Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении специфики социальной работы как научной и практической деятельности, а также проанализировать специфику инноваций в социальной работе современного общества.
Задачами являются рассмотрение особенностей изучения социальной работы как вида практической деятельности, Изучение Сущности инноваций и стадий инновационного процесса.
Введение
1 Изучение специфики социальной работы как научной и практической деятельности
1.1 Анализ социальной работы как науки
1.2 Социальная работа как профессиональная деятельность
2 Анализ специфики инноваций в социальной работе современного российского общества
2 Анализ специфики инноваций в социальной работе современного российского общества
2.1 Изучение сущности инноваций и стадий инновационного процесса
2.2 Изучение инновационных технологий в российской социальной работе
Заключение
Список использованной литературы
Традиционно социальные работники обслуживают такие социально уязвимые группы населения, как инвалиды, пожилые люди, брошенные дети, подростки, которые находятся в местах лишения свободы, люди, подверженные проблемам алкоголизма и наркомании. Система социальной работы начинается с усилий по решению проблем, требующих немедленного внимания: с изменения отношения к инвалидам, с ломки стереотипов по отношению к пожилым людям.
В то же время годом появляются новые направления, которые внедряются в социальную работу. Например, это работа с ВИЧ-инфицированными. Одна из проблем в этой области – дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями, которые становятся изгоями общества. Решение этой проблемы требует не только внимания общественности, но и профессиональных навыков социальных работников.
Все более угрожающей становится проблема наркомании, поэтому в вузах, где готовят социальных работников, преподается специальный курс по изучению этой проблематики[11. С.59].
Одно из новейших направлений социальной работы – работа с семьями жертв терроризма. Это работа, с одной стороны, с семьями, которые пострадали в результате террористических действий, с другой стороны, с социальными работниками, которые работали с семьями погибших. Выполняя свой гражданский и профессиональный долг, они сами пострадали и нуждаются в поддержке. Это известный в социальной работе «синдром профессионального сгорания», так называемая со-травматизация[9. С.134], когда человек не может справиться с огромным количеством горя, выплеснувшимся на него, без специальной профессиональной помощи.
Таким образом, социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых технологий мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.
Основными направлениями инновационной деятельности в социальной работе в России относится: расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения [29].
Заключение
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.
Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Динамика преобразований, происходящих в стране, практически не отразилась на учреждениях социального обслуживания. Даже о реальных перспективах зарождения и развития рынка социальных услуг говорить не приходится в то время, когда государство не торопится расстаться со своей ведущей ролью. Соответственно, такой консерватизм сдерживает инициативу как существующих государственных учреждений соцобслуживания, так и не приветствует появления учреждений негосударственного сектора.
Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов управления. Такие инновации являются результативными, поскольку они улучшают качество жизни населения.
Кроме достижения основной цели, инновации призваны решить следующие задачи:
- повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы;
- улучшения качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества;
- снижения социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.
Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:
- высокой неопределенностью последствий крупных инноваций;
- сложностью оценки эффекта инновации;
- комплексностью инновации: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры.
Кроме того, инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.
Информатизация социальной сферы. Под информатизацией социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства.
Увеличение разнообразия организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.
Список использованной литературы
Справочная и учебная литература
1. Козлов А.А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2005. – 368 с.
2. Ильенковой С.Д., Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: Юнити, 1997. – 306 с.
3. Гохберга Л.М., Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь - М.: Центр исследований и статистики науки, 1996. – 42 с.
4. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М., 2005. – 560 с.
5. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.
6. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие/ под ред. проф. П.Д.Павленка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. – 594 с.
7. Никитина Л. Функции и роли специалиста социальной работы.
Воспитание школьников. - М.: 2000. – 50 с.
8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: 2001. – 511 с.
9. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. - М.: Инфра-М, 2008. – 168 с.
10. Бестужев-Лада И.В. Социальный прогноз и социальное нововведение. Социологические исследования. – М.: Наука, 2002. – 392 с.
11. Бухвалов А.В., Катькало В.С. Новые тенденции в концептуализации стратегического управления инновациями. Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 4. – 130 с.
12. Гамидов Г. С., Колосов В. Г., Османов Н. О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб.: Политехника, 2000. – 322 с.
13. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии // Философские науки.-1984.- № 5. – 48 с.
14. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д.Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2000.- 446 с.
15. Осипов Г.В.,Москвичев Л.Н.,Чернощек О.Е. Социологический словарь. М.: Норма, 2008. – 608 с.
16. Осипов Ю.М. Философия хозяйства как достояние размышляющего человечества. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008 – 312 с.
17. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. М.: Академия, 2008. – 240 с.
18. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. – 152 с.
19. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1996. – 232 с.
20. Друкер, Питер Фердинанд Бизнес и инновации. — М.: «Вильямс», 2007. — 432 с.
21. Харгадон Эндрю Управление инновациями. Опыт ведущих компаний — М.: «Вильямс», 2007. — 304 с.
22. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. — М.: Маркет ДС, 2008. — 200 с.
23.
Неопубликованные материалы
24. Свободная энциклопедия: Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/
25. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.http://www.socialwork.ru/
26. Яндекс. Словари. http://dic.academic.ru/dic.
27. Лаборатория новой политэкономии/ http://newpoliteconomy.org/
28. Социальная работа как профессиональная деятельность http://soc-work.ru/article/336
29. Russia.ru- социальные инновации http://www.russia.ru/video/
30. Словарь русских синонимов http://www.classes.ru/all-
33
Информация о работе Инновации в социальной работе как предмет изучения отечественных ученых