Интерактивные технологии профориентационной работы с молодёжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Ответить на него порой трудно из-за недостатка жизненного опыта, самостоятельности, самопознания. Наиболее важной проблема профориентации становится в старшем школьном возрасте 16 -18 лет, когда учащиеся определяются с будущей профессией. На данном этапе развития возрастает интерес к внутреннему «Я», оценка своих способностей и склонностей; для молодых людей опыт взрослых приобретает значимость, возникает особый интерес к общению со взрослыми.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 77.71 Кб (Скачать)

Министерство Образования Российской Федерации

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет

Гуманитарный Институт

Кафедра социологии и социального сервиса

 

 

 

 

Курсовая Работа

Интерактивные технологии профориентационной работы с молодёжью

                                                                             

 

      Выполнил: студент 3 курса.,         

 гр. ОРМ(б)-11-1

Гаджиев Р.Г.

Научный руководитель:

к.п.н. доцент кафедры СОЦиС

Богданова В.П.

 

 

 

 

 

Тюмень 2014

 

Оглавление

 

 

Введение

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Ответить на него порой трудно из-за недостатка жизненного опыта, самостоятельности, самопознания. Наиболее важной проблема профориентации становится в старшем школьном возрасте 16 -18 лет, когда учащиеся определяются с будущей профессией. На данном этапе развития возрастает интерес к внутреннему «Я», оценка своих способностей и склонностей; для молодых людей опыт взрослых приобретает значимость, возникает особый интерес к общению со взрослыми.

В связи с быстро изменяющимся рынком труда, выпускники школ не всегда имеют чётких представлений о профессиях, обязанностях специалистов, поэтому большинство из них поступают в ВУЗ на специальности, не соответствующие их индивидуальным запросам и потребностями общества.

Проведённое исследование ВЦИОМ в январе 2012 года среди учащихся 9 - 11 классов показал, что «78% современных школьников высоко оценивают собственные шансы на трудоустройство и связывают свой профессиональный успех с квалификацией». Однако на вопрос «Кем ты сам мечтаешь стать?» лишь 9% учащихся ясно представляют кем хотят стать; 30% решили последовать совету родителей и 61% - не определились. Проблема профориентации имеет место и требует новые пути решения.

Вопросами профессионального самоопределения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха, Е.М. Иванова, Т.В. Кудрявцев, И.Ю. Кузнецов, В.Ф. Сафин, Ю.К. Стрелков, Ф. Парсонс, А. Маслоу, К. Роджерс, У. Джейд и др.

Выбор профессии один из главных критериев социализации и самореализации. Правильный выбор профессии способствует становлению человека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества. Н.С. Пряжников утверждал, что существует неразрывная связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы…»

Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время носит нестабильный характер. Прежде всего это связано с большим количеством профессий, а огромный информационный поток не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности. В подобной ситуации необходимо выявить и создать условия, определяющих эффективность процесса профессионального определения.

Одним из современных методов профориентационной работы с молодёжью являются интерактивные технологии (деловые игры, тренинги, брэйнстоминг, кейсы и др.). Процесс взаимодействия позволяет более подробно рассмотреть аспекты будущей профессиональной деятельности, а также дает возможность получить опыт работы в коллективе.

Цель исследования:   разработать тренинговое профориентационное занятие для старшеклассников на основе  интерактивных социальных технологий.

Объект исследования- профориентационная работа с молодежью.

Предмет исследования- интерактивные социальные технологии профориентационной работы с молодёжью.

Задачи исследования:

  • Проанализировать понятия: «профориентация», «методы профориентации», «интерактивные социальные технологии профориентационной работы»
  • Изучить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
  • Выявить особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте
  • Изучение уровня сформированности профессионального самоопределения старшеклассников
  • Разработать тренинговое профориентационное занятие для старшеклассников.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой базы по проблеме исследования;
  • эмпирические: анкетирование;
  • методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

База и выборка исследования –МАОУ «Вагайская» СОШ, с.Вагай, Омутинский район. В анкетировании приняли участие учащиеся 9 и 11 классов, общее количество - 24 человека.

Практической значимостью исследования является разработанное тренинговое занятие по профориентации, которое может быть использовано специалистами по работе с молодежью для работы со старшеклассниками.

 

1. Теоретические основы  профориентационной работы с  молодежью

1.1 Молодежь как социальная группа

Молодежь как большая общественно-возрастная группа социума представляет собой весьма сложный объект изучения, находящийся в постоянном биологическом и историческом становлении.

Под молодежью понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

  1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.
  2. 17-19 лет - юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учебы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них.
  3. 20-24 года - собственно молодежь. Эту возрастную группу, прежде всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
  4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни. [24, c. 11]

Размеры молодежной популяции и ее доля во всем населении определяются тремя основными демографическими факторами - рождаемостью, смертностью и миграцией. Сегодня наибольшее влияние на сокращение удельного веса молодежи в составе населения России оказывает соотношение рождаемости и смертности. Известно, что в последние годы смертность существенно превышает рождаемость.

К этому результату приводит постоянно испытываемый населением и, соответственно, молодежью стресс, связанный с крайне неблагоприятными для большинства социальными условиями, среди которых утрата моральных и нравственных ориентиров, катастрофическое снижение уровня и качества жизни, политические и экономические «катаклизмы».

В современном обществе наблюдаются тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Растущее поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее.

Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный образ жизни. Происходит криминализация молодежи.

Все это ведет к сокращению участвующих в материальном и производительном духовном труде, росту социальной пассивности значительной части молодого поколения. Падение социального статуса и благополучия молодежи вызвано нестабильностью в обществе и погрешностями в государственной молодежной политике.

    1. Понятия и определения интерактивных технологий

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  • пассивная - молодёжь выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит)
  • активная - молодёжь выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
  • интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Молодёжь и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, деловых тренингов, совместное решение проблем.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие молодого человека в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса в области изучения
  • повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
  • развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
  • изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
  • саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Чтобы достичь поставленных целей, автор данной работы применяет в своей деятельности нетрадиционные формы уроков, использует интегрированные занятия, объединённые одной темой, применяет игровые формы обучения, проблемно - задачный подход, использует различные формы работы молодёжи, методы мотивации и стимулирования молодёжи (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные). Считается, что мотивация является основным условием интерактивного обучения, т.к. для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей молодёжи, имеющихся затруднений и проблем, чтобы в последующей работе целенаправленно использовать оптимальные методы и приёмы для реализации поставленных целей.

Каждый тренер привносит в каждый метод, технологию что-то своё, что-то, что необходимо на конкретном этапе обучения в конкретном молодёжной группе..

1.2 Профориентационная работа: понятие и методы

«Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» [19]. Основная цель профессиональной ориентации - помочь молодым людям определить профессиональный путь, разобраться в своих интересах и способностях. Работа профориентолога осуществляется по направлениям: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация. В школах же эта работа осуществляется учителями, либо психологами.

Первое бюро профориентации молодежи было создано в 1908 г. в Бостоне. Именно деятельность этого бюро принято считать началом профориентации. В СССР понятие «профориентация» появилось в начале XX в., когда в стране произошел бурный рост промышленного производства и перед людьми встала проблема выбора профессии. В это время профориентация зарождается и в России. Над различными аспектами проблемы профориентации работали ведущие советские психологи и педагоги: А.Т. Болтунов, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, П.П. Блонский и С.Т. Шацкий.

Теоретическими и методическими основами профориентации в СССР занимался психолог Е.А. Климов. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России. Он предложил разделить профессии на пять типов, в зависимости от предмета их труда: «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ» и «человек-природа». [9]

В 80-е годы появились центры профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР, в которых работали высококвалифицированные психологи. Они занимались не только профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профессионального самоопределения. Но с распадом Советского Союза государство стало игнорировать проблему профориентации молодежи.

Данная проблема имеет место и в наше время. Все чаще люди сталкиваются с неопределенностью и незнанием кем быть, где учиться, как сделать правильный выбор и не совершить ошибку. Если раньше профессию выбирали один раз и на всю жизнь, то сейчас от молодежи требуется готовность к творческому подходу в выборе профессии, постоянное обновление профессиональных знаний, высокая мобильность.

Существует и более общее понятие профориентации молодежи, которое включает в себя два термина «профессия» и «ориентация».

Профессия (от лат. «professio» - официально указанное занятие, специальность) - «род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющихся источником существования человека». [6]

Информация о работе Интерактивные технологии профориентационной работы с молодёжью