Интерактивные технологии профориентационной работы с молодёжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

В жизни каждого молодого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда пойти учиться? Ответить на него порой трудно из-за недостатка жизненного опыта, самостоятельности, самопознания. Наиболее важной проблема профориентации становится в старшем школьном возрасте 16 -18 лет, когда учащиеся определяются с будущей профессией. На данном этапе развития возрастает интерес к внутреннему «Я», оценка своих способностей и склонностей; для молодых людей опыт взрослых приобретает значимость, возникает особый интерес к общению со взрослыми.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 77.71 Кб (Скачать)

В профориентации под тренингом понимается «совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучение и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений» [5]. Профориентационный тренинг существенно облегчает и ускоряет процесс овладения профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для выбора будущей профессии, а также создает возможности для полного самопознания и самоопределения.

Интерактивные технологии уже давно показали свою эффективность в профориентации. Однако их совершенствоваие и использование сталкивается с проблемой переосмысления целей, ради достижения которых применяются активные методы профессионального и личностного самоопределения.

Еще в 80-е и в начале 90-х годов использование игровых и тренинговых технологий было нередко связано с «самоутверждением самой профориентации в общественном сознании», когда обществу требовалось показать, что профориентация это интересно и увлекательно. Это часто превращало профориентационные занятия и консультации в «веселое и увлекательное времяпрепровождение». [5]

Сегодня в обществе и в сфере образования вновь возник интерес к профориентации. Однако задачи, для решения которых, собственно, и необходима профориентация, - совершенно иные. Сейчас появляется возможность проводить профориентационную работу более содержательно и смело. Соответственно, меняется и смысл использования активизирующих, в том числе и тренинговых технологий. Поэтому важно разобраться в причинах, активизирующих молодежь в профессиональном выборе.

Но для достижения необходимого результата немаловажны цели, которые ставят перед собой молодые люди, участвующие в тренинге. В каждом тренинге выделяют три группы целей: личные, общие и универсальные.

Личные цели участника могут быть изначально далеки от направленности тренинга, но в ходе работы намерения участника могут расшириться или трансформироваться. Помочь ему в этом могут активное участие в упражнениях, обсуждение и обратная связь как от самого тренера, так и от других членов группы.

Общие цели изначально формулируются тренером. В профориентационном тренинге выделяются такие общие цели как:

·Развитие навыков саморегуляции, самоанализа

·Повышение коммуникативной компетентности

·Приобретение новых умений в профессиональной сфере

·Совершенствование профессиональных навыков

·Развитие социальнойперцептии

·Характерологические изменения личности

·Личностный рост и др.

По мнению К. Рудестама, роль цели возрастает, когда функция группы направлена на решение проблемы, а менее значима она в группах личностного роста; но во всех случаях она присутствует [2].

К универсальным целям, которые характерны для всех видов тренингов, относятся:

·Выявление проблем каждого участника и помощь ему в осознании своего состояния

·Улучшение субъективного самочувствия участников группы

·Повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме за счет выявления ими на собственном опыте закономерностей межличностного взаимодействия

·Рост самосознания участников группы

Практически в любой социальной группе молодежи необходима коррекция профессиональных целей, а это требует интерактивности, тренинговой формы, в которой самопознание, социальное взаимодействие и диагностики объединены. В процессе тренинговой работы у школьников происходит смена внутренних установок, расширяются знания о будущей профессии, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим. Дети становятся более компетентными в сфере общения.

В школах роль тренера выполняют учителя, иногда психологи. Профориентационные тренинги предназначены для более четкого определения предпочтительной профессии, для расширения знаний учащихся о профессиях, информационной и психологической подготовки их к вступительным экзаменам, для осознания учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, для обучения учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), для активизации планирования профессиональной и жизненной перспективы. К сожалению, сейчас в школах недостаточно подобных занятий по профориентации. Учителя прибегают к привычным методам: профориентационным тестам, лекциям, анкетам. Необходимо использование новых, современных методов профориентации, чтобы учащиеся были заинтересованы в выборе будущей профессии. Именно у профориентационных тренингов есть такие преимущества, как умение привлечь внимание школьников и найти подход к каждому.

Можно выделить ряд преимуществ интерактивных методов, в особенности профориентационных тренингов [2]:

·Могут создавать мотивацию к определению будущей профессии. Они пробуждают любопытство и интерес участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

·Позволяют создавать условия для развития личности. В оптимальном варианте они могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и раскрытии своего человеческого потенциала.

·Облегчают освоение новых коммуникативных и поведенческих норм и позволяют оптимально ввести их в повседневную жизнь уже опробованными.

·Побуждают участников тренировать определенные психические навыки, а именно:

- открытую коммуникацию;

постановку требований;

принятие решений;

помощь другим;

сотрудничество;

личную ответственность.

·В благоприятном случае профориентационные тренинги способны изменить жизненные установки участников. Возможно, измениться их представление о себе, они поймут, что могут больше и эффективней учиться, создать что-то важное, изменить что-то в своей жизни.

·Снижают тревогу участников, особенно в начале групповой работы, и облегчают формирование групповой сплоченности.

·Вовлекают в работу первоначально пассивных членов группы.

·Способствуют проработке важнейших проблем, возникающих в системе человеческих отношений.

Профориентационный тренинг один из эффективных методов профориентационной работы с молодежью и имеет ряд существенных преимуществ. Он помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии, приобрести коммуникативные навыки и др. В школах учителя редко прибегают к подобным формам профориентационной работы, хотя учащихся интересуют подобные методы. Поэтому старшеклассникам все труднее сделать осознанный выбор.

 

2. Использование интерактивных  методов профориентации в старшем  школьном возрасте

2.1 Анкетирование  старшеклассников с целью выявления  особенностей профессионального  самоопределения

Анкетирование было проведено с целью исследования самоопределения обучающихся, а также профориентационной работы в школе на базе МАОУ «Вагайская СОШ» . с.Вагай, Омутинского района. Выборку составили учащиеся 9 (13 человек) и 11 (11 человек) классов.

Анализ результатов анкетирования учащихся 9 класса.

Абсолютное большинство учеников 9 класса указали, что определились с будущей профессией. Ими были выделены такие профессии как: учитель, программист, железнодорожник, менеджер по туризму, ветеринар, повар, продавец, инженер. Однако многие из учащихся не имеют полного представления о выбранной профессии. Так, например, на вопрос «Что привлекает вас в выбранной профессии?» были получены ответы: «Не знаю, программисты нужны всегда», «Работа с детьми, предметы, которые я люблю - химия и биология», «Возможность проявить себя, пойти по стопам родителей», «Не знаю, что-то привлекло» и др. Большинство учащихся выбирают профессию, зная лишь внешнюю сторону какой-либо специальности. При этом они берут за основу те знания и представления о профессиях, которые они слышали от родителей, учителей, СМИ, не оценивая объективно свой выбор.

На вопрос «Кто (что) повлиял(о) на твой выбор?» были получены следующие результаты: на многих учащихся повлиял выбор родителей, также большая часть класса ответили «сам(а) решил(а)». Менее популярен был ответ «востребованность в обществе». Не смотря на то, что учащиеся «сами» сделали выбор, они колеблются с выбором ВУЗа, а также не знают, где готовят специалистов, выбранной профессии. Это в большей степени обусловлено тем, что они еще не определились, продолжить ли обучение в школе, либо поступить в ВУЗ, колледж, ПТУ.

Как показало анкетирование, интересы учащихся в большинстве не соответствуют заявленной профессии. На вопрос «Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с желанием, интересом?» большинство ответило «Нет»; также в качестве хобби были указаны: «игра в видеоигры», «просмотр видеофильмов», «футбол», «рисование», «чтение» и др. Так как школа находится в небольшом поселке, существует немного учреждений дополнительного образования, где дети могли бы заниматься в кружках и секциях. Поэтому спектр увлечений учащихся не велик, что влечет за собой массу проблем. В том числе и профессиональное определение зависит от этого.

На вопрос «В какой ВУЗ ты хотел(а) бы поступить?» многие указали ТюмГУ, также больше половины учащихся дали ответы «Никакой», «Не знаю». Единичными ответами были: ТюмГАСУ, ТюмГНГУ, ТюмГМА. Подобный результат свидетельствует о том, что девятиклассники еще не готовы сделать выбор как профессии, так и учебного заведения. Для них приоритетом становится подготовка к предстоящим экзаменам, так как большинство на вопрос «Что ты делаешь, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ?» ответили: «Готовлюсь к экзаменам», «Ничего». Это говорит о пассивности современных школьников, они не представляют себе явных ориентиров, целей и путей их достижения.

Для учащихся 9-го класса «Будущая профессия - это»: «Хобби», «Что-то важное в жизни», «Мое будущее», «Смысл жизни», «Деньги». Несмотря на столь отдаленные перспективы в выборе будущей профессии, школьники все же хотят получать удовольствие от процесса работы, способности развиваться, чтобы это стало делом всей жизни. И лишь один человек ответил, что для него «будущая профессия - это деньги».

На вопрос «Выделите профессионально- и личностно - важные качества, необходимые для выбранной профессии?» были получены ответы: «умение», «стремление», «коммуникабельность», «целеустремленность», «трудолюбие», «чуткость», «ответственность» и др. Анализ ответов учащихся показал, что большинство из них выделяют лишь личностно - важные качества. О профессиональных качествах они знают лишь абстрактно, принимая за образ будущей профессии уже сложившиеся мнения в обществе.

На вопрос «Какие профориентационные мероприятия проходят в твоей школе?» учащиеся указали: факультатив «Профессиональное определение и профессиональное консультирование», «лекции», профориентационные «тесты». Это традиционные формы проведения профориентационной работы в школе. К сожалению, это малоэффективные методы, так как самих старшеклассников интересуют методы интерактивного характера. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Какие формы профориентационной работы ты считаешь интересными для современной молодежи?»: «деловая профориентационная игра», «тренинг», «экскурсия в ВУЗ», «встречи со студентами и специалистами». Также учащиеся указали, что профориентационные мероприятия, проводимые в школе не помогают им в выборе профессии («Помогают ли тебе в выборе профессии профориентационные мероприятия, которые проходят в школе?»:«Да» - ответило 4 человека, «Нет» - 8 человек).

Анализ результатов анкетирования учащихся 11 класса.

Анализ анкет учащихся показал, что больше половины класса не определились с выбором профессии («Определился(лась) ли ты с выбором профессии?»: «Да» - 4 человека, «Нет» - 7 человек). Это указывает на проблему профессионального выбора в школе. Причиной тому может служить неэффективная профориентационная работа в школе, незаинтересованность учащихся, плохая информированность о профессиональных сферах деятельности. Старшеклассниками были отмечены следующие профессии: учитель, дизайнер, переводчик, врач.

На вопрос «Что тебя привлекает в выбранной профессии?» учащиеся указали: «способность заниматься научной деятельностью», «общение с детьми», «творческая деятельность», «владение языками», «учить детей». Ответы определившихся с выбором профессии старшеклассников отражают их реальное представление того, чем они хотели бы заниматься в будущем.

На выбор учащихся влияет ряд факторов. На вопрос «Кто (что) повлиял(о) на твой выбор?» были даны ответы: «родители», «никто», «интерес к профессии», «учитель», «программа по телевизору» и др. Для старшеклассника важна поддержка старших, но ни родители, ни учителя не должны давить на ребенка.

На вопрос «Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом? Какое?» учащиеся ответили: «пение, рисование», «вышивание», «чтение», «изучение английского языка». Увлечения старшеклассников отражают их направленность на выбранную профессию. А среди тех, кто еще не определился также немало интересующихся какой-либо деятельностью.

Старшеклассниками были выделены в качестве приоритетных ВУЗов такие как: ТюмГУ, ТюмГНГУ, ТюмГАСУ, ТюмГМА. Большинство учащихся не ответили на вопрос «В какой ВУЗ ты хотел(а) бы поступить?». Это указывает как о неопределенности выбора профессии, так и о затруднении в выборе ВУЗа. В последствии у старшеклассника могут возникнуть проблемы с самореализацией и социализацией.

В 11-ом классе на первый план выходит подготовка к экзаменам. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Что ты делаешь (уже сделал(а)), чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ?»: «готовлюсь к экзаменам», «читаю соответствующую литературу», «посещаю подготовительные курсы», «ничего». Лишь 1 человек не ответил на данный вопрос.

На вопрос «Для меня будущая профессия - это…» старшеклассники ответили: «получение удовольствия от работы», «престижность, хорошая заработная плата», «любимое дело, хороший доход», «интересное занятие, часть жизни» и др. В результате для учащихся в работе важно не только удовольствие, но и доход.

Учащимися были выделены профессионально и личностно - важные качества будущей профессии: «любовь к будущей профессии», «образованность, компетентность, интеллигентность», «творческие задатки, умение рисовать», «любовь к детям, терпение, усердие», «принятие быстрых решений» и др. В отличие от девятиклассников, учащиеся 11-го класса конкретнее представляют себе те качества, которые необходимы именно в их выбранной профессии. Среди тех, кто еще не определился с выбором профессии, также были выделены личностно- и профессионально - важные качества.

Информация о работе Интерактивные технологии профориентационной работы с молодёжью