Инновации в социальной работе как предмет изучения отечественных ученых

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении специфики социальной работы как научной и практической деятельности, а также проанализировать специфику инноваций в социальной работе современного общества.
Задачами являются рассмотрение особенностей изучения социальной работы как вида практической деятельности, Изучение Сущности инноваций и стадий инновационного процесса.

Оглавление

Введение

1 Изучение специфики социальной работы как научной и практической деятельности

1.1 Анализ социальной работы как науки

1.2 Социальная работа как профессиональная деятельность

2 Анализ специфики инноваций в социальной работе современного российского общества

2 Анализ специфики инноваций в социальной работе современного российского общества

2.1 Изучение сущности инноваций и стадий инновационного процесса

2.2 Изучение инновационных технологий в российской социальной работе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Инновации в социальной работе как предмет изучения отечественных ученых.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса (ИП).

Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.

По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями .На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Следуя из концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др., инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы.

Таким образом, инновации и сущность инновационного процесса являются понятиями из предмета «Инновационный менеджмент» и несут в себе экономический подтекст, т.к. инновации являются той вещью, которая может привести коммерческую организацию в  лидеры на внутреннем рынке продуктов/услуг, так и в внешнем, что принесет огромную прибыль, а патентное право защитит инновацию от похищения и использования конкурентами.

 

 

2.2 Изучение инновационных технологий в российской социальной работе

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Динамика преобразований, происходящих в стране, практически не отразилась на учреждениях социального обслуживания. Даже о реальных перспективах зарождения и развития рынка социальных услуг говорить не приходится в то время, когда государство не торопится расстаться со своей ведущей ролью. Соответственно, такой консерватизм сдерживает инициативу как существующих государственных учреждений социального обслуживания, так и не приветствует появления учреждений негосударственного сектора.

Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов управления. Такие инновации являются результативными, поскольку они улучшают качество жизни населения.

Кроме достижения основной цели, инновации призваны решить следующие задачи:

-              повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы;

-              улучшения качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества;

-              снижения социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.

Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:

-              высокой неопределенностью последствий крупных инноваций;

-              сложностью оценки эффекта инновации;

-              комплексностью инновации: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры.

Кроме того, инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.

Основными направлениями инновационной деятельности в социальной работе сегодня являются:

Расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения.

Информатизация социальной сферы. Под информатизацией социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства.

Увеличение разнообразия организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.

Когда 15 лет назад в России встал вопрос о необходимости введения специальности «социальный работник», во многих странах мира эта специальность уже давно существовала и развивалась. В этом есть положительный момент – возможность воспользоваться наработанными в западных странах моделями. Люди, которые в то время выбрали для себя социальную работу как профессию, могли выезжать за рубеж для изучения опыта коллег из Великобритании, Германии, Швеции, США.

С началом административной реформы – слиянием министерств, перераспределением полномочий между центром и регионами, областной и местной властью – началась неразбериха, возникла угроза ломки созданной неимоверными усилиями и энтузиазмом людей системы. Можно сказать, что сейчас идет процесс удержания этой системы; введенные, но не проработанные новшества грозят ослаблением социальной сферы. Вследствие объединения Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития наблюдается подминание функций социальной защиты функциями здравоохранения. Это можно увидеть и на примере национальных проектов.

Несовершенство управления социальной сферой проявляется еще и в неэффективном расходовании средств – не отработаны механизмы определения нуждаемости. Во всем мире услуга предоставляется в том объеме, в котором она нужна, после определения нуждаемости клиента.

По данным Минздравсоцразвития в социальной сфере России работают 532 тыс. человек. Только около 150 тыс. из них имеют дипломы социального работника. Есть те, которые прошли переподготовку в рамках 3-6-месячных курсов (учителя, медицинские сестры). Вопрос в том, насколько квалифицированы все сотрудники социальной сферы, обладают ли они достаточными специальными знаниями [3. С.14]. Проблемы функционирования системы социальной защиты подкрепляются еще и проблемой клиента –граждане не умеют грамотно составить и подать жалобу на предоставленную им некачественную услугу, не пользуются возможностью отстаивать свои права. Чтобы это происходило, необходимо внедрять специальные механизмы – например, анонимные ящики в домах-интернатах, где клиенты полностью зависят от обслуживающего персонала и могут бояться выказывать недовольство напрямую. В колониях для несовершеннолетних должны быть оборудованы специальные закрытые телефонные кабины, откуда ребенок мог бы позвонить в определенные службы. Все это – будущее социальной работы в России. Социальные работники должны учить клиентов пользоваться этими инструментами, что в результате поможет повысить качество нашей работы.

Проблема качества кадров напрямую связана с притоком молодых специалистов. Пока, особенно в регионах, молодых людей в социальной сфере работает очень мало. Молодежь поступает в вузы, заканчивает их с дипломами социальных работников, приходит работать в учреждения социального обслуживания, но очень быстро уходит оттуда. Ее не устраивает тот уровень зарплаты, который предлагается. Ее не удовлетворяет низкий уровень престижа профессии.

Несмотря на фундаментальные проблемы, сфера социальной работы продолжает развиваться – как вширь, захватывая все больше и больше социальных проблем, так и вглубь – разрабатывая и внедряя новые модели и методики работы.

Информация о работе Инновации в социальной работе как предмет изучения отечественных ученых