Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – анализ и изучение социально-педагогической работы с сельской молодёжью.
Наше предположение, что социально-педагогическая работа с сельской молодёжью имеет комплексный характер, стало гипотезой данной курсовой работы.
Для достижения поставленной в работе цели и для проверки сформулированной гипотезы анализа мы разработали следующие задачи:
1) Изучить социально-педагогические особенности сельской молодёжи;
2) Выявить особенности социально-педагогической деятельности с сельской молодёжью;

Файлы: 1 файл

Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

        В значительной мере этому  способствуют отечественные СМИ,  информационная политика которых  преследует в основном цели  обогащения, сенсационности, навязчивости  и практически самоустранилась  от формирования у молодых  телезрителей эстетических вкусов  и нравственных идеалов.

  1. Как влияют СМИ на отношение к труду?           

        Влияние передач радио и телевидения на трудовые ориентации, по признанию большинства сельской молодёжи (40,5%), сильное, независимо от гендерной принадлежности.

        Следует отметить, что потребительская  ориентация в трудовой сфере  «не работать и не учиться,  но иметь всё, что хочется»  не типична для сельской молодёжи. Большинство сельской молодёжи  придерживаются нравственных трудовых  установок и ориентаций: «много  работать и хорошо зарабатывать»,  «иметь интересную работу, любимую  профессию независимо от заработка»  или «небольшой, но твёрдый заработок». [8].

        Можно прийти к выводу, что  труд как социальная и нравственная  ценность  у сельской молодёжи  создаёт хорошие предпосылки  для закрепления в молодёжном  сознании нравственных ценностей  трудового поведения и социальной  ценности труда.

  1. И наконец, нельзя не прокомментировать расширения ещё одного безусловно перспективного  для села информационно-ресурсного   канала – сети Интернет.

        Информационная активность в  этом самом динамично развивающемся  коммуникационном пространстве  последовательно усиливается. Хотя  неудивительно, что самой интенсивной  молодёжной аудиторией Интернета  остаётся городская молодёжь.

        Рассмотрев характеристику современной  распространённости Интернет-информации, узнали, что вообще потенциал роста сети Интернет в России оценивается сегодня в 28 млн пользователей. Сельский пользователь Интернет-сети пока в России немногочисленный и едва переступил 1%. Самый ресурсный возраст активного пользования Всемирной сетью в России, в том числе и на селе, сосредоточен в интервале от 18 до 24 лет. Это период самого интенсивного обращения к Интернету. [8].

        С компьютеризацией сельской  школы количество молодых сельских  пользователей будет увеличиваться.

        Итак, информационное поле (а образовательное  является его частью) выполняет  в сельском социуме особые  дополнительные, своего рода компенсаторные  социально-педагогические функции:  психологические, культурологические, познавательные, образовательные, развлекательно-досуговые, виртуальные, идеологические (мировоззренческие), а также усиливающиеся функции социализации молодёжи в информационном мире. [6].

        Пятая особенность социально-педагогической  деятельности – это военно-патриотическая  особенность. Она связана с  установками сельской молодёжи  на службу в армии. На это  следует уделять большое внимание  структурам по работе с молодёжью,  так как уровень гражданской  сознательности сельской молодёжи (причём и юношей, и девушек)  в этой сфере существенно выше, чем в городе. Сельская молодёжь  относится к службе в армии как к выполнению своего долга перед Отечеством. На вопрос «служить или не служить в армии» большинство молодёжи дают положительный ответ, потому что считают службу гражданским долгом каждого молодого человека, даже если ему это не нравится. [8].

        Именно в сельском образовательном  социуме меньше, чем среди других  групп населения и молодёжи, тех,  кто считает годы, проведённые  в армии, потерянным временем. Главный мотив отказа от службы  – массовая угроза личной безопасности  и отсутствие гарантий нормальной  службы.

     Таким образом, социально-педагогическая активность сельской молодёжи не является устойчивой единицей. Она меняется, вырабатывает новые формы социального поведения  в различных сферах жизнедеятельности  молодёжи и должна учитываться в  реализации молодёжной политики.

        И шестая особенность социально-педагогической  деятельности – город и село: сближение в девиантности и угрозах безопасности. В условиях глобализации осуществление молодёжной политики на селе сближается с городским, особенно в вопросах безопасности общества и личности, угроз распространения девиантных форм поведения. [8].

        Преступность на селе растёт  из года в год. Алкоголизм  и процесс алкоголизации селян  стал массовым явлением. Наркомания  превратилась в серьёзную реальную  опасность для сельской молодёжи. СПИД и другие тяжёлые заболевания  перестали быть чертой только  городского образа жизни и  впервые в нашей истории получили  распространение среди сельского  населения. Даже проституция стала  одним из асоциальных явлений  сельской действительности. Село  как город поразили социальное  сиротство и брошенные дети. В  итоге, глобализация поставила  вопрос об угрозах безопасности  сельской молодёжи также остро,  как и в городской среде.  [4].

        При построении и организации  работы с сельской молодёжью  обязательно нужно учитывать  рассмотренные нами социально-педагогические  особенности этой демографической  группы. Реализация национальных проектов и молодёжной политики в сельском социуме также невозможна без учёта этих социально-педагогических особенностей. 
 

     ГЛАВА 2 Анализ деятельности структур села Новотроицкого, осуществляющих социально-педагогическую работу с молодёжью 

     2.1 Структуры по работе с молодёжью  в селе Новотроицком, изучение  и анализ их деятельности

     Проблемы  российского села всегда были в центре внимания и всегда оставались крайне сложными для разрешения. Исходя из кризисного социального, экономического и духовно-нравственного состояния  российского села эпохи рыночных преобразований, один из злободневных вопросов современной сельской жизни  – развитие государственной молодёжной политики в сельском образовательном  пространстве.

        Сформулировав некоторые замечания  методологического характера, мы  выяснили, что молодёжная политика  в селе Новотроицком, осуществляется чаще всего как часть политики социальной и не является автономным, самостоятельным видом политики. В свою очередь, социальная политика исходит из признания принципа государственного патроната (с латинского – отеческий, отцовский) интересов наиболее уязвимых групп населения, к которым относится сельская молодёжь.

        В целом, социальная политика  означает деятельность государства  по управлению развитием социальной  сферы общества, направленную на  активизацию трудовой и общественной  активности населения, удовлетворения  его социальных интересов и  потребностей. Молодёжная политика в селе Новотроицком в идеале основывается полностью на принятой Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Но в определении социальной политики, приведённом выше, Стратегия молодёжной политики немного не вписывается. Эти понятия концептуально воедино не связаны. Молодёжная политика изложена в Стратегии фрагментарно в форме семи конкретных проектов работы с молодёжью. Среди них:

  1. Молодёжная информационная сеть «Новый взгляд».
  2. «Доброволец России».
  3. «Карьера».
  4. «Молодая семья России».
  5. «Команда».
  6. «Успех в твоих руках».
  7. «Шаг навстречу».

        Чтобы преодолеть некоторую заземлённость, фрагментарность молодёжной политики села Новотроицкого, следует очертить масштабы социальной деятельности государства, местных институтов власти, руководителей сельской школы по её реализации, соединить её с национальными проектами. Они определяют конкретные направления деятельности государства в самых болезненных сферах социальной политики: здравоохранения, жилья, образования, сельского хозяйства.

     Обозначим структуры, занимающиеся деятельностью  по работе с молодёжью в селе Новотроицком. Итак, это глава местного института  власти – сельского совета, руководители Новотроицкой средней общеобразовательной школы – директор, завуч по воспитательной работе, библиотекарь и работники местного Дома культуры.

     Основные направления работы структур по работе с молодёжью села Новотроицкого:  
- информационно-методическое обеспечение государственной молодежной политики на уровне села; 
- пропаганда ЗОЖ и профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;  
- гражданско-патриотическое воспитание молодежи;                 
- поддержка и развитие молодежных инициатив и творчества молодежи;  
- информационно-методическая и организационная поддержка детских и молодежных общественных объединений;  
- организация досуга.

     Новотроицкая средняя общеобразовательная школа сегодня нуждается в существенной модернизации – технологической и содержательной. Молодёжь пойдёт в сельскохозяйственное производство, если будет налажена связь между школой, учреждениями начального, среднего профессионального образования и предприятиями-производителями. Если взять глобальнее, то от решения этой проблемы зависит продовольственная безопасность России. От школы ситуация требует воспитания со школьной скамьи будущих тружеников сельского хозяйства.

     На  высоком уровне ведётся социально-педагогическая деятельность по работе с молодёжью, осуществляемая сельской библиотекой  и сельским Домом культуры. В основном, проводимые ими мероприятия для  молодёжи несут нравственный и патриотический характер. Отметим, что большинство этих мероприятий имеют календарные даты, то есть это мероприятия для молодёжи, проводимые на Новый год, 23 февраля, 8 Марта, День Матери и др.

     Все структуры села по работе с молодёжью ведут комплексную работу, постоянно сотрудничая между собой и реализуя совместные проекты по основным направлениям работы. Несомненно, они учитывают социально-педагогические особенности работы с сельской молодёжью: образовательные, трудовые, общественно-политические, досуговые (социокультурные), информационные, военные (служба в армии). И благодаря этому учёту работа с молодёжью ведётся полноценно, комплексно. 
 

     2.2 Методические рекомендации для  специалистов по работе с сельской  молодёжью

     Изучив  социально-педагогические особенности  сельской молодёжи и особенности  деятельности структур по работе с  сельской молодёжью, мы решили разработать  рекомендации для специалистов по работе с сельской молодёжью.

     Итак, развитие сельской молодёжи, её жизнедеятельности видится нам в интеграции, по крайней мере, трёх принципиальных положений: знать, уметь, действовать.

     Знать: возрастные, психологические, общественные особенности, возможности и характеристики молодёжи; систему межличностных  отношений.

     Уметь: направлять потенциальную энергию  молодёжи в социально полезное русло.

     Действовать: в самых различных сферах –  образовательной, трудовой, экономической, правоохранительной, воинской.

     Чрезвычайно важное значение  приобретает взаимодействие специалиста по работе с молодёжью с сельской молодёжью. И надо помнить, что для достижения поставленных целей, работа с молодёжью должна нести комплексный характер.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Многие  государственные учреждения формально  относятся к решению проблем  молодёжи и к работе с молодёжью. Подобная ситуация является результатом  многих причин: неподготовленности глав муниципальных и сельских поселений  к работе с молодёжью, их недальновидности  в выборе приоритетов молодёжной и социальной политики, отсутствием  средств для создания инфраструктуры досуга. Не используются в полной мере возможности государственных структур для самоорганизации сельской молодёжи. В большинстве муниципальных образований отсутствует комплексная программа работы с молодёжью, объединяющая усилия действующих структур. Имеет место дефицит квалифицированных кадров для работы с молодёжью.

       При построении и организации работы с сельской молодёжью обязательно нужно учитывать рассмотренные нами социально-педагогические особенности этой демографической группы. Реализация национальных проектов и молодёжной политики в сельском социуме также невозможна без учёта этих социально-педагогических особенностей.

     Выдвинутая  нами гипотеза подтвердилась: социально-педагогическая работа с сельской молодёжью (на примере села Новотроицкого) имеет комплексный характер. Так как все структуры села по работе с молодёжью ведут комплексную работу, постоянно сотрудничая между собой и реализуя совместные проекты по основным направлениям работы. Несомненно, они учитывают социально-педагогические особенности работы с сельской молодёжью: образовательные, трудовые, общественно-политические, досуговые (социокультурные), информационные, военные (служба в армии). И благодаря этому учёту работа с молодёжью ведётся полноценно, комплексно.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью