации наук, поставил социологию на

самую вершину. Социология должна открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершает при помощи четырёх методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причём применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя.  Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Суть основанного Контом позитивизма (положительный) можно свести к следующему. Социологии не

Информация о работе Использование формализованного интервью, для определения отношения людей с ограниченными возможностями к службам социальной защиты насе