Государственная политика в отношении ветеранов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является углубленное изучение правового статуса ветерана по действующему законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели будет выполнен ряд задач:
-вывести понятие ветерана;
- дать определения категорий ветеранов;
-обозначить государственную политику в отношении ветеранов

Оглавление

Введение
ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕТЕРАНОВ
1.1 История становления и правовой статус ветерана по действующему законодательству РФ
1.2 Категории ветеранов
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ВЕТЕРАНОВ
2.1 Содержание государственной политики в отношении ветеранов в настоящее время
2.2 Социальная защита ветеранов. Меры социальной поддержки по категориям ветеранов
Заключение

Файлы: 1 файл

Ветераны.docx

— 98.64 Кб (Скачать)

- Паспорт проекта  федерального закона № 307240-4 «О  внесении изменений в статью 3 федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации» и статью 7 закона Российской  Федерации «О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних  дел, государственной противопожарной  службе, органах по контролю за  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной  системы, и их семей» (о предоставлении  права на получение двух пенсий  вдовам ветеранов боевых действий) (внесен Московской городской  Думой);

- Паспорт проекта  федерального закона № 284830-4 «О  внесении изменения в статью 21 федерального закона «О ветеранах» (об уточнении отдельных правовых  норм в части условий предоставления  мер социальной поддержки супругам  умерших инвалидов - участников войны  или ветеранов боевых действий) (внесен Самарской Губернской  Думой).

Сняты с рассмотрения:

- Паспорт проекта  федерального закона № 367653-3 «О  внесении дополнений в федеральный  закон «О ветеранах» (о распространении  статуса ветерана боевых действий  на участников Карибского кризиса 1962 года) (внесен депутатами Государственной  Думы ФС РФ В.А. Аверченко, А.И. Николаевым, Д.О. Рогозиным, И.Н. Родионовым, Г.И. Чуркиным);

- Паспорт проекта  федерального закона № 350626-4 «О  внесении изменения в приложение  к федеральному закону «О ветеранах» (о дополнении раздела III Перечня  государств, городов, территорий и  периодов ведения боевых действий  с участием граждан Российской  Федерации в условиях вооруженного  конфликта на территориях Республики  Северная Осетия и Ингушской  Республики) (внесен Государственной  Думой Томской области).

Отклонены ГД ФС РФ и сняты с рассмотрения:

- Паспорт проекта  федерального закона № 96037430-2 «О  внесении изменений и дополнений  в федеральный закон «О ветеранах» (о расширении категорий участников  войны - участники боевых действий  в Чеченской Республики и другие) (внесен депутатами Государственной  Думы ФС РФ - членами Комитета  по делам ветеранов);

- Паспорт проекта  федерального закона № 252263-4 «О  внесении изменений в статьи 3 и 16 федерального закона «О ветеранах» (о предоставлении сотрудникам  налоговой полиции, проходившим  службу на территории Северо-Кавказского  региона в период с августа 1999 года по 11 марта 2003 года, статуса ветерана боевых действий) (внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ А.В. Островским);

- Паспорт проекта  федерального закона № 90671-4 «О  внесении изменений и дополнений  в федеральный закон «О ветеранах» (о распространении статуса ветерана  боевых действий на членов  экипажей судов торгового флота, выполнявших перевозки грузов  во Вьетнам в период ведения  там боевых действий с января 1961 года по декабрь 1974 года) (внесен  Законодательным Собранием Приморского  края).

2.2 Социальная защита ветеранов. Меры социальной поддержки по  категориям ветеранов

Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам получение соответствующих льгот. Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. Ответы на экзаменационные вопросы. - М.: Экзамен, 2004. С. 286.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» делят все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (пограничники, «силовики»), льготы за особые заслуги (ветераны войны и труда и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки). Мидонова Е.А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2007. № 8. С.52.

В семантическом понимании льгота - это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1984. С. 294. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготой также считается преимущество одной льготы лиц перед другими.

Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и др.). Основанием для предоставления льгот социального обслуживания выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. - М.: КноРус, 2005. С. 219.

С 1 января 2005 г. в результате реформирования системы льгот часть их была заменена ежемесячными денежными выплатами, часть льгот предоставляется в виде набора социальных услуг, а некоторые предоставляются в натуральном виде. Также с 2005 г. термин «льготы» заменен термином «меры социальной поддержки».

К группе мер социальной поддержки, не подлежащих замене ежемесячными денежными выплатами, можно отнести:

- оплата в размере 50% занимаемой жилой площади жилых  помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);

- оплату в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотвод, вывоз бытовых и других  отходов, газ, электрическая и тепловая  энергия - в пределах нормативов  потребления указанных услуг, установленных  органами местного самоуправления);

- проживающим в  домах, не имеющих центрального  отопления, - топлива, приобретаемого  в пределах норм, установленных  для продажи населению, и транспортных  услуг для доставки этого топлива;

- обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими  изделиями в порядке, установленном  Правительством РФ;

- обеспечение за  счет средств федерального бюджета  отдельных категорий граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года;

- преимущества  по установке квартирного телефона;

- преимущество  при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие  объединения граждан;

- прием вне конкурса  в государственные образовательные  учреждения высшего и среднего  профессионального образования, на  курсы;

- использование  ежегодного отпуска в удобное  время, отпуска без сохранения  заработной платы;

- преимущества  по пользованию всеми видами  услуг учреждений связи, культурно-просветительных  и спортивно-оздоровительных учреждений;

- преимущества  при приеме в учреждения социального  обслуживания.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан в объеме, соответствующем их льготному статусу. Соколова Г.А. Все о льготах: Монетизация и меры социальной поддержки. - М.: Маркет ДС; Омега-Л, 2006. С. 95.

Как сказано в Федеральном законе «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Реформирование системы льгот и замена их денежными выплатами, так называемая «монетизация льгот», осуществляется с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Что же представляет собой монетизация льгот? Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ внес изменения в 154 федеральных закона, в том числе и в закон «О ветеранах». Закон № 122-ФЗ получил второе название - «Закон о монетизации льгот», поскольку в результате внесенных изменений с 2005 г. льготы понимаются как меры социальной поддержки, а большинство льгот заменяются ежемесячными денежными выплатами, вводимыми на федеральном уровне.

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ разграничил компетенцию РФ и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан. Кроме того, в рамках этого закона предусмотрено перераспределение финансирования мер социальной поддержки между РФ и ее субъектами. Так, для ряда льготных категорий граждан меры социальной поддержки установлены на федеральном уровне (так называемые федеральные льготники), для иных категорий меры такой поддержки устанавливаются субъектами РФ (региональные льготники). Для региональных льготников меры социальной поддержки устанавливают субъекты РФ исходя из возможностей своих бюджетов.

К федеральным льготникам, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, относятся: инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица (инвалиды войны); участники ВОВ; ветераны боевых действий; жители блокадного Ленинграда; граждане, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий; несовершеннолетние узники концлагерей. К региональным льготникам относятся: ветераны труда и приравненные к ним лица; труженики тыла.

Меры социальной поддержки федеральных льготников установлены на уровне РФ. В частности, федеральные льготники имеют право на следующие меры социальной поддержки: - в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации); - в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от категории льготника; - в виде набора социальных услуг, который включает: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Сведения о федеральных льготниках заносятся в Федеральный регистр. Федеральный регистр - это единая база данных о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Органом, осуществляющим ведение регистра, является Пенсионный фонд РФ. Порядок ведения Федерального регистра утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.11.2004 № 195. Формирование Федерального регистра происходит путем передачи сведений органами исполнительной власти субъектов РФ в отделения Пенсионного фонда РФ (республиканские, краевые, областные и др.) После поступления информации в отделения Пенсионного фонда формируется регистр на уровне субъекта (региональный сегмент регистра) затем эти сведения направляются в Пенсионный фонд РФ. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ в городах и районах уточняют информацию, которая содержится в регистре; включают туда сведения о суммах установленной выплаты; осуществляют по месту жительства граждан учет их права на получение социальных услуг с даты установления им ежемесячной денежной выплаты; информируют отделения Пенсионного фонда РФ обо всех возникающих изменениях.

Существуют особенности по внесению сведений в Федеральный регистр для отдельных категорий граждан. Приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 № 317 утвержден Порядок ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Данный нормативный акт регулирует процедуру формирования и ведения специального сегмента (раздела) Федерального регистра в отношении граждан, проходящих военную или приравненную к ней службу в следующих Федеральных органах исполнительной власти (за исключением участников и инвалидов ВОВ): Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба охраны РФ

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг, а также мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральном виде, устанавливается на федеральном уровне. В 2005 г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг, а с 2006 г. от набора социальных услуг можно отказаться как полностью, так и частично. В этом случае ежемесячная денежная выплата увеличивается на стоимость набора социальных услуг или социальной услуги. Соколова Г.А. Все о льготах: Монетизация и меры социальной поддержки. - М.: Маркет ДС; Омега-Л, 2006. С. 16.

Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ указывает, что для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарант, носящие компенсационный характер, закрепленные в отмененных нормах, положения Закона не могут рассматриваться как не допускающие реализацию, возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготу и гарантии в форме и размерах, указанных в Законе. Вновь установленные социальные выплаты, гарантии и компенсации в денежной форме, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не могут быть ниже уровня социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г. Кроме того, законодатель указывает, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В качестве примера рассмотрим меры социальной поддержки, установленные для некоторых категорий ветеранов в настоящее время.

Меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Информация о работе Государственная политика в отношении ветеранов