Вот список вопросов:
В какой сфере вы предпочли бы
работать –финансовые расчеты, торговля,
рекламный бизнес или в какой-нибудь др.
сфере?
Какой работой вы бы хотели
заниматься у нас?
В какой сфере работают ваши
родители?
Как ваши родители отнеслись
к тому, что захотели работать у нас?
В какое время вы бы предпочли
работать – в утреннюю смену или в вечернюю.
Вы предпочитаете подчиняться
руководителю или принимать самостоятельные
решения?
Как вы относитесь к монотонной
работе?
Любители вы риск?
Планируете ли вы продолжить
обучение?
10. Владеете ли вы иностранным
языком?
Каким?
На сколько свободно?
В это время основной ведущий проводит
инструктаж претендентов. Сейчас эксперты
зададут вам некоторые вопросы. Отвечать
на них можно как угодно, но я предлагаю
вам провести не большой эксперимент.
Согласны?
При ответе на вопросы каждый из вас будет
играть определенную роль.
Один будет отвечать на вопросы односложно
(да, нет, умею, т.д.)
Второй отвечает вопросом на вопрос, после чего
либо отвечает на него, либо просто молчит,
но при этом ведет себя открыто и доброжелательно.
Третий отвечает очень распространенно и ни
за что не смотрит на собеседника, смотрит
то в пол, то на потолок, по сторонам и т.д.
Четвертый отвечает очень подробно, даже слишком,
очень много говорит, развивает какие-то
свои темы.
После этого мы посмотрим кого же из вас
выберут наши эксперты.
Готовы? Тогда я приглашаю экспертов.
Уважаемые эксперты за вами выбор. Спасибо.
Скажите, почему именно этого человека
вы выбрали?
После этого экспертам сообщается об
условиях эксперимента.
Затем подведение итогов игры в общем,
кругу, делается общий вывод – «выбрали,
того кто…»
2. Заключительная
часть.
Вы отлично поработали и надеюсь, что
опыт который вы приобрели на этой игре
вы не потеряете, а только приумножите.
Большое спасибо нашим экспертам и претендентам,
я думаю, что действительно заслужили
ваших аплодисментов. Спасибо!!!
11. Игра «Кто на
сколько…»
На протяжение всего нашего занятия мы
с вами попробовали смоделировать для
каждого из вас свою форму поведения, возможно,
кого-то вы увидели с новой стороны и сейчас
у вас появилась возможность дать оценку
каждому участнику, вашу личную оценку,
в которую, я надеюсь, вы вложите свои впечатления
об этом человеке и конечно его потенциал
быть способным к различным видам профессиональной
деятельности.
Разбейтесь, пожалуйста, на пары и по
моей команде дайте оценку своему партнеру,
при этом ничего не говорите. Как? У вас
есть пальцы. На счет «три» каждый выбрасывает
свою оценку - это может быть все пять пальцев,
что означает «Я горжусь тобой, ты молодец»,
или только два «Все было нормально, ты
хороший человек», иль вовсе кулак «Извини,
но мне не очень понравилось, когда ты…»
Если внутри вашей пары все выбрасываю
по пять пальцев, то крепко обнимаетесь.
Если два, то только рукопожатие, ну а если
кулак, тихо молча отвернулись друг от
друга и разошлись. При чем действие вы
выполняете в соответствие с минимальной
оценкой в вашей паре.
Понятно?
Поехали!
А теперь поменялись парами
и тд.
12.
Подведение итогов тренинга.
Подведение итогов тренинга проходит
в свободной форме, когда все участники
находятся в кругу.
Ведущий еще раз фиксирует внимание всех
участников на приобретенном опыте, а
именно на конструктивных моментах, и
предостовлят возможность всем участникам
проанализировать занятие, – что применительно
в жизни и может пригодиться, а что ни когда
не пригодится.
Заключение
В современном мире правильный
выбор молодым человеком профессии играет
очень большую роль. После окончания школы,
т.е. в 14 - 17 лет, он еще не может сделать
достаточно осознанный выбор, взвесить
все за и против, все плюсы и минусы и соотнести
свои потребности со своими реальными
возможностями. От того какой он выбор
сделает зависит его дальнейшая судьба:
будет ли он успешной личностью, будет
ли он любить свою работу и будет ли он
действительно профессионалом в свое
работе. Но по мимо того, от правильности
выбора профессии молодым поколением,
зависти не только его личная судьба, но
и судьба страны. Чем более успешен человек
в своей трудовой деятельности, тем более
благополучна социальная обстановка в
государстве, тем меньше затрат оно несет
на профессиональную переподготовку,
на повторное обучение, тем более снижен
риск попадание такого человека в группу
социального риска. Поэтому очень важно
оказать молодежи помощь в выборе дальнейшего
профессионального пути. На что и нацелена
профессиональная ориентация.
В данной работе понятие профессиональная
ориентация понимается как система научно
обоснованных психолого-педагогических
и медицинских мероприятий, направленных
на подготовку молодежи к выбору профессии
с учетом индивидуально-психологических
особенностей личности и потребностей
общества. Также, система профориентации
неразрывно связана с молодежной политикой
государства, которая ставит перед собой
цель - создание качественного кадрового
потенциала.
Существует множество методов
профориентационной работы с молодежью.
Среди них: информационно-справочные,
профессиональная психодиагностика, морально-эмоциональные
методы. Одни из современных методов профориентации
это интерактивные методы. К ним относятся:
профориентационные тренинги, профориентационные
деловые игры, брейн-стоминг, метод-кейсов
и др. В курсовой работе подробно рассмотрен
интерактивный метод тренинга.
Проблема выбора профессии
наиболее актуальна для старшего школьного
возраста. Именно на данном этапе формируется
«Я-концепция», дифференцируются, индивидуализируются
и становятся осознанными интерес к различным
видам деятельности, формируется готовность
к выбору профессии. Старшеклассникам
необходима профориентационная работа,
чтобы сделать правильный выбор. Но в школах
применяют методы анкетирования, тестов,
лекций и коллективных бесед, что не представляет
интереса для учащихся.
В рамках данной курсовой работы
было проведено исследование. Его целью
стало изучение профориентационной работы
и ее эффективность на базе МАОУ «Вагайская
СОШ» среди молодёжи - школьников 9 и 11
классов. В ходе исследования, были сделаны
выводы о том, что профессиональная ориентация
учащихся развита на минимальном уровне.
Если она и проводятся, то лишь только
в виде профориентационного тестирования
и коллективных бесед. Индивидуальной
работы со старшеклассниками не ведется.
А ведь невозможно с помощью вышеуказанных
методов сориентировать подростка на
правильный выбор профессии, так как они
не прививают осознания ценности личностных
и профессиональных качеств человека
при выполнении той или иной профессиональной
деятельности. Многие выпускники школ
не могут определиться с выбором дальнейшего
профессионального пути.
Именно поэтому, было разработано
тренинговое занятие для старшеклассников,
которое может быть использовано как в
школах, так и в специализированных учреждениях,
занимающихся профориентационной работой
с молодежью.
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная
психология: учеб.пособие для студ.
вузов. М.: Издательский центр «Академия»,
2010 г. 672 с.
2.Афанасьева Н.В. Профориентационный
тренинг для старшеклассников
«Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. 368 с.
3.Гамезо М.В., Петрова Е.А.,
Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: учебник для вузов. М.:
Педагогическое общество России,
2008 г. 512 с.
4.Гегель Л.А., Бабочкина
С.П. Влияние социальных факторов
на выбор профессии учащихся
старших классов общеобразовательных
школ // Социально-гуманитарные знания.
2010. №5. С. 79-85.
5.Горбатова Е.А. Теория
и практика психологического
тренинга: учебное пособие. СПб.: Речь,
2008 г. 320 с.
6.Волков Б.С. Основы профессиональной
ориентации: учеб.пособие для вузов.
М.: Академический Проект, 2007 г. 333 с.
7.Захаров Н.Н. Профессиональная
ориентация школьников: учеб.пособие
для студентов. М.: Юрайт 2008 г. 272 с.
8.Зеер Э.Ф. Психология
профессий: Учебное пособие для
студентов вузов. М.: Академический
Проект, 2011 г. 336 с.
9.Зеер Э.Ф., Павлова А.М.,
Садовникова Н.О. Профориентология:
Теория и практика: учеб.пособ. для
высшей школы. М.: Академический проект,
2004 г. 192 с.
10.Зотова Н.Н. Готовы ли
подростки выбрать профессию? // Экология
и жизнь. 2012. №12. С. 36-39.
11.Климов Е.А. Психология
профессионального самоопределения:
Учеб.пособие для студ. высш. Пед.
уч. Заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2004 г. 304 с.
12.Климов Е.А. Как выбирать
профессию. М.: Просвещение, 2010 г. 159 с.
13.Кулагина И.Ю., Колюцкий
В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека:
учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. М.: ТЦ
Сфера, 2010 г. 464 с.
14.Обухова Л.Ф. Возрастная
психология: учебник. М.: Педагогическое
общество России, 2008 г. 442 с.
15.Овчарова Р.В. Справочная
книга школьного психолога. М: Просвещение,
2008 г. 236 с.
16.Орёл В.Е. Психологические
основы профориентационной работы
со школьниками. М.: Просвещение, 2010
г. 83 с.
17.Попович А.Э. Этапы профессионального
самоопределения школьников // Социально-гуманитарные
знания. 2011. №4. С. 165-172.
18.Пряжников Н.С. Методы
активизации профессионального
и личностного самоопределения.
М.: Воронеж, 2010 г. 356 с.
19.Пряжников Н.С. Профессиональное
личностное самоопределение М.: Просвещение,
2008 г. 384 с.
20.Пряжников Н.С. Профориентация
в школе и колледже: игры, упражнения,
опросники. М.: ВАКО, 2008 г. 288 с.
21.Смирнова Е.Е. На пути
к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2008
г., 176 с.
22.Сопровождение профессионального
самоопределения старшеклассников:
диагностика, рекомендации, занятия / cост.
М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова.
Волгоград: Учитель, 2009 г. 283 с.
23.Стратегия государственной
молодежной политики в Российской
Федерации до 2016 года: утверждена
распоряжением Правительства РФ
от 18 декабря 2006 г. №1760-р
24.Формирование личности
в переходный период: От подросткового
к юношескому возрасту / Под ред.
И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 2008 г. 184
с.
25.Черникова Т.В. Профориентационная
поддержка старшеклассников: учеб -
.метод. пособие. М.: Глобус, 2010 г. 256 с.
26.Ярошенко, В.В. Мотивация
выбора профессии и особенности
ее развития у учащихся общеобразовательной
школы. М.: Просвещение, 2008 г. 235 с.
27.Соломин И. Профориентация.
Россия XX век // газета «Школьный
психолог» №2. 2007. URL: http://psy.1september.ru/article.php?
ID (дата обращения: 17.04.2014).