Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа
Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений. Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения.
Введение………………………………………………………..3
1.Возникновение социологии………………………………...3
2.Социология как наука………………………………………7
2.1 Понятие социологии, её объект и предмет………………7
2.2 Социология и её место в системе современных наук…..8
2.3 Функции социологии………………………………………9
2.4 Методы социологии……………………………………….10
3. Интервью как один из видов общения…………………….12
3.1 Виды интервью……………………………………………..14
4. Инвалидность. Формы и методы решения социальных проблем людей
с ограниченными возможностями……………………………17
4.1 Рекомендации по решению проблем инвалидов в социальной работе.
………………………………………………………………….19
Анкета………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………….28
следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук. Позитивисты выступали за
объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология» должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.
По мнению Конта, наука должна раз и навсегда отказаться от
нерешаемых вопросов, к которым Конт относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть (философские суждения, оторванные от жизни).
Конт преклонялся не только перед созданной им социологией, но и
перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный индивид – почти ничто, а точнее абстракция. Общество же есть высшая реальность. Учение Конта состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.
Социальная статика
раскрывает взаимоотношения между
социальными институтами. В обществе,
как в живом организме, части гармонично
согласованы между собой. Изучение социальной
динамики важно потому, что она способствует
реформам и помогает исследовать естественные
изменения, происходящие в результате
распада или переустройства социальных
структур.
2.
Социология как наука.
2.1 Понятие социологии, её объект и предмет
Современный человек в сложном, противоречивом обществе сталкивается с массой
ситуаций, требующих оценки своего положения и принятия оптимальных решений.
Сложность современного общества постоянно ставит его в условия неопределённости,
когда сложно провести оценку ситуации и сделать правильный выбор.
Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин
порождающих необходимость
изучения окружающего его мира людей,
их поведения.
В системе научного
знания социологии отведено особое место.
Она единственная из наук, изучающая общество
в целом. Известно, что социология –
это наука об обществе и взаимоотношениях
людей. Её прикладная направленность –
создание стабильного, постоянно прогрессирующего
общества.
Для того, что бы определить объект и предмет социологии как науки, нужно
уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определённую часть окружающего нас
материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него, т.е. они - объективны.
Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Это
совокупность понятий, при помощи которых описывается объективная реальность. Определяя объект исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.
Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Целостное изучение объекта исследования не даёт возможности охватить все его свойства и особенности. Появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.
Объектом социологии
является общество. Предметом социологии
являются социальный статус, социальная
структура, социальное неравенство, социальные
законы, социальные изменения, социальные
законы, т.е. социальное взаимодействие.
Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.
Представляя собой обширную постоянно развивающуюся в разных
направлениях
область исследований социальных организаций,
событий и явлений, социология совершенствует
искусство познания коллективной человеческой
природы, строения социальных систем и
конструирования новой общественной реальности.
Эта наука достигла многого в изучении,
интерпретации (объяснении и трактовке),
моделировании и конструировании социальных
процессов.
2.2
Социология и её место
в системе современных
наук.
Сходство социологии
и других гуманитарных наук
Чтоб иметь право называться наукой, социология должна обладать признаками научного знания – объективностью и нейтральностью. Принято считать, что образцом объективности и нейтральности являются точные и естественные науки, основанные на применении математических методов и принципе доказательности. Очевидно, что гуманитарные науки построены несколько иначе. Может ли социология, исходя из своих исследований, выводить столь же универсальные законы?
Для того чтобы уточнить природу законов, которые могут быть
открыты социологами,
научный мир разделили на три
больших категории.
В первую категорию входят физические науки (физика, химия, астрономия и т.д.). объектом их исследований является однородный и простой мир, законы которого выражены в математической форме и могут быть обобщены во времени и пространстве. Например, закон всемирного тяготения применим сегодня так же, как и прошлом веке и в любой стране.
Вторая категория включает в себя естественные науки (биологию, геологию,
некоторые области психологии). Эти науки не выводят закономерности, а описывают механизмы и функции живых и неживых организмов. Если они и формулируют закономерности, то ограниченные во времени и пространстве.
Третья категория объединяет гуманитарные науки, которые занимаются
интерпретацией человеческих действий (психология, социология, антропология и т.д.). Они имеют больше объектов изучения, и эти объекты являются более сложными. Законы этих наук не просто ограничены во времени и пространстве, они должны интерпретироваться в соответствии с социальным контекстом. В этих науках очень трудно сформулировать универсальные законы человеческого поведения. Те, немногие законы, которые существуют, должны постоянно подвергаться переосмыслению с учётом времени и культурных особенностей каждого общества.
Объект изучения в гуманитарных науках трудно поддаётся точному и объективному анализу, потому что на социолога могут повлиять культура, профессиональная ориентация и определённые теоретические установки.
Вывод: законы или
правила в социологии существуют, но
они должны относиться к определённой
пространственно-временной зоне. Если
мы используем законы предыдущих мыслителей,
то необходимо учитывать сегодняшний
контекст и делать поправки.
В чём же проявляется научность социологии и её отличие от здравого смысла?
Во-первых, собирая конкретную информацию – эмпирические данные, - исследователь пытается ответить на вопрос о фактическом положении дел, он обращается к свойствам данного общества или явления, вместо того, чтобы оперировать общепринятыми понятиями.
Во-вторых, исследователь систематически отбирает информацию из
массы всевозможных сведений.
В-третьих, разумеется, исследователи подвержены воздействию
собственных представлений и ожиданий. Во избежание сознательного и
бессознательного искажения информации или ошибок и неточностей в толковании, исследователь предварительно разрабатывает правила сбора, анализа и обработки информации.
Четвёртое правило – честность. Это означает, что человек, представляя
результаты исследования,
даже если они его не удовлетворяют, не
должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать.
2.3
Функции социологии.
Эмпирическая функция. (Информационная) Изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработка конкретной фактической информации.
Теоретическая функция. (Диагностическая) Социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтверждённые практикой научные выводы.
Прогностическая функция. (Консультативная) Учёные разрабатывают прогнозы, научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем.
Прикладная функция. Когда социологические прогнозы, теоретические разработки используются для решения практических задач (социальная инженерия).
Экспертная функция. Социолог - это, прежде всего, эксперт. Он изучает конкретные социальные проблемы и ситуации; он вырабатывает общее видение и оценку идущих в обществе процессов; он предлагает рекомендации по повышению эффективности управления в различных сферах общественной жизни и способы борьбы со злоупотреблениями властью - политической, экономической, информационной и др.
Своим советом профессионала социолог стремится участвовать в принятии решений, важных для жизни общества. В этом он наследует свою "миссию" у философов, поэтов и политических мыслителей прошлого, которые нередко стремились играть роль "советника государя".
Как уже было сказано, основная функция современной социологии - экспертная. Результаты, получаемые социологом, можно использовать как инструмент для повышения эффективности экономики в масштабах, как всей страны, так и отдельных регионов, для улучшения управления предприятиями и их персоналом, для повышения эффективности социальной политики в мегаполисах, для решения проблем неравенства, бедности, для разрешения этнических и религиозных конфликтов... В то же время, социологическое знание таит в себе определенные опасности.
Социологическая
экспертиза является сегодня мощным
оружием, которое, оказавшись в тех или
иных руках, может быть направлено в любую
сторону и использовано для совершенно
разных целей.
2.4
Методы социологии.
Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.
Количественные методы исследования используются для получения числовых и статистических данных. Особый акцент делается на сборе информации о том, как различные социальные условия влияют на большинство людей, а также на объективности. Обычно количественная информация собирается анкетированием и с помощью конструктивного интервью. Количественные методы меньше учитывают индивидуальный или субъективный опыт. Их предпочитают те социологи, которые используют системные или структурные концепции. Количественные данные чаще всего ассоциируются с позитивистскими методами исследования и считаются более «достоверными». Достоверность в этом контексте означает
возможность повторить часть исследований и получить тот же результат, то есть показать, что существует закономерность, позволяющая прийти к этим заключениям. В естественных науках, например, два вещества, смешанные вместе, всегда дают один и тот же результат. Однако такая закономерность не наблюдается в человеческом поведении, потому что, в отличие от лабораторных экспериментов, социологи неспособны контролировать все факторы, влияющие на человеческое поведение. Тем не менее, считается, что количественные методы дают более достоверные (и повторяющиеся) результаты.
Качественные методы исследования используются для получения данных о личном опыте и о причинах социального поведения. При этом скорее учитывается индивидуальный опыт и чувства, чем то, как крупномасштабные общественные структуры влияют па людей. Каково, например, быть членом компании подростков, или изгоем в школе, или заключенным в тюрьме, или пациентом психиатрической больницы? Самыми обычными способами сбора качественной информации являются наблюдение и свободные интервью. Эти методы чаще используют социологи, придерживающиеся концепции социального действия, интеракционистской или феминистской точки зрения. Качественные данные чаще всего ассоциируются с интерпретационными методами исследования и обычно считаются более «обоснованными». Обоснованность в данном случае означает исследование, которое дает более правдивую, яркую картину изучаемого феномена. Качественные данные часто считают более обоснованными, чем количественные данные, но менее достоверными, то есть они с меньшей вероятностью будут применяться к тем людям или феноменам, которые отличаются от исследуемых.