Государственная политика в отношении ветеранов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является углубленное изучение правового статуса ветерана по действующему законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели будет выполнен ряд задач:
-вывести понятие ветерана;
- дать определения категорий ветеранов;
-обозначить государственную политику в отношении ветеранов

Оглавление

Введение
ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕТЕРАНОВ
1.1 История становления и правовой статус ветерана по действующему законодательству РФ
1.2 Категории ветеранов
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ВЕТЕРАНОВ
2.1 Содержание государственной политики в отношении ветеранов в настоящее время
2.2 Социальная защита ветеранов. Меры социальной поддержки по категориям ветеранов
Заключение

Файлы: 1 файл

Ветераны.docx

— 98.64 Кб (Скачать)

Таким образом, оснований для признания судом оспариваемых норм областного законодательства противоречащими федеральному законодательству не имеется.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает. Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2007 № 46-Г07-34 // СПС Консультант-Плюс.

Участникам трудового фронта предоставляются следующие меры социальной поддержки: - преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому; - ежемесячная денежная выплата в размере 600 рублей. На участников трудового фронта, имеющих также звание «Ветеран труда», распространяются меры социальной поддержки ветеранов труда, кроме размера ЕДВ.

Участникам трудового фронта, не имеющим льгот по другим основаниям, предоставляется 50% скидка в оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах социальных норм и нормативов потребления в соответствии с Законом Сахалинской области «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов ВОВ, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» от 26.12.2001 № 306 (в ред. от 22.12.2004).

Ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки:

- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых  помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в  пределах социальной нормы площади  жилья, установленной администрацией  Сахалинской области, в том числе  на нетрудоспособных членов семьи  ветерана труда, совместно с ним  проживающих, находящихся на полном  его содержании или получающих  от него помощь, которая является  для них постоянным и основным  источником средств к существованию;

- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение  и отопление) и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в  пределах нормативов потребления, установленных в соответствии  с законодательством;

- оплата в размере 50% топлива, приобретаемого в пределах  норм, определяемых администрацией  Сахалинской области для продажи  населению, и транспортных услуг  для доставки этого топлива  проживающим в домах, не имеющих  центрального отопления. Обеспечение  ветеранов труда топливом с 50% скидкой производится в первоочередном  порядке;

- ежемесячная денежная  выплата в размере 480 рублей.

Меры социальной поддержки с 50% скидкой по оплате услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда и формы собственности. Меры социальной поддержки ветеранам труда, достигшим пенсионного возраста (женщины - 50 лет, мужчины - 55 лет), предоставляются независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Порядок предоставления мер социальной поддержки в органах социальной защиты населения и условия возмещения расходов в связи с их предоставлением определяется администрацией Сахалинской области. Администрация Сахалинской области предусматривает ежегодное увеличение размера ежемесячной денежной выплаты, как минимум на предполагаемый индекс-дефлятор при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Если лица, указанные данном Законе, имеют право на получение ЕДВ и предоставление мер социальной поддержки по другим основаниям, то ЕДВ и меры социальной поддержки предоставляются по их выбору, но только по одному основанию. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Сахалинской области и финансируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Более детально меры социальной поддержки ветеранов труда, проживающих в Сахалинской области определены в Постановлении Администрации Сахалинской области от 06.02.2006 № 21-па (в ред. 10.07.2007) «Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки региональным льготникам, проживающим в Сахалинской области, и условий возмещения расходов, связанных с их предоставлением». В этом Постановлении в частности установлены социальные нормы площади жилья при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере: 42 кв. метра общей площади жилья на одиноко проживающих граждан; 23 кв. метра общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из двух человек; 17 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех человек; 14 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из четырех человек; 12 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек; 6 кв. метров жилой площади на одного человека для проживающих в общежитиях.

Далее хочется рассмотреть вопрос о мерах социальной поддержки ветеранов военной службы. С момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в данной сфере возник целый ряд проблем, разрешение которых является одной из актуальнейших задач современной военно-социальной политики. Одной из проблем, как уже было отмечено выше, является реализация правового статуса «ветеран военной службы».

Другой проблемой является регулирование мер социальной поддержки ветеранов военной службы.

В отличие от рассмотренного выше вопроса об условиях и порядке присвоения звания ветерана военной службы, которые с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в основном не изменились, объем мер социальной поддержки указанной категории ветеранов, а также порядок их предоставления претерпели весьма существенные изменения. Более того, в данной сфере возник целый ряд проблем, разрешение которых является одной из актуальнейших задач современной военно-социальной политики.

Напомним, как был урегулирован данный вопрос до вступления в силу ныне действующей редакции Федерального закона «О ветеранах», т.е. до 1 января 2005 г.

В соответствии со ст. 23 указанного Закона (в его прежней редакции) ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (т.е. 55 и 60 лет, соответственно женщины и мужчины), приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. К числу таких льгот относились: льготы по медицинскому обеспечению; предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до одного месяца в году; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси); 50%-ная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений, коммунальных услуг, за пользование телефоном; другие льготы.

С 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ прокомментированная выше ст. 23 прежней редакции Федерального закона «О ветеранах», устанавливавшая меры социальной защиты ветеранов военной службы, утратила силу. Взамен ее каких-либо правовых норм не принято. На этом фоне весьма странным представляется мнение авторов Научно-практического комментария к Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которые указывают: «В связи с принятием специальных федеральных законов, регулирующих вопросы социальной поддержки данных категорий граждан (имеются в виду ветераны военной службы и ветераны государственной службы), наличие этой статьи в настоящем Законе стало неактуально». Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ / Под общ. ред. Н.А. Волгина, С.В. Калашникова. - М., 2005. С. 288. Однако, никаких иных «специальных законов» не принято, поэтому непонятно о каких таких специальных федеральных законах идет речь в указанном Комментарии.

Действительность такова, что но ныне действующая редакция Федерального закона «О ветеранах», сохранив категорию ветерана военной службы, в то же время не содержит правовых норм о каких-либо мерах их социальной поддержки. Создается впечатление, что присвоение звания ветерана военной службы является только моральным стимулом к добросовестной многолетней военной службе, не принося указанным лицам каких-либо материальных выгод. В нынешних социально-экономических условиях, а также в связи с особым статусом военнослужащих, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением военной безопасности государства и сопряжена с повышенной опасностью и риском для жизни и здоровья, одних только мер морального стимулирования данной категории ветеранов явно недостаточно.

Не в полной мере согласуется создавшееся положение и с принципом социальной справедливости. Действительно, в условиях, когда для всех категорий ветеранов федеральным законодательством установлены вполне конкретные меры социальной поддержки, отсутствие в указанном законодательстве норм о таких мерах в отношении ветеранов военной службы вызывает вполне понятное возмущение данной категории граждан, провоцирует многочисленные обращения в высшие органы государственной власти, а также явилось причиной открытых акций протеста (митингов, пикетов, шествий и т.п.) военных пенсионеров, имевших место во многих городах России в первой половине 2005 г.

Апологеты нынешней редакции Федерального закона «О ветеранах» (главным образом представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) зачастую апеллируют к ст. 22 данного Закона, которая, по их мнению, определяет меры социальной поддержки ветеранов военной службы. Так ли это на самом деле? Обратимся к содержанию указанной статьи. В ней сказано: «Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Из этого следует, что поскольку до 1 января 2005 г. ветераны военной службы, достигшие общего пенсионного возраста, были приравнены по уровню прав и льгот к ветеранам труда, то, следовательно, в настоящее время меры их социальной поддержки должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с указанным законодательным положением в субъектах РФ устанавливаются меры социальной поддержки ветеранов военной службы. Так, например, Московской городской Думой принят Закон г. Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» от 3 ноября 2004 г. № 70. Указанные в нем меры социальной поддержки предоставляются ветеранам военной службы, проживающим в г. Москве, при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Что касается ветеранов военной службы из числа военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы, то вопрос с определением мер их социальной поддержки в основном решен, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» на указанную категорию ветеранов распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны. Объем этих мер социальной поддержки достаточно обширен: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.; внеочередная установка квартирного телефона; оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг; льготы по медицинскому обеспечению; прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения с выплатой им специальных стипендий; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году; другие меры социальной поддержки.

Казалось бы, действительно, вопрос определения мер социальной поддержки ветеранов военной службы в нормативном порядке решен и поводов для беспокойства вроде бы не должно быть. Однако складывающаяся после 1 января 2005 г. практика реализации Федерального закона «О ветеранах» выявила ряд серьезных проблем в данной сфере.

Можно сделать вывод, что основные проблемы реализации статуса ветеранов военной службы состоят в следующем:

- во-первых, в приведенных  выше положениях ст. 22 Федерального  закона «О ветеранах» идет  речь о мерах социальной поддержки  ветеранов военной службы, которые  являлись таковыми по состоянию  на 31 декабря 2004 г. В связи с этим  остается открытым вопрос: каким  образом будет осуществляться  социальная защита ветеранов  военной службы, которым данное  звание будет присвоено после 1 января 2005 г.? Ныне действующая редакция  Федерального закона «О ветеранах»  ответа на данный вопрос не  дает;

- во-вторых, ветераны  военной службы - это граждане, которые  выполняли (выполняют) государственно-значимые  задачи, исполняли (исполняют) обязанности  военной службы в интересах  всего общества. Однако определение  мер их социальной поддержки  отнесено к полномочиям органов  государственной власти субъектов  РФ. Данное обстоятельство воспринято  ветеранами весьма болезненно, поскольку  создает ощущение отказа федеральных  властей от оценки их ратного  труда. Принцип определения мер  социальной поддержки, установленный  законодателем для ветеранов  труда, совершенно неприемлем для  ветеранов военной службы. Военная  служба является особым видом  государственной службы и осуществляется  в интересах всего государства, а не отдельных субъектов Федерации, следовательно, вполне логичными  являются ожидания ветеранов  военной службы, связанные с установлением  мер их социальной поддержки  именно федеральными властями, а  не местными;

- в-третьих, неизбежным  следствием нормотворческой деятельности  законодательных органов субъектов  РФ по определению мер социальной  поддержки ветеранов является  то обстоятельство, что ветераны  военной службы, проживающие в  различных регионах страны, стали  иметь различный уровень социальной  защищенности в зависимости от  финансово-экономических возможностей  того или иного субъекта РФ. Это приводит к еще большему  нарушению принципа социальной  справедливости: имея до увольнения  с военной службы единый статус  военнослужащего, указанные граждане, уволившись в запас, по объему  прав и льгот оказались разделенными  по территориальному признаку.

Указанные проблемы требуют своего разрешения, поскольку речь идет о социальном самочувствии и благосостоянии миллионов заслуженных людей.

Некоторые предложения решения данных проблем дает В.И. Гудис. Он пишет: «В преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ провозглашен принцип необходимости поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования. Проведенный в настоящей статье анализ проблем, связанных с реализацией статуса ветерана военной службы, свидетельствует о том, что в отношении данной категории ветеранов указанный принцип остается лишь декларацией. Это актуализирует настоятельную необходимость внесения серьезных корректив в законодательство о социальной защите ветеранов». Гудис В.И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. № 10. 2005. С. 16.

Информация о работе Государственная политика в отношении ветеранов