Государственная политика в отношении ветеранов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является углубленное изучение правового статуса ветерана по действующему законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели будет выполнен ряд задач:
-вывести понятие ветерана;
- дать определения категорий ветеранов;
-обозначить государственную политику в отношении ветеранов

Оглавление

Введение
ГЛАВА I. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕТЕРАНОВ
1.1 История становления и правовой статус ветерана по действующему законодательству РФ
1.2 Категории ветеранов
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ВЕТЕРАНОВ
2.1 Содержание государственной политики в отношении ветеранов в настоящее время
2.2 Социальная защита ветеранов. Меры социальной поддержки по категориям ветеранов
Заключение

Файлы: 1 файл

Ветераны.docx

— 98.64 Кб (Скачать)

В целях восстановления справедливости мы предлагаем дополнить Федеральный закон «О ветеранах» статьей, устанавливающей единые меры социальной поддержки ветеранов военной службы на федеральном уровне, независимо от места их жительства - так, как это сделано, например, в отношении ветеранов боевых действий.

Что касается срока, с которого ветеранам военной службы должны предоставляться указанные меры социальной поддержки, то здесь, следует использовать проверенный принцип, который был заложен в прежней редакции закона: право на социальные гарантии ветераны военной службы должны приобретать, как и прежде, с достижением пенсионного возраста по старости, т.е. мужчины - с 60 лет, женщины - с 55 лет.

В пользу предложенного варианта решения проблем социальной поддержки ветеранов военной службы говорит и то обстоятельство, что пенсионное и другие виды социального обеспечения указанной категории граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета. В случае реализации данного варианта отпадет необходимость перечисления соответствующих средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, что приведет к экономии расходов, связанных с их учетом, распределением и т.п. Все финансовые вопросы в этом случае можно было бы решать через органы, осуществляющие пенсионное обеспечение указанных граждан.

Далее рассмотрим вопросы о ежемесячной денежной выплате и наборе социальных услуг.

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) - это фиксированная денежная сумма, устанавливаемая на федеральном уровне и выплачиваемая отдельным категориям граждан, так называемым федеральным льготникам.

Право на ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» имеют: инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица (инвалиды войны); участники ВОВ; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 закона; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале ВОВ в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

При этом, если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по Федеральному закону «О ветеранах» и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ЕДВ либо по Федеральному закону «О ветеранах», либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (за исключением случаев установления ЕДВ в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»). Гражданам, пострадавшим от воздействия радиации и имеющим одновременно право на получение ЕДВ установленной Федеральным законом «О ветеранах», ежемесячно начисляются две эти денежные выплаты.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ЕДВ по нескольким основаниям, ЕДВ устанавливается по тому основания, которое предусматривает более высокий размер выплаты.

В п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» установлены размеры ЕДВ. Сумма ЕДВ с 1 января 2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации (изменения) суммы ЕДВ и стоимости набора социальных услуг, осуществленной за период с 1 января 2005 года в соответствии с законодательством РФ.

На настоящий момент, внесенными в ряд законодательных актов изменениями увеличены размеры ЕДВ, предоставляемых взамен льгот («монетизация» льгот) отдельным категориям граждан, в частности «чернобыльцам», инвалидам, ветеранам, героям войны и труда. Эти изменения закреплены Федеральным законом от 01.11.2007 № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан». В ст. 5 вышеназванного Закона сказано, что ежемесячная денежная выплата ветеранам устанавливается в размере:

1) инвалидам войны - 2 645 рублей;

2) участникам ВОВ - 1 985 рублей;

3) ветеранам боевых  действий из числа лиц, указанных  в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона  «О ветеранах», лицам, награжденным  знаком «Жителю блокадного Ленинграда», - 1 455 рублей;

4) военнослужащим, проходившим  военную службу в воинских  частях, учреждениях, военно-учебных  заведениях, не входивших в состав  действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года  не менее 6 месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями  СССР за службу в указанный  период, лицам, работавшим в период  ВОВ на объектах противовоздушной  обороны, местной противовоздушной  обороны, строительстве оборонительных  сооружений, военно-морских баз, аэродромов  и других военных объектов  в пределах тыловых границ  действующих фронтов, операционных  зон действующих флотов, на прифронтовых  участках железных и автомобильных  дорог, членам экипажей судов  транспортного флота, интернированных  в начале ВОВ в портах других  государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников  ВОВ и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в ВОВ  лиц из числа личного состава  групп самозащиты объектовых  и аварийных команд местной  противовоздушной обороны, а также  членам семей погибших работников  госпиталей и больниц города  Ленинграда - 795 рублей.

Статья 5 Федерального закона от 01.11.2007 № 244-ФЗ вступила в силу с 1 апреля 2008 года.

ЕДВ назначается без учета районного коэффициента, устанавливаемого Правительством РФ в зависимости от района проживания. Но размер ЕДВ подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

Следует добавить, что часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления гражданину социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Справочник председателя профкома. «Как стать ветераном труда? Все решают регионы». - М.: Профиздат, 2007. № 24. С. 38. При этом п. 7 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ЕДВ не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Порядок осуществления ЕДВ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 № 294. Этот порядок устанавливает общие правила обращения за выплатой, процедуру рассмотрения заявлений граждан, определяет перечень документов, необходимых для назначения выплаты а также правила установления и начисления выплаты, регулирует вопросы ее доставки.

Гражданин, имеющий право на ЕДВ вправе обратиться за ней в любое время после возникновения этого права. Обратиться за выплатой можно как лично, так и через своего представителя, при этом заявление и все документы можно отправить по почте.

По общему правилу ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не раньше, чем возникло право на эту выплату. Днем обращения считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. Если заявление было направлено по почте, то днем обращения будет считаться дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления. После приема заявления в течение 10 дней (не позднее) территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение о назначении выплаты. Однако Пенсионный фонд РФ может и отказать в назначении ЕДВ, к примеру, не все документы представлены, лицо относится к региональным льготникам и др. в случае отказа Пенсионный фонд РФ не позднее 5 дней со дня вынесения такого решения должен известить гражданина, сообщив о причинах отказа, а также возвратить все документы. Если гражданин не согласен с вынесенным решением, он вправе обжаловать его в вышестояший орган Пенсионного фонда РФ (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение). При этом решение территориального органа Пенсионного фонда РФ и вышестоящего может быть обжаловано в суде.

Порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 г. № 317, предусматривает, что приостановление, продление и возобновление выплаты производится по правилам, определенным для трудовой пенсии. Основание приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии устанавливает ст. 21 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В случае возникновения вопросов по порядку назначения ЕДВ, определения ее размера или доставки следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, в которых есть отделы приема населения, где компетентные специалисты проводят прием граждан по всем вопросам, связанным с пенсионным обеспечение, а также дают разъяснения по ежемесячным денежным выплатам.

ЕДВ начисляется с учетом решения об отказе от набора социальных услуг либо от одной социальной услуги из этого набора. Иными словами, при наличии заявления гражданина об отказе от всех социальных услуг (одной социальной услуги), их стоимость не вычитается из суммы ЕДВ, установленной для соответствующей категории. Заявление об отказе от получения социальных услуг (социальной услуги) подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично либо иным способом, например, по почте или через представителя. Отказаться от набора социальных услуг (социальной услуги) стало возможно только с 2006 года. При отсутствии заявления о предоставлении набора социальных услуг, социальные услуги не предоставляются и, соответственно, стоимость набора социальных услуг не вычитается из суммы ежемесячной денежной компенсации.

Набор социальных услуг (или «социальный пакет») - это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг (С.В. Калашников См.: Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. - М.: Экономика, 2002. С. 69.), так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства (В.Е. Чиркин См.: Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост. Н.С. Нижник, Н.А. Чекунов; под ред. Д.И. Луковской. - СПб., 2003. С. 3.).

По мнению В.Е. Чиркина, задачи по предоставлению социальных услуг населению в какой-то мере государство выполняло всегда. См.: Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2005. № 5. С. 56. Действительно, если рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства потребность общества в институте, способном решать «общие дела», то следует признать, что деятельность государства по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов - это деятельность, имеющая выраженную социальную направленность. Можно спорить о причинах, по которым оказывались эти услуги, но следует признать, что они отвечали интересам большинства.

Основным актом, дающим законодательное толкование ряда вопросов, связанных с пониманием сущности социальных услуг, является Федеральный закон от 17.07.1999. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в ст. 1 которого дается определение понятия «набор социальных услуг» - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Применительно к социальным услугам в ст. 3 названного Закона используются такие характеристики, как всеобщая доступность и общественно приемлемое качество услуг. Характерно, что введены эти требования Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Вообще именно этому Закону мы обязаны насыщением Федерального закона «О государственной социальной помощи» термином «социальные услуги».

В данном Законе социальные услуги связываются лишь с социальной помощью, то есть трактуются более узко. В связи с этой узкой трактовкой субъекты, обладающие правом на получение социальных услуг, - это обозначенные в виде закрытого перечня категории граждан (ст. 6.1), например инвалиды войны. В статье 6.2 указанного Закона раскрывается понятие «набор социальных услуг» путем перечисления входящих в него услуг. При этом недостаток данного Закона состоит в том, что законодатель юридически установил две социальные услуги (п. 1 ч. 1 этой статьи и п. 2 ч. 1 ст. 6.2), а фактически в этих пунктах можно выделить гораздо большее число этих услуг: дополнительная бесплатная медицинская помощь; лекарственное обеспечение при получении дополнительной бесплатной медицинской помощи; санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний; бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Согласно ст. 6.2 в одну социальную услугу объединены первые три из вышеперечисленных услуг, последние две также рассмотрены законодателем как единая социальная услуга. Подобное понимание не отражает содержательной стороны каждой из услуг: медицинская помощь, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение как специфический вид медицинской помощи, транспортные услуги, имеющие целевое назначение (к месту лечения), транспортные услуги как действия по перемещению из одной географической точки в другую независимо от цели перемещения. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 94.

На оплату набора социальных услуг предусматривается 450 руб. в месяц, при этом на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами и предоставление, при наличии медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение - 400 руб., на оплату бесплатного проезда - 50 руб. Суммы, направляемые на предоставление набора социальных услуг (социальной услуги), могут быть изменены Правительством РФ.

Информация о работе Государственная политика в отношении ветеранов