Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – анализ и изучение социально-педагогической работы с сельской молодёжью.
Наше предположение, что социально-педагогическая работа с сельской молодёжью имеет комплексный характер, стало гипотезой данной курсовой работы.
Для достижения поставленной в работе цели и для проверки сформулированной гипотезы анализа мы разработали следующие задачи:
1) Изучить социально-педагогические особенности сельской молодёжи;
2) Выявить особенности социально-педагогической деятельности с сельской молодёжью;

Файлы: 1 файл

Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Тема  нашей курсовой работы – это социально-педагогическая работа с сельской молодёжью. В современном  мире в условиях смены института  собственности, приватизации, резкого  обнищания населения и агрессивной  идеологии культа денег реализация молодёжной политики и национальных проектов, направленных на молодёжь села, не может успешно осуществляться без учёта и изучения социально-педагогических особенностей сельской молодёжи как особой демографической группы.

     Одним из злободневных вопросов современной  сельской молодёжи является развитие государственной молодёжной политики  в сельском образовательном пространстве.

     Поэтому за последнее десятилетие Институт социально-педагогических проблем  села РАО провёл несколько масштабных российских исследований, направленных на изучение социально-педагогических особенностей  работы с сельской молодёжью. Результаты этих исследований мы приводим в пример в нашей работе.

     На  основании вышесказанного, подведём итог: социально-педагогическая работа с сельской молодёжью стала актуальной темой в современном российском социуме.

     Для углублённого рассмотрения темы мы взяли  конкретную административную единицу: село Новотроицкое Частоозерского района Курганской области. И на его примере  изучили деятельность структур, осуществляющих социально-педагогическую работу с  молодёжью села.

     Объектом  исследования нашей курсовой работы является сельская молодёжь. А предмет  курсовой работы – социально педагогическая работа с сельской молодёжью.

     Цель  нашей работы – анализ и изучение социально-педагогической работы с  сельской молодёжью.

     Наше  предположение, что социально-педагогическая работа с сельской молодёжью имеет  комплексный характер, стало гипотезой  данной курсовой работы.

     Для достижения поставленной в работе цели и для проверки сформулированной гипотезы анализа мы разработали следующие задачи:

    1. Изучить социально-педагогические особенности сельской молодёжи;
    2. Выявить особенности социально-педагогической деятельности с сельской молодёжью;
    3. Проанализировать деятельность структур села Новотроицкого, осуществляющих социально-педагогическую деятельность с молодёжью;
    4. Разработать методические рекомендации для специалистов, работающих с сельской молодёжью.

            В курсовой работе мы применяли  методы как теоретические, так  и эмпирические. Теоретические методы были направлены на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования. К ним относятся: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, сравнение, классификация, обобщение.

            А использованные нами эмпирические  методы – это наблюдения, изучение  литературы и других источников. По функциям мы использовали  метод статистической обработки  материала.

     Данная  курсовая работа начинается с введения, где мы объясняем актуальность выбранной  нами темы, оговариваем цель работы, её гипотезу, задачи, направленные на достижение поставленной цели и подтверждения или опровержения гипотезы. А также приводим использованные в работе методы.

     Работа  содержит две главы, в которых  подробно рассмотрены поставленные задачи и приведены конкретные примеры. Первую главу мы посвятили вопросу молодёжи как особой социально-демографической группе, рассмотрели различия между молодёжью города и села. Также изучили социально-педагогические особенности сельской молодёжи и особенности социально-педагогической деятельности с сельской молодёжью.

     Во  второй главе мы провели анализ деятельности структур села Новотроицкого, осуществляющих социально-педагогическую деятельность с молодёжью, и разработали методические рекомендации для специалистов, работающих с сельской молодёжью.

     Завершает работу заключение, в котором мы подводим итог проделанной нами работы, и список использованных источников. 

       

 

     ГЛАВА 1 Теоретические основы социально-педагогической работы с сельской молодежью

        1.1 Сельская молодёжь: социально-педагогические  особенности

        Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

        Одно из первых определений  понятия «молодёжь» было дано  в    1968 г.      В. Т. Лисовским. Он рассматривал молодёжь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. [5].

        Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

       Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. [15].

       Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет.

        Стратегия государственной молодёжной  политики Российской Федерации (СГМП РФ), утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, расширяет принятые в социологии возрастные рамки молодёжи. Вместо традиционного диапазона с 16 до 30 лет (принятым в социологии и в демографической статистике) СГМП РФ опускает нижнюю планку возрастной группы на два года, указывая, что молодёжная стратегия «ориентирована преимущественно на граждан в возрасте от 14 до 30 лет». [1].

        Расширенная возрастная когорта  молодых людей  с 14 до 30 лет включительно, прежде всего, означает дополнительную дифференциацию работы с молодёжью. В рамках нового возрастного диапазона в его структуре по социологическим критериям можно выделить несколько социально-демографических групп:

  • подростки (14-16 лет, период отрочества);
  • юношество (16-18 лет, период юности);
  • студенчество + начало трудовой деятельности (18-23 года);
  • трудящуюся молодёжь (23-30 лет, молодёжь на рынке труда и занятости).

        Итак, в орбите молодёжной политики  теперь не три, а четыре категории  молодёжи (введены подростки, ранее  относимые к категории «дети»). Эти группы отличаются уровнем  социальной активности, социальными  установками, жизненными планами  и возможностями их реализации. В каждом проекте, реализуемым местными органами власти или специалистами по работе с молодёжью,  указываются рекомендуемые возрастные рамки и тем самым выделяются два этапа социализации молодёжи:

  • дотрудовая (юность, весь период обучения. Иначе говоря, образовательная социализация).
  • трудовая (самая активная – до 30 лет). [4].

        В социологии и педагогике молодёжь принято подразделять на городскую и сельскую молодёжь. Отметим коренные различия современной сельской и городской молодёжи, без которых трудно понять социально-педагогические особенности молодёжи села.

        Сельская молодёжь сохраняет  свою патриархальность, хотя и  в более либеральной, чем раньше  форме. По своим взглядам сельская  молодёжь умеренно консервативна. Любые новшества в экономике, политике и культуре она встречает настороженно, с опаской. В то же время сельская молодёжь сохраняет более высокую степень социальной, педагогической, психологической и нравственной устойчивости, чем в городе. [8].

        Надо признать, что сильнее, чем в городе, сельскую молодёжь объединяет сейчас религия с её различными конфессиями, и прежде всего православие.

        Но, в условиях смены института  собственности, приватизации, резкого  обнищания населения и агрессивной  идеологии культа денег сельская  молодёжь не смогла устоять  перед негативным прессингом  таких тяжёлых асоциальных явлений,  как алкоголизм, переросший в  массовый процесс алкоголизации,  наркомания, проституция.

        Сельская молодёжь - лидирующая группа сельского общества, потому что в силу своего объективного состояния концентрирует в себе перспективные тенденции его развития. Это не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение которой детерминировано социально-экономическим состоянием общества. Специфика заключается прежде всего в том, что сельская молодёжь в социально-педагогическом отношении находится в переходном состоянии. Эта переходность определяет: во-первых, необходимость изучения проблем сельской молодёжи как части всего общества; во-вторых, требование дифференцировать сельскую молодёжь как слой по целому ряду признаков, основные из которых возраст, пол, вид занятий и деятельности, социально-экономическое положение и так далее. [13].

        Интеллектуальный, экономический, культурный, духовный потенциал сельского села 21 века во многом определит нынешняя молодёжь. В целом молодёжь села – надежда и будущее российского села.

        Молодёжь – социально-перспективная  часть сельского населения. От  уровня её образования, культуры, состояния здоровья, жизненных планов и профессиональных намерений во многом зависит жизнеспособность аграрного сектора страны, его трудовые ресурсы, сохранение села как исторически обусловленной модели жизнеустройства, традиционно характерной для России. [9].

        Среди всех категорий сельского  населения она наиболее восприимчива  к новым идеям и новациям, более  адаптивна к новым условиям  жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом – все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.

        Коренные изменения социально-экономических  условий сельской жизни, переход  к рыночной экономике со всеми  вытекающими отсюда последствиями  порождают множество проблем,  которые не могут быть решены  без активного участия сельской  школы, которая, в свою очередь,  нуждается в существенных преобразованиях,  адекватных происходящим в современном  обществе переменам. Жизнь предъявляет  к ее выпускникам совершенно  другие требования по сравнению  с теми, какие были несколько  лет тому назад. Она определяет  необходимость быть конкурентоспособным  на рынке труда, обладать большой  социальной ответственностью и  способностью принимать важные  самостоятельные решения экономического, юридического и нравственного  порядка. [5].

        Сельская школа сегодня - это  всеобъемлющая форма педагогической и социальной деятельности на селе. От ее работы зависит как жизнедеятельность сельского общества в целом, так и результативность проводимых в нем реформ. Однако сельские школы существуют в различной среде. Одни находятся в глубинке, в значительном отдалении от больших поселений, где не развита инфраструктура и состав учащихся которых малочисленный. Другие органически вписаны в индустриальные районы и обладают признаками городских школ, хотя по существу остаются сельскими образовательными учреждениями. Здесь отсутствует значительная территориальная разобщенность населения, имеет место достаточная информационная насыщенность и плотное промышленное окружение. [11].   

        Сельская школа существует в условиях статичной, однообразной среды, низок образовательный уровень населения, скудна культурная информация. Характер сельской среды противоречиво воздействует на человека. С одной стороны, нам известно множество примеров происхождения одаренных, гениальных личностей из этой среды, с другой – реальная жизнь дает множество примеров духовного и физического упадка сельской молодёжи.  
              Сельская среда характеризуется смешением различных культур, преобладанием нерегламентированных социальных отношений, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений молодёжи с взрослыми и сверстниками. На селе отсутствует анонимность общения. По этой причине на селе в большей степени проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется своеобразный социальный контроль всех сфер жизни каждого молодого человека. Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, что делает сельскую школу более «семейной». [6]. 
             Недостаточность перспектив социального продвижения, особенно значимых для самоутверждения в юности, скудность досуговых возможностей сельского образа жизни приводит к отвержению его как личного варианта образа жизни с одной стороны и возникновению комплекса городского превосходства с другой. 
   Нельзя не отметить характерных кадровых проблем современной сельской школы. Решение проблемы путем трудоустройства в ней горожан или молодых специалистов, направленных по распределению, приводит их к частой смене, что влияет на качество воспитательного процесса.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью