Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа
Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.
Введение………………………………………………………..3
1.Возникновение социологии………………………………...3
2.Социология как наука………………………………………7
2.1 Понятие социологии, её объект и предмет………………7
2.2 Социология и её место в системе современных наук…..8
2.3 Функции социологии………………………………………9
2.4 Методы социологии……………………………………….10
3. Интервью как один из видов общения…………………….12
3.1 Виды интервью……………………………………………..14
4. Инвалидность. Формы и методы решения социальных проблем людей
с ограниченными возможностями……………………………17
4.1 Рекомендации по решению проблем инвалидов в социальной работе.
………………………………………………………………….19
Анкета………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………….28
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет»
Кафедра
методологии социологических и
маркетинговых исследований
Курсовая
работа
Студентки 2
курса специальности социальная работа
Группы 16201.10
Землянской Ольги
Ивановны
«Использование
формализованного интервью, для определения
отношения людей с ограниченными возможностями
к службам социальной защиты населения»
Научный руководитель
Левичева
Вера Сергеевна
Самара
2009
Содержание:
Введение……………………………………………………….
1.Возникновение социологии………………………………...3
2.Социология как наука………………………………………7
2.1 Понятие социологии, её объект и предмет………………7
2.2 Социология и её место в системе современных наук…..8
2.3 Функции социологии………………………………
2.4 Методы социологии…………………………………
3. Интервью как
один из видов общения…………………….
3.1 Виды интервью……………………………………………
4. Инвалидность.
Формы и методы решения
с ограниченными возможностями……………………………17
4.1 Рекомендации по решению проблем инвалидов в социальной работе.
………………………………………………………………….19
Анкета………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.
Среди поведенческих наук социология выделяется сложностью предмета изучения, огромным объёмом изучаемого материала, что связано в первую очередь со сложностью исследуемого объекта – современного общества. Для изучающих социологию важно прежде всего знать основные положения, концепции и определения, которые составляют каркас этой науки. Эти знания в дальнейшем помогут будущим специалистам в различных областях деятельности, ориентироваться на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями, так как обеспечивают:
- более глубокое проникновение в мир социальных отношений, что
практически даёт
возможность управлять
- возможность взглянуть на окружающие нас явления с других позиций,
увидеть многообразие окружающего социального мира. При этом открываются новые альтернативы, новые возможности для принятия жизненно важных решений;
- понимание взаимосвязи социологии с другими науками, их значения в
жизни общества.
1. Возникновение социологии
Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали ещё древнегреческие философы Платон и Аристотель. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а так же «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Первых социологов античности называют социальными философами. Они как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей,
обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими
рекомендациями
о том, как усовершенствовать
общество. Поскольку в античности
«общество» и «государство» не различали,
то оба понятия употреблялись в качестве
синонимов.
Платон (427-347 до н.э).
Он подчёркивал
особую роль разделения труда и создал
первую в мире теорию социального неравенства
(стратификации), согласно которой любое
общество делится на три класса: высший
состоящий из мудрецов, управляющих государством;
средний, включающий воинов, охраняющих
его от смуты и беспорядка; низший, где
числились ремесленники и крестьяне. Для
того, что бы общество успешно функционировало,
высший класс необходимо ограничить в
утехах и во владении частной собственностью,
которая их развращает.
Аристотель (384-322 до н.э).
У него опорой порядка выступает средний класс. Кроме него, существуют ещё два класса – богатая плутократия и, лишённый собственности,
пролетариат. Государство лучше всего управляется, если:
· Масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
· Эгоистические интересы богатых ограничены;
· Средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Несовершенства
общества, учил Аристотель, исправляются
не уравнительным распределением, а моральным
улучшением людей. Законодатель должен
стремиться не к всеобщему равенству,
а к выравниванию жизненных шансов.
Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые, безусловно, можно отнести к области социологии.
Эразм Роттердамский,
Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель
Монтень – вот далеко не полный перечень
великих средневековых учёных, поднимавших
проблемы человеческих отношений в обществе.
В результате чего складывается модель
общества, напоминавшего общину, где порядок
и моральные устои регулировались волей
Бога и традициями. Человек в такой системе
мироздания играл весьма незначительную
роль.
Николо Макиавелли (1469-1527).
Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение – «Государь» - акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.
· Первый закон гласит, нашими действиями правят честолюбие и мотив
власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.
· Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои
обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней не обязательно их выполнять, иначе попадёшь в зависимость от подчинённых.
· Третий закон: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами
люди дорожат,
когда они редки, наказания же
нужно производить сразу и
в больших дозах.
Томас Гоббс (1588-1679).
Он разработал теорию общественного договора, послужившей основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти – причины мятежей и войн. У людей всё это есть. Неправильно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему выгоднее.
Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение. Оно сбивает людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почести. Поэтому человеческое общество не будет ни очень большим, ни очень устойчивым.
Причина возникновения стабильного, длительно существующего общества – взаимный страх, а не любовь и расположение. Страх не разъединяет, а объединяет людей. Вынуждая заботиться о взаимной безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворить такую потребность.
Естественное состояние – война всех против всех или социальная борьба за
выживание. Гоббс
заявил, что высший этап развития –
гражданское общество. Оно покоится на
общественном договоре и юридических
законах. У него три формы правления: демократия,
аристократия, монархия. Только с появлением
государства возникает собственность
в истинном смысле слова и соответствующие
учреждения, защищающие её. В результате
прекращается война всех против всех.
Поздние деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место человека в нём. Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельного человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.
Достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. Человек имеет сознание – но у него ограниченный выбор поведения (т.к. существуют нормы) – в результате исключается спонтанность поведения – социальное поведение можно предсказать – можно научно
анализировать
поведение и взаимодействие индивидов.
Однако, выяснилось, что человек в обществе, хотя он и обладает сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования - всё это ограничивает возможности проявления «свободной воли» человека и делает его поведение в значительной мере схожим с поведением членов социальной группы или общества, которому он принадлежит. Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики людей. Ограничение выбора
поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает
спонтанность
человеческого поведения, поступки
и действия людей с усложнением социальных
связей становятся всё более упорядоченными,
в них появляется повторяемость, закономерность.
Это означает, что социальное поведение
становится в известной степени предсказуемым.
Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввёл в употребление сам термин «социология». С помощью науки можно решить все социальные проблемы. Такой наукой является социология. Открытые наукой законы общества нужно преподавать в школах и институтах, дабы научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.
Конт, во всеобщей классификации наук, поставил социологию на
самую вершину. Социология должна открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершает при помощи четырёх методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причём применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Суть основанного Контом позитивизма (положительный) можно свести к следующему. Социологии не