Инновации в социальной работе как предмет изучения отечественных ученых

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в определении специфики социальной работы как научной и практической деятельности, а также проанализировать специфику инноваций в социальной работе современного общества.
Задачами являются рассмотрение особенностей изучения социальной работы как вида практической деятельности, Изучение Сущности инноваций и стадий инновационного процесса.

Оглавление

Введение

1 Изучение специфики социальной работы как научной и практической деятельности

1.1 Анализ социальной работы как науки

1.2 Социальная работа как профессиональная деятельность

2 Анализ специфики инноваций в социальной работе современного российского общества

2 Анализ специфики инноваций в социальной работе современного российского общества

2.1 Изучение сущности инноваций и стадий инновационного процесса

2.2 Изучение инновационных технологий в российской социальной работе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Инновации в социальной работе как предмет изучения отечественных ученых.doc

— 179.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1 Изучение специфики социальной работы как научной и практической деятельности

1.1 Анализ социальной работы как науки

1.2 Социальная работа как профессиональная деятельность

2 Анализ специфики инноваций в социальной работе современного российского общества

2 Анализ специфики инноваций в социальной работе современного российского общества

2.1 Изучение сущности инноваций и стадий инновационного процесса

2.2 Изучение инновационных технологий в российской социальной работе

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь.

Социальная работа как специфическая профессиональная деятельность и как самостоятельная система получения знаний с собственным предметом исследования по всем параметрам отвечает указанным основным условиям технологизации. Следовательно, проблема заключается не столько в возможности психологического подхода к соц. работе, сколько в разработке и совершенствовании ее технологии, методологии, инструментария, в усвоении опыта их применения на практике.

Обычно социальные инновации определяются как такие новшества, которые направлены на обеспечение социальных потребностей: улучшение условий труда, развитие образования, здравоохранения и культуры. Наверное, только о социальных инновациях и можно говорить как направленных на возвращение общества и его хозяйства в русло, позволяющее человеку становиться действительно человеком. Потому что все другие виды и формы инноваций лишь усугубляют глобальные социально-экономические проблемы и даже ведут к уничтожению человечества с его хозяйством.

В связи с этим в последнее время можно заметить «социальный акцент» в антикризисных мерах правительств США и ведущих стран Западной Европы. Достаточно символично звучат и принципиальные заявления лидеров европейских государств на их саммите в феврале 2009 года, например,   канцлера   ФРГ   А. Меркель   о   необходимости  резкого   усиления государственного контроля в экономике и президента Франции Н. Саркози - о строительстве «с нуля» нового, хоть и капитализма, но «с человеческим лицом».

Всё это позволяет утверждать, что для нашей страны сверхактуально и жизненно необходимо обратиться к собственному несправедливо забытому опыту мирового лидерства по социальным инновациям. Тут, бесспорно, прав Ю.М. Осипов, утверждающий, что нам всего нужнее именно социальные инновации [16. С.47], причём возрождающие традицию, но, конечно, традицию обновлённую.

В современном социальном государстве именно социальные инновации формируют инновационную среду, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышение эффективности использования новой техники и технологий, сокращение инновационных издержек.

В работе использована различная справочная, учебная и специальная литература, а также ряд неопубликованных источников.

Цель данной работы состоит в определении специфики социальной работы как научной и практической деятельности, а также проанализировать специфику инноваций в социальной работе современного общества.

Задачами являются рассмотрение особенностей изучения социальной работы как вида практической деятельности, Изучение Сущности инноваций и стадий инновационного процесса.

Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной проблемы, формулируются цель и задачи курсовой работы. В первой главе, состоящей из двух параграфов и освещающей изучение специфики социальной работы как научной и практической деятельности, во второй части анализ специфики инноваций в социальной работе современного общества.


1 Изучение специфики социальной работы как научной и практической деятельности

1.1 Анализ социальной работы как науки

Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных 27 июня 2001 года в Копенгагене, “профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы”[1. С.12].

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа.

Объект науки – определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.

Объект социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество – это система). Объект социальной работы – это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая их них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы – это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.

Предмет исследования науки – это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект – это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта[19].

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

1.                 взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе;

2.                 взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);

3.                 зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;

4.                 зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

1.                 общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);

2.                 соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

3.                 соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

                   общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);

                   социально–политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);

                   организационные принципы (социально–технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);

                   психолого–педагогические принципы (выбор средств психолого–педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально * технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

                   принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким – либо признакам)

                   принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).

                   принцип социального реагирования

                   принцип профилактической направленности

                   принцип клиентоцентризма

                   принцип опоры на собственные силы

                   принцип максимизации социальных ресурсов

                   принцип конфиденциальности

                   принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе.

1.                 психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);

2.                 социолого-ориентированные (объект социальной работы – система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);

3.                 комплексно–ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом).

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во–первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во – вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Информация о работе Инновации в социальной работе как предмет изучения отечественных ученых