Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – анализ и изучение социально-педагогической работы с сельской молодёжью.
Наше предположение, что социально-педагогическая работа с сельской молодёжью имеет комплексный характер, стало гипотезой данной курсовой работы.
Для достижения поставленной в работе цели и для проверки сформулированной гипотезы анализа мы разработали следующие задачи:
1) Изучить социально-педагогические особенности сельской молодёжи;
2) Выявить особенности социально-педагогической деятельности с сельской молодёжью;

Файлы: 1 файл

Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

            Тенденция к сокращению численности молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет в сельских поселениях характерна  практически для всех регионов России. Такая ситуация является результатом демографического кризиса и миграции наиболее активной и трудоспособной части сельского социума в город.

        Доля молодёжи в структуре  сельского населения зависит  от ряда факторов:

  • территориального расположения поселения (если оно расположено недалеко от города, то молодые люди могут работать в городе, но жить на селе; если оно расположено далеко от города, то молодым людям выехать куда-либо проблематично из-за отсутствия средств);
  • наличия и состояния селообразующего предприятия (если оно стабильно работает, то молодёжь имеет шанс трудоустроиться, а не искать счастья на стороне);
  • численности населённого пункта;
  • социальной активности местной власти. [4].

        Молодые люди, окончившие школу,  стоят перед проблемой, куда  идти дальше: учиться или работать. Зачастую, если  продолжить учёбу родители не имеют таких средств, чтобы заплатить за обучение в вузе, а также сказывается удалённость от городов. Если работать, то трудоустроиться на селе практически невозможно.

        Большая проблема для молодёжи, как и села, так и города  – отсутствие собственного жилья,  ибо современная молодёжь в  большинстве случаев предпочитает  жить самостоятельно, отдельно от  родителей.

        Сельская молодёжь в основном  устраивается на работу в частные  предприятия: торговля, строительные, швейные цеха. Многие ездят на работу в близлежащие поселения или города. Высок уровень безработной молодёжи в поселениях, живущей случайными заработками, т.к. по месту жительства работы нет, а куда-то ездить нет средств. Отсутствие у молодых людей жизненного опыта, профессиональной и психической подготовки на фоне безработицы и надежды получить работу в перспективе порождают неуверенность в завтрашнем дне, социальную апатию по отношению к окружающему и другие негативные моменты. Нравящиеся места работы находятся далеко от места жительства. По этой причине наблюдается отток молодых семей, которые прописаны на селе, а живут в городе. [7].

        В сегодняшней ситуации далеко не всегда наличие диплома и специальности могут обеспечить молодому человеку хорошее трудоустройство и перспективы роста. Молодёжь, получившая образование, в село почти не возвращается. Молодые люди подыскивают места опять же в близлежащих городах. Бывают случаи, и нередко, когда, получив профессию, но не найдя рабочего места, уходят работать в другую сферу, где больше платят.

        Сложная социально-экономическая  ситуация на селе, нестабильность  работы сельскохозяйственных предприятий  привели к обвальному падению  интереса молодёжи к профессиям  всех сфер агропромышленного  комплекса (АПК). Налицо – возникшее  противоречие между необходимостью  обеспечения системы АПК высококвалифицированными кадрами и объективными причинами нежелания молодёжи идти на работу в сельскохозяйственное производство. [3].

        Предпринимателей среди сельской молодёжи очень мало: если есть, то в сфере торговли. Причина: отсутствие первоначального капитала, чтобы начать дело.

        Социальная обстановка на местах предопределяет поведение молодёжи. Вот несколько примеров: стремление бизнеса получить быструю прибыль ведёт к расширению точек продажи алкоголя. В результате создаётся ситуация, при которой сельская молодёжь имеет неограниченный доступ к спиртному. А также в современном селе имеют место такие асоциальные явления, как воровство, использование ресурсов предприятий для личных нужд. [7].

        Многие государственные учреждения  формально относятся к решению  проблем молодёжи и к работе  с молодёжью. Подобная ситуация  является результатом многих  причин: неподготовленности глав  муниципальных и сельских поселений  к работе с молодёжью, их  недальновидности  в выборе приоритетов  молодёжной и социальной политики, отсутствием средств для создания инфраструктуры досуга. Не используются в полной мере возможности государственных структур для самоорганизации сельской молодёжи. В большинстве муниципальных образований отсутствует комплексная программа работы с молодёжью, объединяющая усилия действующих структур. Имеет место дефицит квалифицированных кадров для работы с молодёжью.  

        1.2 Особенности социально-педагогической деятельности с сельской молодёжью

        Сельская молодёжь, как и молодёжь  в целом, отличается уровнем  социальной активности, социальными  установками, жизненными планами  и возможностями их реализации  от других социально-демографических  групп. Все формы социальной активности молодых людей  - индивидуальная, групповая, коллективная и организационная, связаны с конкретными социальными условиями жизни и играют важную роль в социальной и молодёжной политике. Что касается функций молодёжной социально-педагогической активности, то выделим важнейшие из них:

  • функции самореализации;
  • регулятивная;
  • воспитательная;
  • конструктивная;
  • деструктивная. [9].

        Основными сферами реализации  молодёжной социально-педагогической  активности являются:

  • образовательная;
  • трудовая;
  • общественно-политическая;
  • досуговая (социокультурная);
  • информационная;
  • военная (служба в армии).

        Каждая из этих сфер выступает  особенностью социально-педагогической  деятельности в сельской местности.

            Рассмотрим первую особенность,  а именно, как сегодня развивается  социально-педагогическая активность  сельской молодёжи. Итак, об образовательной  активности легко судить:

  1. по уровню успеваемости;
  2. по мотивации обучения;
  3. по жизненным планам после окончания школы;
  4. по развитию познавательных способностей.

        Следующей особенностью выступает  трудовая активность. Трудовая активность  сельской молодёжи развивается  по нескольким векторам в зависимости  от ориентации молодёжи либо  на учёбу, либо на работу, либо  на сочетание этих видов деятельности  в форме вторичной занятости.  Однако вторичная занятость и трудовая активность молодёжи в сельской местности существенно ограничены местным рынком труда и высоким уровнем безработицы. Этот факт  объясняет явно выраженный миграционный настрой, ориентацию молодых людей на поиски трудовой занятости вне сельского социума. Что, собственно говоря, и происходит в трудовой жизни села. [8].

        Престижность сельского труда  среди учащихся средних школ  низкая. И хотя приняты конкретные  правительственные программы («Сельская  школа», «Сельская библиотека», «Земский врач» и ряд других), выхода села из кризиса пока не просматривается. Вместе с тем молодёжная политика, о которой часто говорят в средствах массовой информации, рассчитана преимущественно на городскую молодёжь и не затрагивает в серьёзной мере молодое поколение сельской России. [5].

        Третья особенность – общественно-политическая  активность молодёжи села. Что  касается общественно-политической  активности сельской молодёжи, то  она очень низкая. Общественно-политический  потенциал молодёжи села реализуется  далеко не в полной мере. Прежде  всего, это связано с желанием  учащейся молодёжи заняться активной  политической карьерой после  окончания школы или других  учебных заведений, т.е. фактически  откладывают это занятие «на  завтра». Сказывается ещё и  то, что большая часть молодёжи, не состоит ни в каких общественных  и общественно-политических  молодёжных  организациях. [8].

           Следующая особенность социально-педагогической  деятельности в сельской местности  – это активность в информационной  сфере. За последние 15 лет активность  сельской молодёжи в мире информации  и коммуникаций очень сильно  изменилась. «Ушли» из поля активного  молодёжного обращения такие  информационные каналы, как книги  (к ним сегодня обращаются постоянно  лишь 15 процентов молодежи – регулярных  посетителей библиотек). Перестали  занимать доминирующие позиции  в информировании молодёжи радио  и газеты. [4].

        Самым редко посещаемым сельской  молодёжью учреждением культуры  стал театр. Прошли советские  времена, когда поездки, специальные  экскурсии в городские театры  были нормой культурной жизни  села. Сегодня преобладающая часть  сельской молодёжи (65%) вообще не посещают театры, не имея для этого реальных возможностей: ни финансовых (нет денег на билеты), ни транспортного обеспечения. [13].

        Если говорить о наиболее активном  межкоммуникативном канале молодёжного общения и обмена информацией, а точнее формой времяпровождения, то им остаётся сельская молодёжная дискотека.

        Совершенно особое место в  развитии информационной активности  сельской молодёжи занимает только  один канал: телевидение. Этот  инфоканал вне конкуренции. Его общая аудитория среди сельской молодёжи составляет не менее 90 процентов. А формы телевизионной информационной активности особенно отчётливо проявляются в выборе сельской молодёжью своих тематических предпочтений на телеэкране. Так, среди фильмов это:

  • комедии (российские и зарубежные);
  • художественные фильмы (зарубежные и российские);
  • боевики и детективы;
  • сериалы;
  • мультфильмы;
  • фантастические фильмы и фильмы ужасов;
  • приключенческие фильмы и реклама;
  • эротические фильмы и передачи.

        Не комментируя эту пирамиду  телепредпочтения молодёжной сельской аудитории, выделим лишь несколько характеристик:

  1. Влияние телепередач на социальные установки молодёжной аудитории.

       Мы взяли данные двух масштабных  российских социологических исследований, проведённых с участием Института  социально-педагогических проблем  села РАО и обратили внимание  на то, что всего лишь от 10 до 37% опрошенных дали высокую оценку участию ТВ  самоопределении и в выборе своих жизненных планов.

        Выше других тематических направлений  (36-37% опрошенных) оценивается участие ТВ в освещении таких волнующих молодёжь вопросов, как поступление в ВУЗ и приобретение профессии; возможности сделать карьеру в профессиональной сфере, создание семьи и воспитание детей.

        Удовлетворению молодёжного тщеславия  служат передачи ТВ, отвечающие  на вопросы о том, как «открыть  своё собственное дело» и «стать  знаменитым». Высокую оценку помощи  СМИ в представлении информации  о возможной реализации таких  планов дают 31-34% молодёжи. Этим, собственно, и ограничиваются темы, в разъяснении которых участие ТВ и его информация высоко оценивается сельской молодёжью.

        Получается, что ТВ реализует  свои интересы, а молодёжная аудитория  села остаётся со своими в  значительной мере неудовлетворёнными  информационными запросами. 

        За что сельская молодёжь критикует  телепередачи? Институтом социально  педагогических проблем села  РАО выделено четыре группы  интенсивности критики ТВ-передач.

        Первая группа критических замечаний  относится к вопросам социально-профессионально жизнеустройства молодёжи. От 16 до 19% молодёжи села считают, что передачи ТВ «не оказывают никакой помощи» в ответах на вопросы о том, «как поступить в ВУЗ и получить профессию; создать свою семью, сделать карьеру, открыть своё дело, стать знаменитым».

        Вторая группа критики относится  к освещению миграционных проблем  и отражает недовольство (22-28% респондентов) отсутствием более полной ТВ-информации о возможностях трудоустройства, переезда в город, отъезда на работу за рубеж. Иначе говоря, о возможностях выезда молодёжи из села.

        Третья группа критических оценок (37-38% респондентов) относится к информации ТВ о сельской жизни (как построить свой дом и остаться жить на селе, создать фермерское хозяйство).

        Четвёртая группа критики (35% телезрителей) несколько неожиданная. Она отражает неудовлетворённость молодёжной аудитории освещением вопроса о том, «как стать политиком».

        Для большинства учащейся молодёжи  ценность денег и богатства  в жизни стали выше веры  в идеалы (91,4% против 69,6%). Причём если считают ценность а и богатства для себя «очень высокой» 40% учащихся, то вера в идеалы в качестве жизненной ценности высоко оценивается в 2 раза ниже. [5].

Информация о работе Социально-педагогическая работа с сельской молодёжью