Интерактивные технологии профориентационной работы с молодёжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Ответить на него порой трудно из-за недостатка жизненного опыта, самостоятельности, самопознания. Наиболее важной проблема профориентации становится в старшем школьном возрасте 16 -18 лет, когда учащиеся определяются с будущей профессией. На данном этапе развития возрастает интерес к внутреннему «Я», оценка своих способностей и склонностей; для молодых людей опыт взрослых приобретает значимость, возникает особый интерес к общению со взрослыми.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 77.71 Кб (Скачать)

Среди профориентацинных мероприятий, проводимых в школе, старшеклассниками были указаны: анкетирование, классные часы, профориентационные тесты. На вопрос «Помогают ли они тебе в выборе профессии?»: «Да» - ответило 5 учащихся, «Нет» - 5 учащихся, Не ответил - 1 учащийся. Подобные методы профориентации малоэффективны и в современных условиях не могут в полной мере заинтересовать старшеклассника.

На вопрос «Какие формы профориентационной работы ты считаешь интересными для современной молодежи» учащиеся ответили: встреча со специалистами, экскурсия в ВУЗ, профориентационные тренинги, встреча со студентами. Один из старшеклассников предложил провести один день в роли будущей профессии. Это доказывает, что интерактивные методы в настоящее время являются актуальной формой профориентации старшеклассников.

 

2.2 Проект профориентационного  тренинга

Тренинговое занятие разработано для старшеклассников с целью активизации процесса самоопределения. Занятие включает вводную, основную и заключительную части.

Подробный план

1.Знакомство.

Краткое представления себя и целей всего тренинга. Представления всей группы по алгоритму – имя, два-три предложения, которые максимально могут, представит тебя и еще что-нибудь, что просто хочется сказать всем, если  конечно есть что.

Отлично знакомит между собой участников и располагает их к работе игра «Карточка знакомств»:

-участникам предлагается на небольшом листочке бумаги написать – «Человек, у которого точно такие же как у меня…….»

и дальше в столбик, под диктовку ведущего, написать:

-Цвет волос

-Размер обуви

- Любимая музыка

-Политические взгляды

- Пора года

-Парода собак

-Хобби

-Любимая наука

-Возраст

-Первая буква имени

-И тд.

(этот список может содержать  различные пункты в зависимости  от тематики тренинга).

После чего всем участникам предлагается в течение 7-10 минут (в зависимости от кол-ва)

собрать как можно подписей различных людей, напротив каждого пункта.

Возможно, обсуждение – кто, сколько собрал, напротив каких пунктов пробелы и почему. 

 

2.Сближение группы.

Игра «Приветствие».

Все участники становятся в два круга (внешний и внутренний) лицом к друг другу.

Задача – поздороваться так, как встречаются два закудышных друга. По команде ведущего, внешний круг делает шаг влево. Все повторяется и так до конца. (Если участники удачно справляются, возможно, несколько изменить задание и предложить другие ситуации  -  встречается начальник с подчиненным, два конкурента, два деловых партнера и тд.) 

 

3.Принятие основных правил тренинга.

Момент, когда ведущий должен максимально четко донести до всех участников тренинга правила участия, законы этого занятия.

Правила данного тренинга:

-         внимательно слушаю других и не перебиваю

-         говорю только от своего имени, о своих чувствах и мыслях

-         не рассказываю другим и не обсуждаю поведение остальных участников

Группа разбивается на несколько подгрупп, где идет обсуждение правил в течение пяти минут, после чего один представитель каждой подгруппы говорит, согласна ли его группа с правилами или необходимо внести изменения и с чем это связанно. Если появились предложения по изменению правил, подгруппам предлагается обсудить это и либо согласиться, либо нет.

За ведущим остается право отменить изменение.

Важно что бы все участники уважали принятые ими правила.

По окончанию можно спросить, что было легко, а что оказалось сложным. 

 

4. Обсуждение темы «Общение».

Задача – ответить на вопросы:

 Что такое общение?

Какая от него польза и какие у него цели?

(Объяснение ведущего на основе  аргумментаций). 

 

Цель объяснения:

-зафиксировать в сознание подростка, что сфера общения значительно  шире, нежели пустая болтовня  на переменах…., а получение результата  в нем зависит от умения  построить его в соответствии  со своими интересами. Так же  важно показать подросткам, что  у общения есть цель и ее  можно добиться через правильно  организованное общение. 

 

5. Игра «Попробуй, объясни…»

Играют два человека, сидя спиной к спине. Напротив каждого игрока, находятся по 10 карандашей. Первому игроку из карандашей ведущий выкладывает какую-нибудь фигурку и задача этого игрока объяснить второму, что эта за фигурка, что бы второй игрок только основываясь на объяснения смог ее воспроизвести из свои карандашей. При чем второй игрок не имеет право говорить, а как только он посчитает что задание выполнено, говорит СТОП. Затем меняются ролями.

Обсуждение - Что сложней, объяснять или выполнять. 

 

6. Игра «Ответь, не потеряв лицо»

Нескольким участникам дается задание:

Как бы вы ответили…, что бы вы сказали в той или иной ситуации…?

Варианты ситуаций:

Подруга (друг) разболтал (а) доверенную по секрету тайну,  друг (подруга) третий час говорит по телефону и ни как не хочет прекращать разговор, вашего близкого человека при вас сильно ругают, преподаватель на экзамене задает вопрос не по теме, и др.

Два человека выходят в центр круга и имитируют ситуацию (возможны другие технические подходы)

Важно что бы подростки поняли, с чем они остаются в конце разговора, какой результат получают вообще, а не сиюминутно.

Объяснения ведущего: ведущий контролирует процесс поиска решений, показывает и отмечает конструктивные моменты, при необходимости корректирует.

Остальные участники имеют право вмешиваться в обсуждение.

Итоговое слово ведущего: фиксация сознания участников, как важно видеть и держать цель и как важно вести себя так, чтобы не ущемить интересы другого человека, не допустить развитие конфликта. 

 

7. Модельная ситуация «Защити свои интересы».

Ведущий предлагает двум участникам ответить на «наезд».

Варианты:

-Милочка, ты со своей внешностью еще на что-то рассчитываешь, ха смешно…!

-Слушай парень, твои стихи как лепет ягненка, бе-бе…!

-Ты же двоечник и ничего не знаешь и не умеешь, куда ты лезешь, неудачник!

-И тд.

Ведущий фиксирует внимание участников на формах поведения. Информируя об основных формах:

  • Агрессивное
  • Неуверенное
  • косвенно-агресивное
  • уверенное.

Участники предлагает свои варианты решения ситуаций.

Примечание – здесь участники могут либо стоять, либо сидеть по своему выбору. А ведущий ведет разговор, стоя – он агрессор.

8. Игра «Критика».

Вызывается 3-4 участника. Они по очереди должны сказать друг другу о каком-либо недостатке, который предлагает ведущий.

 Задача ведущего фиксировать положительные и отрицательные моменты.

Варианты заданий:

  • ты сегодня как-то не очень хорошо выглядишь
  • почему ты так много болтаешь
  • ты слишком эмоционален
  • воя собака бросается на людей
  • твоя сестра плохо ведет себя, и тд.

Важно чтобы участники поняли, что цель критики – не обидеть человека, а  указать на недостатки и помощь их преодолеть. Конструктивной критика является только тогда, когда в ней отмечены и достоинства  и недостатки критикуемого человека, а так же подсказаны пути преодоления недостатков. Любое другое высказывание критикой считать нельзя, а можно считать «наездом».

9. Игра «Комплимент».

Очень важно проводить эту игру, сразу после критики, дабы проанализировать мобильность участников, их способность конструировать свое поведение адекватно сложившимся условиям.

Игра проходит в паре, которая выходит в центр круга.

Задача – сказать комплимент.

Если игроки затрудняются говорить комплименты, возможна подсказка со стороны участников или ведущего.

Примечание – важно, что бы подростками поняли, что комплимент – это не лесть и не «подлизывание» к человеку, а выражение искренней симпатии, радости, искреннего принятия человека и его достижений.

Обсуждение–в ходе обсуждения участниками делятся своими впечатлениями, ведущий подводит итог, фиксируя правила конструктивного комплимента, а также позиции «антикомплимента».  

 

10. Ролевая игра «Собеседование».

Комментарий

Практика показала, что данная ролевая игра вызывает у старшеклассников интерес в силу своей тематики. В современных условиях рыночной отношений в общество большое внимание уделяется отбору персонала, который проводиться во всех компаниях и где неотъемлемой частью является собеседование с претендентом. Тоже самое можно сказать и о сегодняшнем поступлении молодых людей в ВУЗы. По этому ребята с первого момента представления темы игры проявляют не поддельный интерес, понимая, что это отличная возможность проверить свои силы перед вступлением во взрослую жизнь. Интерес зависит от общей направленности группы:

-в случае направленности на достижения успеха, успех – это чисто прагматический интерес, вызванный неизбежностью прохождения подобной процедуры и возможностью подготовиться к подобной ситуации,

-в случае с возможностью поэкспериментировать с различными стилями общения на «научном» уровне анализа и обобщения, повысить свою коммуникативную компетентность применительно к предлагаемой ситуации, перенести полученный опыт на другие, совершенно не связанные с собеседованием ситуации, лучше разобраться в других людях и себе, научиться видеть и слышать партнера, вести диалог.

  1. 1. Вступительная речь.

Эта та часть игры, на которой ведущий настраивает всех участников на серьезное отношение к тому, что будет происходить: На собеседование будет оцениваться не только ваши знания по выполнению конкретной работы, но ваши личностные качества и особенности, на, сколько вы, как человек, обладающий определенным характером, стилем поведения и общения подходите для данной профессии, сможете ли влиться в ужу существующий коллектив. Конечно, качества, которые вы должны демонстрировать на собеседовании зависят от профессии и должности, на которую вы претендуете. Водителю грузовика или смотрителю музея совсем не обязательно быть общительным. Но как обойтись без этого качества секретарю, рекламному агенту, педагогу и тд.

Надеюсь, что опыт который вы получите при выполнение этого задания, пригодиться вам в дальнейшем, в вашей профессиональной деятельности. Но то на, сколько будет продуктивным и полезным для вас это занятие, в большей степени зависит только от вас, от вашей активности и собранности. Если вы готовы к участию в этом задании, то давайте приступим, готовы?

Вот и отлично!

2.Разминка.

а) представление.

В ситуации собеседования, важным моментом является, то как человек представляется своим собеседникам. Это как раз то с чего начинается строиться первое впечатление о нем. Причем часто мы не только произносим свое имя, но и сопровождаем его и жестом. Я предлагаю вам сейчас всем представиться, а делать мы это будем так, каждый из вас произнесет свое имя и при этом сделает какой-либо жест. После чего все остальные повторят его имя и жест.

 Понятно? Тогда начнем.

Б) приветствие.

Обмен приветствием – это обмен человеческим теплом. Встречая человека мы, прежде всего, встречаем его взглядом и выражаем в той или иной форме на, сколько мы рады его появлению. Конечно, так происходит только тогда когда мы искренни в выражении своих чувств, если мы подлинны в своем поведении, т.е. конгруэнтны. Давайте попробуем разные формы приветствия и определим наиболее эффективное для вас. Для этого предлагаю группе разбиться на 2 подгруппы и встать друг напротив друга на стоянии в несколько шагов в шеренги. Пожалуйста.

А теперь по моему сигналу партнеры приблизятся друг другу и разнообразными приветствиями. Это может быть все что угодно, рукопожатие, объятия, реверансы, различного рода восклицания или тихие многоговорящие взгляды.

Отлично, можете поменяться партнерами.

А теперь у меня к вам предложение, – что если нам устроить конкурс на самое оригинальное приветствие.

Подведение итогов – удалось кому-нибудь найти для себя новую форму приветствия, когда с вами здоровались по необычному, что с вами происходило.

Основная часть «Собеседование».

Для проведения этой игры нужно три человека, которые выступят в качестве экспертов, т.е. того кто будет проводить собеседование.

Есть желающие? Отлично!

А остальные, пожалуйста, разбейтесь на «четверки».

Представьте, что в газете вы прочли объявление –

«Компания XYZ приглашает на работу активных, инициативных и общительных молодых людей в качестве рекламных агентов. Конкурсный отбор претендентов проводится в форме собеседования».

Вас за интересовало это предложение, и вы решили попробовать свои силы.

Просьба к нашим экспертам перейти в другую комнату для получения инструкций у моего помощника.

Инструкция экспертам:

Перед вами предстанут  4 претендента (кол-во претендентов на усмотрение ведущего) на должность рекламного агента. Вам необходимо выбрать на ваш взгляд того человека, который на ваш взгляд проявит высокую культуру общения. Для того, что бы участники собеседования были поставлены в равные условия, вы предлагаете им ответить на одинаковые вопросы. Ваша основная задача поведение и ответы претендентов, ведя с ними диалог, после того, когда вы сделаете свой выбор, вы должны быть готовым обосновать его.

Информация о работе Интерактивные технологии профориентационной работы с молодёжью