Тенденция к сокращению численности молодёжи
в возрасте от 14 до 30 лет в сельских поселениях
характерна практически для всех регионов
России. Такая ситуация является результатом
демографического кризиса и миграции
наиболее активной и трудоспособной части
сельского социума в город.
Доля молодёжи в структуре
сельского населения зависит
от ряда факторов:
- территориального
расположения поселения (если оно расположено
недалеко от города, то молодые люди могут
работать в городе, но жить на селе; если
оно расположено далеко от города, то молодым
людям выехать куда-либо проблематично
из-за отсутствия средств);
- наличия и
состояния селообразующего предприятия
(если оно стабильно работает, то молодёжь
имеет шанс трудоустроиться, а не искать
счастья на стороне);
- численности
населённого пункта;
- социальной
активности местной власти. [4].
Молодые люди, окончившие школу,
стоят перед проблемой, куда
идти дальше: учиться или работать.
Зачастую, если продолжить учёбу родители
не имеют таких средств, чтобы заплатить
за обучение в вузе, а также сказывается
удалённость от городов. Если работать,
то трудоустроиться на селе практически
невозможно.
Большая проблема для молодёжи,
как и села, так и города
– отсутствие собственного жилья,
ибо современная молодёжь в
большинстве случаев предпочитает
жить самостоятельно, отдельно от
родителей.
Сельская молодёжь в основном
устраивается на работу в частные
предприятия: торговля, строительные,
швейные цеха. Многие ездят на работу
в близлежащие поселения или города. Высок
уровень безработной молодёжи в поселениях,
живущей случайными заработками, т.к. по
месту жительства работы нет, а куда-то
ездить нет средств. Отсутствие у молодых
людей жизненного опыта, профессиональной
и психической подготовки на фоне безработицы
и надежды получить работу в перспективе
порождают неуверенность в завтрашнем
дне, социальную апатию по отношению к
окружающему и другие негативные моменты.
Нравящиеся места работы находятся далеко
от места жительства. По этой причине наблюдается
отток молодых семей, которые прописаны
на селе, а живут в городе. [7].
В сегодняшней ситуации далеко не всегда
наличие диплома и специальности могут
обеспечить молодому человеку хорошее
трудоустройство и перспективы роста.
Молодёжь, получившая образование, в село
почти не возвращается. Молодые люди подыскивают
места опять же в близлежащих городах.
Бывают случаи, и нередко, когда, получив
профессию, но не найдя рабочего места,
уходят работать в другую сферу, где больше
платят.
Сложная социально-экономическая
ситуация на селе, нестабильность
работы сельскохозяйственных предприятий
привели к обвальному падению
интереса молодёжи к профессиям
всех сфер агропромышленного
комплекса (АПК). Налицо – возникшее
противоречие между необходимостью
обеспечения системы АПК высококвалифицированными
кадрами и объективными причинами нежелания
молодёжи идти на работу в сельскохозяйственное
производство. [3].
Предпринимателей среди сельской молодёжи
очень мало: если есть, то в сфере торговли.
Причина: отсутствие первоначального
капитала, чтобы начать дело.
Социальная обстановка на местах предопределяет
поведение молодёжи. Вот несколько примеров:
стремление бизнеса получить быструю
прибыль ведёт к расширению точек продажи
алкоголя. В результате создаётся ситуация,
при которой сельская молодёжь имеет неограниченный
доступ к спиртному. А также в современном
селе имеют место такие асоциальные явления,
как воровство, использование ресурсов
предприятий для личных нужд. [7].
Многие государственные учреждения
формально относятся к решению
проблем молодёжи и к работе
с молодёжью. Подобная ситуация
является результатом многих
причин: неподготовленности глав
муниципальных и сельских поселений
к работе с молодёжью, их
недальновидности в выборе приоритетов
молодёжной и социальной политики,
отсутствием средств для создания инфраструктуры
досуга. Не используются в полной мере
возможности государственных структур
для самоорганизации сельской молодёжи.
В большинстве муниципальных образований
отсутствует комплексная программа работы
с молодёжью, объединяющая усилия действующих
структур. Имеет место дефицит квалифицированных
кадров для работы с молодёжью.
1.2 Особенности социально-педагогической
деятельности с сельской молодёжью
Сельская молодёжь, как и молодёжь
в целом, отличается уровнем
социальной активности, социальными
установками, жизненными планами
и возможностями их реализации
от других социально-демографических
групп. Все формы социальной активности
молодых людей - индивидуальная, групповая,
коллективная и организационная, связаны
с конкретными социальными условиями
жизни и играют важную роль в социальной
и молодёжной политике. Что касается функций
молодёжной социально-педагогической
активности, то выделим важнейшие из них:
- функции самореализации;
- регулятивная;
- воспитательная;
- конструктивная;
- деструктивная.
[9].
Основными сферами реализации
молодёжной социально-педагогической
активности являются:
- образовательная;
- трудовая;
- общественно-политическая;
- досуговая
(социокультурная);
- информационная;
- военная (служба
в армии).
Каждая из этих сфер выступает
особенностью социально-педагогической
деятельности в сельской местности.
Рассмотрим первую особенность,
а именно, как сегодня развивается
социально-педагогическая активность
сельской молодёжи. Итак, об образовательной
активности легко судить:
- по уровню
успеваемости;
- по мотивации
обучения;
- по жизненным
планам после окончания школы;
- по развитию
познавательных способностей.
Следующей особенностью выступает
трудовая активность. Трудовая активность
сельской молодёжи развивается
по нескольким векторам в зависимости
от ориентации молодёжи либо
на учёбу, либо на работу, либо
на сочетание этих видов деятельности
в форме вторичной занятости.
Однако вторичная занятость и трудовая
активность молодёжи в сельской местности
существенно ограничены местным рынком
труда и высоким уровнем безработицы.
Этот факт объясняет явно выраженный
миграционный настрой, ориентацию молодых
людей на поиски трудовой занятости вне
сельского социума. Что, собственно говоря,
и происходит в трудовой жизни села. [8].
Престижность сельского труда
среди учащихся средних школ
низкая. И хотя приняты конкретные
правительственные программы («Сельская
школа», «Сельская библиотека», «Земский
врач» и ряд других), выхода села из кризиса
пока не просматривается. Вместе с тем
молодёжная политика, о которой часто
говорят в средствах массовой информации,
рассчитана преимущественно на городскую
молодёжь и не затрагивает в серьёзной
мере молодое поколение сельской России.
[5].
Третья особенность – общественно-политическая
активность молодёжи села. Что
касается общественно-политической
активности сельской молодёжи, то
она очень низкая. Общественно-политический
потенциал молодёжи села реализуется
далеко не в полной мере. Прежде
всего, это связано с желанием
учащейся молодёжи заняться активной
политической карьерой после
окончания школы или других
учебных заведений, т.е. фактически
откладывают это занятие «на
завтра». Сказывается ещё и
то, что большая часть молодёжи,
не состоит ни в каких общественных
и общественно-политических молодёжных
организациях. [8].
Следующая особенность социально-педагогической
деятельности в сельской местности
– это активность в информационной
сфере. За последние 15 лет активность
сельской молодёжи в мире информации
и коммуникаций очень сильно
изменилась. «Ушли» из поля активного
молодёжного обращения такие
информационные каналы, как книги
(к ним сегодня обращаются постоянно
лишь 15 процентов молодежи – регулярных
посетителей библиотек). Перестали
занимать доминирующие позиции
в информировании молодёжи радио
и газеты. [4].
Самым редко посещаемым сельской
молодёжью учреждением культуры
стал театр. Прошли советские
времена, когда поездки, специальные
экскурсии в городские театры
были нормой культурной жизни
села. Сегодня преобладающая часть
сельской молодёжи (65%) вообще не посещают
театры, не имея для этого реальных возможностей:
ни финансовых (нет денег на билеты), ни
транспортного обеспечения. [13].
Если говорить о наиболее активном
межкоммуникативном канале молодёжного
общения и обмена информацией, а точнее
формой времяпровождения, то им остаётся
сельская молодёжная дискотека.
Совершенно особое место в
развитии информационной активности
сельской молодёжи занимает только
один канал: телевидение. Этот
инфоканал вне конкуренции. Его общая
аудитория среди сельской молодёжи составляет
не менее 90 процентов. А формы телевизионной
информационной активности особенно отчётливо
проявляются в выборе сельской молодёжью
своих тематических предпочтений на телеэкране.
Так, среди фильмов это:
- комедии (российские
и зарубежные);
- художественные
фильмы (зарубежные и российские);
- боевики и
детективы;
- сериалы;
- мультфильмы;
- фантастические
фильмы и фильмы ужасов;
- приключенческие
фильмы и реклама;
- эротические
фильмы и передачи.
Не комментируя эту пирамиду
телепредпочтения молодёжной сельской
аудитории, выделим лишь несколько характеристик:
- Влияние телепередач
на социальные установки молодёжной аудитории.
Мы взяли данные двух масштабных
российских социологических исследований,
проведённых с участием Института
социально-педагогических проблем
села РАО и обратили внимание
на то, что всего лишь от 10 до
37%
опрошенных дали высокую оценку участию
ТВ самоопределении и в выборе своих
жизненных планов.
Выше других тематических направлений
(36-37%
опрошенных) оценивается участие ТВ в
освещении таких волнующих молодёжь вопросов,
как поступление в ВУЗ и приобретение
профессии; возможности сделать карьеру
в профессиональной сфере, создание семьи
и воспитание детей.
Удовлетворению молодёжного тщеславия
служат передачи ТВ, отвечающие
на вопросы о том, как «открыть
своё собственное дело» и «стать
знаменитым». Высокую оценку помощи
СМИ в представлении информации
о возможной реализации таких
планов дают 31-34% молодёжи. Этим, собственно,
и ограничиваются темы, в разъяснении
которых участие ТВ и его информация высоко
оценивается сельской молодёжью.
Получается, что ТВ реализует
свои интересы, а молодёжная аудитория
села остаётся со своими в
значительной мере неудовлетворёнными
информационными запросами.
За что сельская молодёжь критикует
телепередачи? Институтом социально
педагогических проблем села
РАО выделено четыре группы
интенсивности критики ТВ-передач.
Первая группа критических замечаний
относится к вопросам социально-профессионально
жизнеустройства молодёжи. От 16 до 19%
молодёжи села считают, что передачи ТВ
«не оказывают никакой помощи» в ответах
на вопросы о том, «как поступить в ВУЗ
и получить профессию; создать свою семью,
сделать карьеру, открыть своё дело, стать
знаменитым».
Вторая группа критики относится
к освещению миграционных проблем
и отражает недовольство (22-28%
респондентов) отсутствием более полной
ТВ-информации о возможностях трудоустройства,
переезда в город, отъезда на работу за
рубеж. Иначе говоря, о возможностях выезда
молодёжи из села.
Третья группа критических оценок
(37-38% респондентов) относится к информации
ТВ о сельской жизни (как построить свой
дом и остаться жить на селе, создать фермерское
хозяйство).
Четвёртая группа критики (35%
телезрителей) несколько неожиданная.
Она отражает неудовлетворённость молодёжной
аудитории освещением вопроса о том, «как
стать политиком».
Для большинства учащейся молодёжи
ценность денег и богатства
в жизни стали выше веры
в идеалы (91,4% против 69,6%). Причём если считают
ценность а и богатства для себя «очень
высокой» 40% учащихся, то вера в
идеалы в качестве жизненной ценности
высоко оценивается в 2 раза ниже. [5].